- Как музыка пришла в вашу жизнь?
- Наверное, выбор стать музыкантом был не мой. Его за меня сделали мои родители. Когда мне было где-то 5 лет, они начали интересоваться, нравится ли мне заниматься музыкой и нравится ли музыка вообще. Так совпало, что родственница как раз подарила аккордеон, но мне было… так. Отвели на занятия во Дворец культуры тонкосуконного комбината, и первым моим инструмент стал аккордеон.
Педагог долго мне ставил руки, но было очень скучно заниматься на этом инструменте. Я был мал, и надо было постоянно тягать эти меха. Прозанимался около года. Однажды, когда дожидался занятий сольфеджио, у нас с друзьями выдалась минутка, чтобы поиграть в прятки. Начали прятаться друг от друга, и я забежал на третий этаж. Эта случайность привела меня в музыку. Я услышал очень интересные звуки, приоткрыл дверь - и просто какая-то взрослая рука схватила за шиворот и ввела в мир музыки. В этом помещении в то время репетировал духовой оркестр. Я с первой минуты был впечатлен звучанием. После урока сольфеджио пришел домой и сказал отцу, что хочу играть на трубе. Я тогда думал, что все эти инструменты - кларнеты, гобой, фаготы, тромбоны, баритоны, альты - это все трубы.
На следующий день отец привел меня в класс. Но родители не хотели отпускать с аккордеона, и мы договорились, что я буду и играть на аккордеоне, и пойду в духовой оркестр, чтобы учиться играть на трубе. Первый инструмент, который я получил, была не труба, а корнет.
- Хорошие музыкальные инструменты всегда стоили очень дорого, а в те временна особенно. Когда у вас появился свой собственный инструмент?
- Я начинал играть на корнете. Мундштук для него в советские времена стоил 15 рублей. Это были очень большие деньги для родителей. Всю музыкальную школу у меня не было своего инструмента. Он появился на четвертом курсе музыкального училища. Мы с мамой поехали в Санкт-Петербург на завод музыкальных инструментов, и она мне в подарок купила тромбон.
- Ваша учеба в музыкальном колледже пришлась на развал Советского Союза. Это как-то отразилось на обучении?
- Мы получили больше доступа к музыкальному материалу. Стало много гастролей музыкантов из европейских стран, Америки. Они приезжали к нам на мастер-классы. В то время в училище создали творческую атмосферу, и на каждый Новый год выпускники готовили "капустник" и "компот". "Капустник" - это, если говорить простым языком, музыкальный КВН. А "компот" - это шуточное выступление, обработка музыкальных тем в виде шаржей.
Но найти класс, чтобы позаниматься, в то время было почти невозможно, музыканты играли где попало. У нас была лестница, и у каждого на пролете было свое музыкальное место. То есть на каждом пролете стояло по музыканту. Во всех, наверное, музыкальных заведениях, где я учился, были еще длинные подвалы. Там мы тоже занимались: стоит тромбонист, занимается, через два шага - трубач. Каждый свою мелодию играет, получалась такая вакханалия. Но каждый понимал, что делает и к чему стремится. Занимались очень много. В то время очень большая была конкуренция среди музыкантов. Музыкантом было быть престижно.
- Гитаристы во время усердных занятий стирают подушечки пальцев. У скрипачей - синяки на шее. А чем выделяются трубачи?
- В зимнее время, бывало, переиграешь, выходишь на улицу, ветерок подул - и губы осеверели. Был такой курьезный случай. Захожу в метро, а губы "переиграны". Подходит женщина и говорит: "Это, конечно же, не мое дело, но, наверное, с кем-то целовались, и у вас на губах помада". Я уже не стал ей объяснять, что это профессиональное.
Она похудела на 35 кг! Эта белоруска добилась удивительного результата за 8 месяцев
- Пришел черед глупых вопросов. Почему мы говорим, что нот семь, но потом начинается: до-диез минор, си-бемоль мажор. Сколько же на самом деле нот?
- На моей midi-клавиатуре 61 клавиша. Да, названий нот семь. Но есть и ноты до-диез, и ми-бемоль или ре-диез. И фа-диез, и соль-диез, и ля-диез или си-бемоль. Самый большой по диапазону инструменту - фортепиано. Там 88 клавиш. Но это тоже не предел. В академической музыке 88 нот, но современные композиторы уже вышли за эти рамки.
Также в некоторых странах - например, в африканских - народная музыка может делиться не только на тона и полутона, а на четверть тона.
Но в октаве, да, семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
- А зачем оркестру нужен дирижер? Многие думают, что исключительно для красоты и эффектности во время выступлений.
- Дирижер - это руководитель. Он полностью понимает концепцию произведения, как оно должно звучать. Конечно, в оркестре каждый музыкант знает, как ему нужно сыграть. Но объединить и целостно услышать, что должно звучать, может только отдельный специалист. Например, какой-то группе музыкантов надо сыграть тише, кому-то - более экспрессивно. Полностью идею раскрывает дирижер.
- То есть дирижер - это как и футбольный тренер. Футболисты вроде бы и сами пинать мяч умеют, но, чтобы сделать из них команду, нужен отдельный человек.
- Да. Видит картину, кто находится вне игры. Кто ошибся, кто кому-то не помог, кто в ансамбле не сыграл, кто не передал мелодию, кто не подхватил, почему это происходит. Это надо словами довести музыкантам или объяснить жестами, чтобы получить потом прекрасный результат.
- Как вы думаете, почему появляются такие вопросы об оркестре?
- Если взять моего брата (старше меня на семь лет), то он нечасто посещает концерты, но досконально знает каждый инструмент в оркестре. Он знает, что такое фагот, маримба, ксилофон. А почему знает? Думаю, надо искать ответ в образовании той эпохи. Тогда в школе учились 10 классов, и музыка была до 10 класса. Сейчас, смотрю по моей дочери, музыка и рисование - те искусства, которые открывают душу в человеке, - заканчивают в третьем классе. Да, продолжается предмет "Мировая художественная культура", но он не восполняет пробелы, которые существуют у молодого поколения в образовании. Все идет от образования. Что посеешь, то и пожнешь.
- А сколько у вас человек в оркестре?
- На данный момент в коллективе 66 человек - 53 музыканта и 13 человек административного персонала. Административный персонал - это директор, дирижер, звукорежиссеры, машинисты сцены, заведующий художественно-постановочной частью, костюмеры.
"Ноги на завод уже сами идут". Они пережили худшие времена МТЗ, и вот что говорят
- Тяжело управлять таким творческим коллективом?
- Музыканты, да, очень восприимчивы. Надо, наверное, быть не только дирижером, а еще тонким психологом. А можно где-то дать вольную музыканту - и пойдет не в том русле. А можно где-то пережать - тоже будет плохо. То есть надо находить тонкую грань, чтобы общаться с музыкантами.
Бывает, выйдешь к оркестру, а музыканты унылые с утра. Может, кто-то кофе не попил, у кого-то в семье что-то не получается, кто-то плохо добрался, кто-то в транспорте, на кого-то погода влияет. Но, выходя в бодром настроении и этим показывая пример музыкантам, ты начинаешь вести бодро репетицию, и ситуация меняется в лучшую сторону.
- А какой стиль управления должен быть у дирижера: авторитарный или демократичный?
- Я думаю, что дирижер не то чтобы должен быть мягким, авторитарным или деспотичным. Дирижер должен быть харизматичным. И музыкант не должен никогда знать, что выбросит дирижер в тот или иной момент.
- Вы как-то обмолвились, что музыканты называют вас сухим человеком. Почему?
- У нас много мероприятий, и я стараюсь продумывать, четко рассчитывать график. Прогнозировать все наши репетиции, концерты. Может, поэтому меня и называют, как в фильме, "сухарем". Но того требует репетиционный процесс, сама жизнь. Сейчас все происходит быстро, и надо все четко планировать. Но репетиционный процесс и выступление на сцене - это две совершенно разные вещи.
- С супругой вы познакомились благодаря оркестру. Расскажите, пожалуйста, про этот случай.
- Многие говорят о том, что существует любовь с первого взгляда. Думаю, этот вариант подходит и мне. У меня всегда есть какое-то предчувствие. Наверное, как и у многих. Если я захожу в магазин и мне понравилась какая-то вещь, я могу перемерить все, но та вещь, которую я увидел первой, четко подойдет мне по размеру, это мое.
Когда мы познакомились с моей будущей супругой, она пришла редактором в наш коллектив. Этот первый взгляд произошел в репетиционном зале, где ее представляли коллективу. Все - у меня картинка, паззл сразу сложились. Но до того, как мы уже к чему-то подошли, прошло, наверное, около трех лет.
"Она этого достойна". Чтобы сделать предложение девушке, этот сержант удивил всех
- Какой музыке вы отдаете предпочтение? Имею в виду ваши плейлисты.
- Я очень люблю слушать джаз. У меня очень богатая фонотека. Она находится у меня в автомобиле, так как дома я очень люблю слушать тишину. Хотя у меня двое детей, и мне хватает дома звуков. Дети у меня музыкальные, и я стараюсь приучать их к музыке.
Но сам слушаю музыку в основном в автомобиле. Примерно полтора часа в день у меня звучит джазовая музыка.
- А что самое тяжелое в работе дирижера?
- Наверное, нет ничего такого. Кто-то из классиков сказал, что если ты найдешь профессию, которая будет для тебя сродни хобби, то не будешь работать ни один день. Бывает, что я на работе задерживаюсь и до 10, и до 12 часов. Я никогда не считаю эти рабочие часы. Я делаю какой-то продукт, и когда этот продукт успешно реализован, когда это интересно зрителю, я получают от этого удовлетворение. Или, как говорит молодежь, кайф.
| Михаил Матиевский для БЕЛТА+
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Друзья! Мы любим рассказывать вам истории об удивительных белорусах, которые спасают жизни, выхаживают животных, радуют талантами и необычными увлечениями. Нам хочется, чтобы о них узнало как можно больше людей. Если у вас есть такие знакомые, пишите на почту m.matievskii@gmail.com, и они станут героями наших сюжетов.
Читайте также:
Художник - бедный, голодный, в берете и с шарфом? Заглянули в мастерскую белоруски
Муж боялся, что она не вернется домой. Белоруска рассказала, как это - служить в милиции
Девушка-кинолог. Почему белоруска выбрала сложную профессию и что ей в ней нравится?