На первый взгляд, работа династии Потапкиных - олицетворение свободы и романтики. Однако мало кто задумывается, что за внешним фасадом их "небесных" профессий скрывается тяжелый труд, сотни часов налетов, ночные "бдения" и колоссальная ответственность за жизнь и здоровье людей. Ольга - бортпроводник-инструктор, ее сын Никита - второй пилот пассажирского самолета Embraer авиакомпании "Белавиа". Их истории - подтверждение того, что в авиацию идут не столько романтики, сколько люди с крепким внутренним стержнем, безграничным терпением и стальными нервами.
Ольга Потапкина - стюардесса более чем с 30-летним стажем. В детстве ее семья жила недалеко от бывшего аэропорта Минск-1. Каждый день любопытная девчонка бегала с подружками смотреть, как взмывают в небо огромные лайнеры. И ей тоже хотелось насладиться свободой полета. Недаром некоторые стюардессы говорят: профессию выбрали потому, что в прошлой жизни были ласточками.
- Но мечта казалась неосуществимой. Набор в бортпроводники в те годы объединенный авиационный отряд проводил раз в пять лет, конкуренция была очень высокой, - рассказывает Ольга. - Поэтому поступила в колледж легкой промышленности, но продолжала грезить о небе. Моя близкая подруга, папа которой был генералом, однажды узнала от него, что авиаотряд скоро объявит набор. Рассказала эту новость мне. Я тут же рванула в аэропорт. А для смелости захватила с собой другую подругу - Веру. Начальник службы проводников Александра Владимировна Сенькова, давшая потом мне путевку в жизнь, встретила нас с удивлением: "Откуда узнали? Мы не давали объявления". Я же корректно ушла от ответа. А начальница вдруг заявила, что именно таких, упрямо идущих к своей цели, она хочет видеть в своей команде. И обратилась к моей подруге, стоявшей в сторонке: "Давай и ты пробуй!" Интересно, что впоследствии моя Вера Гуце тоже стала бортпроводником, отдав, как и я, больше 30 лет профессии.
Врачебно-летную комиссию Ольга прошла без проблем. Она вела здоровый образ жизни и была всегда в тонусе. Когда на экзаменах узнали, что в школе увлекалась женским футболом, отметили: "Значит, вы уже привыкли к командной работе, а для бортпроводника это особенно важно".
Свой первый самостоятельный полет рейсом Минск - Москва Ольга запомнила на всю жизнь. Ведь у нее… заложило уши. Начинающая стюардесса решила, что профнепригодна. Ужас охватил с головы до пят. Но она все же поделилась своими ощущениями с бывалыми коллегами, и они успокоили: во время первых рейсов такое и с ними случалось. По всей видимости, сказывается волнение, с которым "небесные ласточки" быстро учатся справляться. Не стала исключением и наша героиня. В должности бортпроводника-инструктора она передает накопленные знания младшим коллегам, помогая им получать навыки и справляться с проблемами. Рассказывает, конечно же, и о том, как выходить из экстраординарных ситуаций. Как один из примеров приводит давний полет в Варшаву.
Погода тогда стояла отличная, самолет постепенно снижался, выходя на посадку. Неожиданно в обтекатель крыла ударила молния. Профессиональным слухом бортпроводники уловили, как она прошла сквозь электрические приборы в самолете и вышла наружу через этот же обтекатель. По протоколу, как и положено, связались с кабиной. Командир успокоил, мол, ситуация не аварийная, не стоит волноваться. Действительно, экипаж прекрасно посадил самолет на полосу, но, как потом оказалось, молния нанесла судну ощутимый ущерб: электрические системы оказались повреждены и требовали серьезного ремонта. Пассажиры во время снижения почувствовали разве что легкую турбулентность, а то, что полет прошел не совсем штатно, не догадались.
- Они ведь смотрят на нас и считывают с лица информацию. Малейшее проявление беспокойства или тревожный блеск в глазах заметят тотчас же, - объясняет Ольга. - А потому мы даже при какой-то острой ситуации должны быть невозмутимыми. Главнейшая забота - это успешный и безопасный полет. К счастью, на борту аварийные ситуации происходят крайне редко, а статистика говорит о том, что самолет на сегодняшний день - самый безопасный вид транспорта.
На борту стюарды нередко становятся свидетелями радостных моментов. Однажды парень делал предложение руки и сердца в воздухе. С будущей невестой он познакомился в полете и посчитал, что такой жест девушке понравится. И не ошибся. Заранее договорился с проводниками и попросил их спрятать букет цветов. Когда же во всеуслышание сделал предложение, а потом надел своей избраннице на палец кольцо и та ответила "Да!", в салоне раздались бурные аплодисменты. Тут еще и цветы откуда-то "выплыли"… Фантастика!
- Пассажиры бывают разные. Кому-то нужно что-то разъяснить, помочь, подсказать. Часто летают звездные клиенты, но они в самолете любят отдыхать. Максимально закрываются от внешнего мира и, как правило, не идут на контакт. Мы стараемся угадывать настроение пассажира и подходить к его обслуживанию творчески, - объясняет собеседница. - Бортпроводники всегда в хорошем настроении и, как сейчас говорят, клиентоориентированы. А человек, видя наш настрой, делится своими эмоциями, причем и положительными, и отрицательными.
Ольга, как и ее коллеги, всегда готова выслушать пассажира, помочь ему или выполнить необычную просьбу. Скажем, как-то англичанин, у которого были проблемы с опорно-двигательным аппаратом, попросил завязать шнурки на обуви. Ольга сделала это за несколько секунд. Казалось бы, мелочь, но в глазах пожилого человека было столько любви и благодарности.
- Такая обратная реакция - это то, что наполняет сердце, и ты тоже стараешься жестом, улыбкой показать пассажиру свое доброе и трепетное отношение. Вообще, я не устаю от такой коммуникации, - признается она. - Раньше многие активно летали в Москву по работе, причем чуть ли не ежедневно, потому многих пассажиров знала в лицо. И они тоже меня узнавали, шутя, что мы уже как родня. Зная, что мой сын собирается в пилоты, могли, к примеру, поинтересоваться, осуществилась ли его мечта. И я охотно отвечала, ценя подобное внимание.
По словам Ольги, очень важно в ее профессии иметь хорошее образование. Поэтому она постоянно учится. Окончила университет права и социально-информационных технологий, поступила в магистратуру Академии управления при Президенте. Считает, что бортпроводнику-инструктору нужно знать основы менеджмента, чтобы правильно организовать процесс взаимодействия с коллегами по службе.
- Хожу на курсы, совершенствую английский язык. Программа построена таким образом, что ты постоянно в тонусе, и это развивает тебя как личность. А когда пассажиру с тобой интересно, он забывает о всех своих проблемах, - рассуждает "вечная ученица". - Белавиа дает возможность работать, пока позволяет здоровье. А раньше в 45 лет нам вежливо говорили: "Большое спасибо. До свидания". На мой взгляд, нынешний подход более правильный. Знаю немало возрастных проводников, которые дадут фору любому молодому.
Никита, как и его мама, всегда мечтал о небе. Сохранилось даже видео из детсада, когда малыш на камеру говорит: "Когда вырасту, хочу водить самолет".
- Мой выбор — во многом заслуга родителей, - признается он. - Папа, Владимир Потапкин, работал авиаинженером самолета ТУ-154, много рассказывал о своей работе. Я видел романтику полетов, потому что отец брал меня, тогда еще совсем ребенка, в аэропорт встречать маму из рейсов. Да и в семье разговоры были больше о небе.
Технические задатки, интерес к различным механизмам, приборам и чертежам, как считает Никита, у него от отца. Тот дома вечно что-то мастерил, ремонтировал. А рядом, на подхвате, был сын - его верный помощник и... конкурент. Любознательный ребенок стремился сделать что-то всегда круче, чем папа.
Но после школы Никита все же решил попробовать себя в химии, которую очень любил, и поступил в БГУ.
- Думал, что стану ученым и буду двигать науку вперед, - улыбается собеседник. - Теперь понимаю, что это был юношеский максимализм. А профессия химика показалась впоследствии рутинной, слишком упорядоченной и однообразной. Я же хотел чего-то более мобильного, гибкого, необычного. Вот тогда-то и вспомнил про свою детскую мечту и решил ее реализовать. Семья мое решение поддержала.
Никита Потапкин поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации в Рязанской области. Его окончили многие белорусские пилоты. Как оказалось, в авиацию Никита пришел поздновато - в 23 года. Для него стало открытием, что в этой отрасли людей столь "преклонного" возраста уже не жалуют и конкуренция достаточно жесткая. Будущий пилот вынужден был даже ночами грызть гранит науки.
Чтобы стать летчиком гражданской авиации, одного диплома мало. Надо знать особенности работы на конкретном типе воздушного судна. Будущие пилоты Embraer проходят наземную и аварийно-спасательную подготовку, изучают множество авиадисциплин - от воздушного права до устройства турбореактивных двигателей, проходят аэродромные и тренажерные тренировки.
Со стороны кажется, что работа пилота - это накрахмаленные белые рубашечки, великолепные виды из окна кабины и красивые стюардессы. Это верно лишь отчасти. Авиационная индустрия - одна из самых сложных и ответственных отраслей. Главная задача авиации - обеспечение безопасности полетов. Любая ошибка может привести к непоправимым последствиям. А потому, по словам летчика, на нем лежит груз большой ответственности. По регламенту все пилоты компании каждые полгода тренируются и проходят проверку навыков техники пилотирования на современном тренажере, который позволяет отрабатывать действия экипажа в штатных и аварийных ситуациях. В небе ты должен быть готовым ко всему.
Со временем Никита мечтает оказаться в кресле капитана воздушного судна.
- Чтобы дослужиться до командира экипажа, необходимы тысячи часов налета и годы профессиональной работы, - уточняет он. - Требования к подготовке и навыкам пилотов с каждым годом растут и обновляются. Поэтому ты постоянно должен развивать свои навыки, учиться, повышать квалификацию.
Пока для Никиты, как поется в песне, первым делом самолеты, ну а девушки - потом. Он понимает, что важно не только попасть в "небесную" профессию, но и закрепиться в ней.
В свободное от работы время он реставрирует "Волгу" ГАЗ-21. Планирует исполнить другую детскую мечту - собрать свой собственный автомобиль. А еще он строит дом для будущей семьи. Причем намерен реализовать такой масштабный проект сам, даже заливку фундамента выполнил своими руками.
На вопрос, что самое лучшее в работе, пилот отвечает:
- Ощущения во время полета незабываемые. Это чувство свободы, вдохновения и новых горизонтов. Каждый полет особенный, поэтому назвать мою работу рутиной никак нельзя. Она приносит удовольствие, радость и чувство, что я полезен.
- В авиации нет случайных людей. От наших действий зависит жизнь и безопасность большого количества пассажиров, - добавляет Ольга. - Наши профессии называют небесными, но даже над облаками всегда думаем о доме и близких. У меня замечательная семья, которая любит и ждет меня на земле. Именно осознание этого помогает переносить трудности, постоянные командировки и незапланированные задержки.
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.
Читайте также:
"Эмоции были, конечно…" Как летчики снимают стресс?
Как стать летчиком? Оказывается, в Беларуси много вариантов
Чего боятся пилоты и в какие приметы верят? Простыми словами о работе летчика