В истории Великой Отечественной войны Брестская крепость стала первым рубежом, о который споткнулся враг. Это потом были Севастополь, Ленинград, Смоленск, Вязьма, Керчь, Сталинград и другие героические вехи сопротивления советского народа гитлеровскому вторжению. Но именно цитадель над Бугом положила начало бескомпромиссной, упорной и, в конечном счете, победоносной борьбе с фашизмом.
Сегодня мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" – крупнейший на постсоветском пространстве памятник мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны, особо почитаемый и массово посещаемый. Отдать дань уважения героям сюда приезжают со всех уголков планеты. Как рассказал директор мемориала Григорий Бысюк, со дня открытия комплекса и по 2018 год его посетили 24,5 млн гостей. А 22 мая нынешнего года здесь был зафиксирован почетный 25-миллионный посетитель – москвичка Мария Васина, которая побывала в цитадели с супругом и дочерью. Как призналась гостья города над Бугом, семья приехала в Беларусь под впечатлением от киноленты "Брестская крепость", которая снималась здесь на средства бюджета Союзного государства.
Приводит Григорий Григорьевич и еще некоторые интересные факты: всего за время существования мемориального комплекса в нем побывали представители 140 государств. Больше всего среди прошлогодних посетителей, конечно же, белорусов. Вторые в списке – россияне: из 8,5 тыс. экскурсионных групп, обслуженных в прошлом году, свыше 4 тыс. – из Российской Федерации. На третьем месте Польша – 1066 групп. Кстати, несмотря на события в Украине, из этой страны мемориал посетило 112 групп, то есть больше 2 тыс. человек. Дальше Латвия и Литва – более 500 человек.
Активно приезжали в Брестскую крепость и китайцы – более 300 человек. Из Германии – 217, США – 172 человека... Даже из Австралии были гости – три небольшие группы.
А еще Брестская крепость – один из самых больших по площади мемориалов в мире: его территория составляет 285 га, в том числе самого мемориального комплекса – 70 га и его филиала 5-го форта – 7,8 га. Чтобы спокойно обойти все объекты цитадели, по заверению директора, нужно потратить полтора-два дня. Прямо скажем, хозяйство внушительное, требующее постоянного внимания, ухода и надлежащей эксплуатации. К тому же наличие богатейшего фонда памятников материальной культуры заставляет постоянно принимать меры по уменьшению воздействия на них временного и природного факторов, что подразумевает изыскание дополнительных инвестиций на дальнейший ремонт объектов комплекса.
И одной из последних мер, направленных на сохранение материального и духовного наследия Брестской крепости, стал проект Союзного государства "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой", рассчитанный на 2018–2020 годы.
– Мы признательны за поддержку нашей инициативы по реконструкции объектов мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" с привлечением средств бюджета Союзного государства, – говорит Г. Бысюк. – Всего данным проектом предусмотрена реализация 16 мероприятий с общим объемом финансирования 319 215,7 тыс. российских рублей. Из них шесть были полностью выполнены в прошлом году – на сумму более 96 млн российских рублей. Причем это как непосредственно строительные и ремонтно-реставрационные работы, так и разработка проектно-сметной документации к ним.
Одним из первых, по словам собеседника, был осуществлен капитальный ремонт с консервацией руин казарм 333-го стрелкового полка. Это строение ХІХ века площадью 3760 кв. м, в свое время оно поэтапно использовалось как госпиталь, арсенал, казарма, но сильно пострадало в ходе боевых действий в начале войны, было разрушено в годы фашистской оккупации 1941–1944 годов, да и в послевоенные годы до создания мемориала. В 1971 году в уцелевшей цокольной части проводилась реставрация, однако к нашему времени конструкции обветшали, со сводов стал обваливаться кирпич, поэтому в целях безопасности доступ посетителей сюда, в том числе и в сохранившиеся подвалы, был закрыт.
В ходе реализации мероприятий проекта Союзного государства в бывших казармах 333-го стрелкового полка было устранено проникновение влаги в кирпичные своды и стены подвалов, вызванное размораживанием кладки и выветриванием раствора. Также в подвалах отремонтировали и законсервировали кирпичную кладку, уложили полы, произвели ремонт кирпичной кладки стен и сводов и т. д. А итог этой работы позволил создать новый экскурсионный маршрут для организованных групп туристов с посещением подвальных помещений…
– Благодаря мероприятиям проекта также была капитально отремонтирована кровля юго-западной казармы, изготовлена проектно-сметная документация по капитальному ремонту Восточного форта, капитальному ремонту и консервации руин Белого дворца, Инженерного управления, руин у Холмских ворот и северо-западной части цитадели, – продолжил рассказ директор мемориального комплекса. – В октябре 2018 года начался капремонт моста у Музея обороны Брестской крепости, и этот объект оказался у нас переходящим на текущий год. Строители усилили опоры, поменяли покрытие, коммуникации, и совсем недавно, ко Дню Победы, мост через правый рукав реки Мухавец, который является одной из главных артерий туристического потока, был снова введен в эксплуатацию. От старого на нем разве что простреленные пулями в 1941-м перила, их мы специально оставили как исторические реликвии.
Но самым значительным достижением первого года реализации мероприятий союзного проекта стала реставрация барбакана-полубашни юго-восточной части оборонительной казармы и создание в ней новой музейной экспозиции.
Барбакан – фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость в юго-восточной части оборонительной казармы, – объект уникальный. Хотя бы уже потому, что представляет собой единственный сохранившийся экземпляр из всех когда-то существовавших в крепости сооружений такого типа. По словам Г. Бысюка, первоначально подступы к внешним воротам-входам оборонительной казармы дополнительно защищали четыре барбакана, но в военных передрягах уцелел только один. По нему мы и можем судить, насколько основательно подходили создатели брестской твердыни к своему детищу: полубашня состоит из двух этажей, толщина ее внешних стен составляет 1,8 м, внутренних – от 85 см до 1,1 м, общая площадь – более 1,2 тыс. кв. м.
– Чтобы вернуть барбакан, скажем так, к жизни, нужно было выполнить большой объем общестроительных работ, – продолжает Григорий Григорьевич. – В первую очередь, это – установка оконных и дверных блоков, устройство полов, отделка и инженерное обеспечение помещений: теплоснабжение, энергосбережение, охранно-пожарная сигнализация, вентиляция. Также следовало сделать проход для посетителей через помещения первого этажа казармы, благоустроить внутренний дворик барбакана и т. д. Со всем этим мы справились к сентябрю прошлого года, после чего сразу приступили к реализации следующего этапа – созданию экспозиции "Летопись Брестской крепости". В итоге у нас появился уникальный музей, рассказывающий об истории брестской цитадели через призму эпохальных событий, происходивших в ней в разные годы.
Музеефикацией юго-восточного барбакана занималась не только творческая группа данного проекта, но и практически все сотрудники мемориала, включая научных работников и даже дворников. К этому делу были привлечены и российские специалисты – команда мастеров из художественной мастерской "Невский баталист" (Санкт-Петербург), которой руководит Дмитрий Поштаренко.
– Работать с Дмитрием и его коллегами было комфортно: наши предложения и их инициативы всегда обсуждались, а только затем реализовывались, – отмечает Г. Бысюк. – Кстати, к теме Брестской цитадели специалисты "Невского баталиста" обратились не в первый раз. В 2017 году по заказу администрации Рязани – одного из российских городов-побратимов Бреста – они выполнили трехмерную панораму "Герои Брестской крепости", которая отображает один из эпизодов боя защитников цитадели с окружившим ее врагом. Всего же на счету петербургских мастеров более полутора десятков оригинальных историко-художественных работ, в их числе панорамы, посвященные битве за Москву, прорыву блокады Ленинграда, штурму Берлина…
Команде "Невского баталиста" вместе с сотрудниками брестского мемориала удалось на очень достойном уровне воплотить архитектурно-художественное решение экспозиции нового музея. Это отмечают все посетители, успевшие уже побывать в нем. Особенно впечатляют трехмерные панорамы, в которых широкоформатные пейзажи с круговым обзором, в сочетании со сделанными в натуральную величину фигурами людей, музыкальным сопровождением, подсветкой дают возможность не просто быть сторонним наблюдателем, а ощутить эффект реального присутствия и даже в определенной мере оказаться в центре того или иного исторического события, когда-то происходившего в Брестской крепости. Причем такая эмоционально-зрелищная форма подачи материала рассчитана как на взрослых посетителей, так и, что немаловажно, на детей. К тому же на каждой панораме имеются QR-коды, просканировав которые с помощью специального приложения на Android и iOS, можно получить на смартфоне или планшете исчерпывающую информацию о представленном на ней событии, а также доступ к архивным фотографиям и аудиогиду.
Выставочная экспозиция нового музея мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" располагается в семи залах, каждый из которых имеет свое название-изюминку. Так, первый из них – "Западный форпост" – рассказывает о цитадели со времени ее постройки и до начала событий Первой мировой войны. Главный акцент здесь на ключевых моментах данного исторического периода: в 1830 году российским императором Николаем I был утвержден план, предполагавший строительство цитадели на месте древнего Брест-Литовска, который подлежал полному сносу – за исключением некоторых монастырей и церквей (их планировалось приспособить для нужд гарнизона). Новый же город должен был появиться на 2–3-километровом удалении от крепостных стен. В 1833 году начались земляные работы, но торжественная закладка первого камня в основание форпоста была произведена только 1 июня 1836 года, а в число действующих Брест-Литовская крепость официально вступила 26 апреля 1842 года. Процесс строительства иллюстрирует панорама, которую дополняют фигуры отцов-основателей цитадели – военного инженера-фортификатора Эдуарда Тотлебена и осуществлявшего высшее наблюдение за возведением одного из западных форпостов Российской империи генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича-Эриванского.
– "Мировой пожар" – так называется зал нашего музея, посвященный событиям, происходившим в крепости в период Первой мировой войны, – вводит дальше в курс дела Г. Бысюк. – В первые дни и месяцы германо-российского противостояния Брест-Литовская крепость интенсивно готовилась к отражению вражеского нашествия: достраивались пять начатых в довоенное время фортов, укреплялась линия обороны, создавались дополнительные боевые опорные пункты. Несмотря на это, стремительное наступление кайзеровских войск в августе 1915 года заставило русское командование принять решение об эвакуации брест-литовского гарнизона, разрушении основных крепостных укреплений и вывозе на восток орудий, боеприпасов и военного имущества. Этот процесс сопровождался массовой эвакуацией местного населения, скоплением беженцев, пожарами в городе, что и отображено на трехмерной диораме. А рядом – инсталляция на тему Брестского мира, подписанного 3 марта 1918 года в Белом дворце крепости. Ее сюжет заимствован с исторической фотографии, отображающей момент подписания договора Германией и Советской Россией. Представителями основных сторон были немецкий дипломат Рихард фон Кюльман и председатель советской делегации на переговорах Григорий Сокольников…
Не обошли вниманием создатели "Летописи Брестской крепости" и так называемый межвоенный период в истории цитадели, датированный 1921–1939 годами, когда уже переименованный в Брест-над-Бугом Брест-Литовск, согласно условиям Рижского мирного договора 1921 года, находился в составе западнобелорусских территорий Польши.
Экспозиция тематического зала "Междубурье" подробно рассказывает о расквартированном в крепости гарнизоне польской армии, о нападении 1 сентября 1939 года фашистской Германии на Польшу, что стало официальной датой начала Второй мировой войны. А также о героизме польских солдат и офицеров, которые на протяжении четырех дней, с 14 по 17 сентября, находясь в окружении, сдерживали наступление регулярных частей противника.
Событиям Великой Отечественной войны в новом музее посвящены три зала: "Жаркий июнь 1941-го", "Штаб обороны" и "Прорыв". Несмотря на то, что в мемориальном комплексе работают два музея, посвященные теме обороны Брестской крепости, новая экспозиция не дублирует их, а дополняет, позволяя более широко взглянуть на события почти 80-летней давности. Единая сюжетная линия объединяет все три зала и показывает обстановку боя в один из первых дней войны, когда части 45-й пехотной дивизии 4-й армии вермахта обрушили на цитадель шквал огня, планируя овладеть ею за считанные часы. Внезапность нападения врага явилась причиной огромных человеческих потерь, пожаров, разрушений, невозможности выхода частей крепостного гарнизона в районы сбора по боевой тревоге, эвакуации семей командного состава. Тем не менее, находясь в полном окружении, защитники Брестской крепости сразу же организовали стойкое сопротивление агрессору. Связь с вышестоящим командованием отсутствовала, не хватало оружия и боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды, но они сражались из последних сил, нисколько не помышляя о сдаче в плен.
– При создании панорам мы использовали воспоминания оставшихся в живых защитников крепости, довоенные и послевоенные фотографии, старались максимально натурально передать обстановку во всех отношениях жарких дней конца июня 1941 года. Учли, кажется, каждую деталь, даже цвет пуговиц на мундирах героев. Да и пыль, кирпичная крошка тут – тоже часть выставочного пространства. Для усиления восприятия использовали звуковое сопровождение и свет. Но, вместе с тем, нужно понимать: это художественная экспозиция, с помощью которой мы хотели передать не только общую обстановку боя, а заставить посетителей почувствовать и впустить в себя образы того, как сражались защитники крепости с врагом, проникнуться их преданностью своей стране и помыслами о скорейшем разгроме и выдворении с родной земли немецко-фашистских захватчиков, – подытожил Григорий Григорьевич нашу экскурсию по трем "военным" залам нового музея.
Немного в ином русле оформлен последний, седьмой по счету, зал под названием "Цитадель памяти". Экспозиция призвана показать значение победы советского народа в Великой Отечественной войне и роль мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" в сохранении памяти о защитниках Отечества. Здесь же – военная кинохроника освобождения от немецко-фашистских захватчиков областных центров Беларуси. А одним из центральных экспонатов является "Меч победы" – символ признания подвига защитников цитадели, подаренный мемориальному комплексу "Брестская крепость-герой" 22 июня 2011 года Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.
Значительное число мероприятий по проекту запланировано и на текущий год. Некоторые из них уже реализуются: вовсю ведется работа по капитальному ремонту и консервации руин Белого дворца и Инженерного управления, руин у Холмских ворот и северо-западной части цитадели. Все эти строения пострадали в ходе боевых действий в 1941 году. Тем не менее при создании мемориала руины решено было оставить, и теперь они – составная часть экскурсионного маршрута по крепости. Ведь каждое из этих зданий играло свою роль в жизни цитадели. Так, в бывшем Белом дворце, построенном во второй половине XVIII века как базилианский монастырь, в 1918 году был заключен Брестский мир. Перед войной в нем располагалась казарма подразделений брестского гарнизона Красной армии. Жестокие бои велись и в здании Инженерного управления, руины которого находятся справа и слева от Вечного огня мемориала.
– Каждый из этих объектов давно нуждался в обновлении, – говорит Г. Бысюк. – Под воздействием погодных условий за долгие годы цементное покрытие и отдельные элементы новой кладки, сделанные на этапе создания мемориала, сильно обветшали и нуждаются в новой консервации, с использованием более современных строительных материалов. Сейчас работы в полном разгаре. Закончить их планируется к сентябрю, когда Брест будет отмечать свое 1000-летие, а крепость станет одним из мест проведения торжеств…
В списке первоочередных задач на 2019 год – новая оснастка для крыши Южной казармы и капитальный ремонт Восточного форта. Реализация последнего проекта предусматривает также создание музейной экспозиции "Оборона Восточного форта". Сам форт был построен в 1863–1869 годах и состоит из двух земляных подковообразных валов, расположенных один внутри другого. Между ними находится узкий дворик. Периметр внешнего вала – 463 метра, в толще его – встроенная галерея из 94 кирпичных казематов. Во внутреннем, более высоком валу, – в центре двухэтажная казарма, а по концам внутренней подковы были мощные пороховые погреба.
– По окончании ремонтных работ мы приступим к созданию экспозиции "Оборона Восточного форта", – продолжает Григорий Григорьевич. – Уже разработаны научный проект и научно-проектная документация, корректируется архитектурно-художественное решение. Необходимость ее создания обусловлена тем, что Восточный форт был одним из последних и самых мощных очагов сопротивления защитников крепости немецко-фашистским захватчикам. Мы определили темы, которые формируют семь экспозиционных зон. В одной из них, посвященной штабу обороны Восточного форта, предполагается отразить деятельность основного органа военного управления личным составом в ходе боевых действий. А особенность его заключается в том, что он состоял из командиров различных подразделений и частей Брестской крепости, объединенных опытным боевым командиром майором П. Гавриловым. Защитникам форта немцы неоднократно выдвигали ультиматум, требуя сложить оружие. Но майор Гаврилов собрал бойцов и командиров на открытое партийное собрание, и они единогласно приняли решение – не капитулировать. Часть бойцов и командиров написали заявление о приеме в партию.
Оборона Восточного форта продолжалась. Чтобы сломить сопротивление, фашисты провели бомбардировку форта. Одна из бомб весом около двух тонн угодила во внутреннюю подкову форта и стала причиной подрыва склада боеприпасов защитников. Естественно, было много жертв, но Гаврилов остался жив и с остатками своей группы еще продолжительное время укрывался в казематах форта, вел ожесточенные бои с врагом. 23 июля тяжелораненый майор попал в плен, затем находился в фашистских концентрационных лагерях. После освобождения служил в Советской армии, в 1957 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Этой высокой награды П. Гаврилов был удостоен, как говорится в указе Верховного Совета СССР, "за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости и проявленные при этом мужество и героизм"…
Один из залов нового музея – "Верность знамени" – будет посвящен спасению знамени 393-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, которое было найдено в казематах Восточного форта в 1956 году. После бомбардировки форта, когда на него были сброшены 23 авиабомбы, часть защитников погибла, других взяли в плен. На следующий день форт был тщательно осмотрен, а труднодоступные казематы выжжены огнеметами. Но рядовые Тарасов, Фольварков и младший сержант Семенюк успели спрятать знамя в одном из казематов внешнего вала. Это единственное обнаруженное на территории крепости боевое знамя ее защитников. Сейчас оно демонстрируется в Музее обороны Брестской крепости, но сотрудники мемориального комплекса считают, что такой экспонат заслуживает того, чтобы быть представленным в отдельном зале.
Названия других предполагаемых тематических залов говорят сами за себя. Так, "Лазарет" расскажет об импровизированных госпиталях, которые формировались в казематах, подвалах всех четырех укреплений крепости, а экспозиция зала "Семьи командиров в Восточном форту" – о тех, кто оказывал посильную помощь оборонявшимся. Инсталляцией "Последний бой" в одном из казематов предлагается отразить бой неизвестных защитников, которые сопротивлялись не только в июле, но еще и в августе 1941 года.
Основной идеей экспозиции под названием "Солдаты войны и мира" станет образ майора П. Гаврилова, созвучный образам и судьбам большинства выживших защитников форта, прошедших плен. Здесь предполагается показать их роль в обороне крепости. Также будет задействовано пространство на улице около форта, где планируется проводить культурно-образовательные и военно-патриотические массовые мероприятия.
Охотно делится Г. Бысюк и планами на следующий год согласно проекту Союзного государства. Основной – реставрация 5-го форта, уникального памятника русской фортификации конца XIX – начала ХX века. Он входил в число оборонительных объектов второй линии Брест-Литовской крепости.
Форт расположен в южной части Бреста, примерно в 3 км от крепости. В нем будет создан Музей фортификации и вооружения.
– Цель создания постоянной экспозиции в 5-м форту – показать на примере крепости Брест-Литовск последовательную эволюцию долговременной фортификации в России с XIX века до Первой мировой войны, а также развитие стрелкового и артиллерийского вооружения, – поясняет директор мемориального комплекса "Брестская крепость-герой". – Ну и, конечно же, события Первой мировой и Великой Отечественной войн. Это нужно, чтобы воспитывать у молодого поколения любовь к Родине, бережное отношение к историческому прошлому страны. Фортификационные сооружения – капонир горжи, горжевая казарма, траверсы и другое – после проведения ремонтных работ, установки подсветки и открытия постоянной музейной экспозиции создадут условия для формирования объекта, уникального не только на постсоветском пространстве, но и в Европе.
Сегодня на территории 5-го форта постоянно проходят культурно-образовательные мероприятия, ежегодно здесь бывает свыше 17 тыс. человек и более 300 экскурсионных групп. В перспективе объект привлечет новые потоки посетителей, численность которых может увеличиться вдвое. Возможно даже формирование трансграничного туристического маршрута…
А в буквальном смысле ярким моментом завершающего этапа осуществления проекта Союзного государства "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой" станет капитальный ремонт художественно-декоративной подсветки мемориального комплекса. Выполненная еще в советское время, она требует большого расхода электроэнергии и по экономическим соображениям ее включают только в особо важные дни. Новое решение, основанное на современных подходах, откроет новые возможности. Планируется, что подсветка станет ежедневной и будет достойной составляющей всех достопримечательностей Брестской крепости.
***
В конце нашего разговора, проходившего в формате экскурсии по уже обновленным и еще реставрируемым за счет бюджета Союзного государства объектам мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", его директор поделился надеждой, что завершение проекта в 2020 году станет своеобразным фундаментом для дальнейших работ по ремонту и музеефикации исторического наследия цитадели. Так, интересным может стать проект по использованию подвалов и сохранившихся фрагментов Белого дворца под накрытую защитным пластиковым куполом экспозицию. А два этажа и подвалы Южной казармы после соответствующих работ можно использовать для создания музея "На чужих войнах". Юго-западная же казарма имеет потенциал стать объектом для дальнейшего формирования экспозиции в разрезе боев, проходивших в 1941 году на конкретных участках цитадели. В подвалах 333-го стрелкового полка возможно формирование интерактивной экспозиции. Также есть необходимость проведения капитального ремонта Главного входа в мемориальный комплекс, скульптурной композиции "Жажда", монумента "Мужество", памятных плит у Вечного огня, под которыми покоятся останки 1038 защитников Брестской крепости...
– В далеком уже 1941-м в Брестской крепости сражались с врагом представители многих национальностей. Здесь они вместе, плечом к плечу, громили вторгшихся на территорию некогда единой советской страны захватчиков. И нам выпала честь хранить память об их бессмертном подвиге, – говорит Г. Бысюк. – Отрадно, что мы делаем это вместе: красноречивое свидетельство – проект Союзного государства, направленный на ремонт, реставрацию и дальнейшую музеефикацию сооружений Брестской крепости. Выполнение его мероприятий, несомненно, будет способствовать не только реализации приоритетных направлений по сохранению историко-культурного наследия Республики Беларусь и белорусско-российскому сотрудничеству в сфере культуры, туризма, но и духовно-нравственному воспитанию наших граждан, укреплению позиций Союзного государства в международном сообществе.
Сергей ГОЛОВКО
Фото автора