Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

КОММЕНТАРИЙ: 17 сентября через кинообъектив, или как важнейшее для белорусов событие отразилось в экранном искусстве

13.09.2023 | 17:47

13 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Важнейшая для белорусской истории дата - 17 сентября - уже второй год отмечается как дата воссоединения Западной и Восточной Беларуси. В белорусском экранном искусстве эта тема постоянно была предметом отражения, начиная с документально-хроникальных фильмов 1939 года. Какие киноленты, отражающие важнейшее для белорусов событие, выходили на экраны в течение последних более 80 лет, рассказала корреспонденту БЕЛТА член совета по развитию кинематографии Министерства культуры, кинокритик Антонина Карпилова.

Одним из первых стал документально-хроникальный фильм "Великое освобождение" производства Московской студии кинохроники 1939 года. В титрах этого уникального кинодокумента обозначено, что он снят по событиям, связанным с присоединением областей Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР. Лента рассказывает об организации производства, повседневной жизни, быте людей после присоединения.

Далее это важнейшее событие отражалось в других документальных фильмах, в частности, "В честь славной годовщины" (1940), "Праздник освобожденного народа" (1940), "Праздник воссоединения" (1945). Этапной для воссоздания событий того времени стала документальная лента "Право на бессмертие" (Беларусьфильм, 1976 год), автор сценария Анатолий Велюгин, режиссер Иосиф Вейнерович. Здесь представлена предыстория значительного исторического события в виде Рижского мира, а также показана неоднозначность исторических событий тех лет. В фильме Вейнеровича важнейшим эпизодом стало выступление Сергея Притыцкого в связи с избранием его председателем Президиума Верховного Совета БССР.

Спустя 50 лет, в 1989 году, на киностудии "Беларусьфильм" режиссером Юрием Цветковым был снят документальный фильм "Межа на западе", который рассказывал о событиях 1939 года, связанных с воссоединением Западной Беларуси с БССР. Далее эти проблемы были освещены в хроникально-документальных фильмах "Историческое воссоединение" режиссера Цветкова и "Мяжа" Евгения Сетько.

"Одним словом, это событие всегда было в поле внимания белорусских документалистов, в том числе Студии исторических фильмов "Мастерская Владимира Бокуна". Недавно состоялась предпремьера документального фильма этой студии, который называется "Сергей Притыцкий. Трижды приговоренный". Сергей Осипович Притыцкий по-прежнему остается главным действующим лицом исторического события", - отметила Антонина Карпилова.

Что касается игрового кино, то оно частично отразило этот важнейший исторический перелом. По-прежнему внимание зрителей привлекает фильм "Красные листья" (1958 года), когда главным героем, прообразом которого является Сергей Притыцкий, осуществляется вооруженное восстание в поддержку объединения Беларуси, где герой проходит через застенки Вильно, через суд, стреляет в предателя.

В нынешнем году важнейшим событием является премьера фильма "На другом берегу", снятого совместными усилиями белорусских и российских кинематографистов. "Будучи свидетелем долгого и добросовестного воссоздания исторических событий, могу отметить, что фильм получился интересным самому широкому зрителю. Секрет в том, что он включает в себя приключенческие мотивы и одновременно несет героико-патриотическую интонацию. Одновременно в нем присутствует необходимая любому историческому фильму любовная история", - рассказала кинокритик.

В основе фильма лежит судьба двух братьев, которые находятся по разные стороны баррикад. Один - приверженец советской власти, второй - контрабандист. Драматически выразительны сцены разрушения церкви, убийства матери героев. Несмотря на обилие и жестких сцен экшен-боевика, и лирических моментов мелодрамы, главной идеей фильма остается тема выбора судьбы, нравственно-этического выбора.

"Судьбы в том смысле, что герои выбирают, где им быть, на каком берегу - восточном или западном, - уточнила Антонина Карпилова. - Не скрою, что были серьезные споры насчет названия фильма. И все-таки в результате открытого голосования членов комиссии по приемке фильмов с участием кинопрокатчиков, представителей Министерства культуры сошлись именно на этом названии. Оно не только обозначает разграничение героев по принципу границы, но и дает надежду на воссоединение на берегах одной мощной реки под названием "Родина".

По словам кинокритика, совместные усилия белорусских и российских кинематографистов дали хороший результат: фильм привлекает образами главных героев - обаятельным мужским и очаровательным женским, и, конечно же, завораживающими пейзажами Беларуси.

Кадр из фильма "На другом берегу"
Кадр из фильма "На другом берегу"

"Что меня зацепило? Тронули лирическая сторона этой ленты, музыка Александра Сухарева, прекрасные пейзажи, снятые оператором Вячеславом Дунаевым. Это дает ощущение дыхания, свежести, соединения далекого 1925 года с современностью", - отметила Антонина Карпилова.

Вместе с тем кинокритик заметила, что ее не вполне устроила актерская игра, может быть, в чем-то режиссура. Причина - в различии ментальности: фильм снят российским режиссером, который соприкасается с белорусскими реалиями. Возможно, не хватило белорусскости, белорусского языка. Можно было включить и песню, которая бы сублимировала и концентрировала боль, сердечные переживания за драматическую судьбу белорусской земли, считает член совета по развитию кинематографии Министерства культуры.

Впрочем, несмотря на замечания, получился добротный приключенческий боевик на очень актуальную тему, резюмировала кинокритик.

БЕЛТА.-0-