Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Кочанова: ключевая цель законотворчества - закрепить достигнутое качество суверенитета белорусского государства

19.09.2023 | 15:17

19 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Ключевая цель законотворчества - закрепить достигнутое качество суверенитета белорусского государства, заявила председатель Совета Республики Наталья Кочанова на открытии одиннадцатой сессии Совета Республики седьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.

"За годы суверенного развития Беларуси сформировалась собственная уникальная белорусская модель общественного развития. Ее столпами являются сильное государство, социально ориентированная рыночная экономика, восточнославянская культурно-цивилизационная принадлежность белорусского народа. В тех геополитических реалиях, в которых осуществляется деятельность Национального собрания седьмого созыва, ключевая цель законотворчества - закрепить достигнутое качество суверенитета белорусского государства. Парламентарии продолжили работу по совершенствованию национальной правовой системы, укреплению законности и правопорядка, сохранению социальной стабильности и гражданского согласия", - сказала Наталья Кочанова.

Новым этапом государственно-правового строительства стало внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, отметила спикер. "Члены Совета Республики входили в состав Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта обновленного Основного закона, принимали активное участие в выработке предложений, провели масштабную разъяснительную работу с населением, в том числе на площадке специально созданной общественной приемной при Совете Республики, - подчеркнула Наталья Кочанова. - В целом Советом Республики седьмого созыва за десять прошедших сессий рассмотрено и одобрено 302 законопроекта, из них 123 - о выражении согласия на обязательность для Республики Беларусь международных договоров. 82 закона, или более 90%, приведены в соответствие с Конституцией Республики Беларусь".

В целях реализации обновленных конституционных положений о статусе органов государственной власти внесены изменения в законы "О Национальном собрании Республики Беларусь", "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь", "О Совете Министров Республики Беларусь", "О прокуратуре Республики Беларусь", "О конституционном судопроизводстве", в Кодекс о судоустройстве и статусе судей и иные. "Принятые новеллы призваны сохранить президентскую форму правления с присущими ей разделением властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви и сильной управленческой вертикалью на местах, - констатировала председатель Совета Республики. - Институт президентства остается стержнем системы государственного управления. Одновременно усиливается роль и функциональное предназначение парламента при выработке предложений по ключевым направлениям развития нашей страны. Правительство стимулируется в генерировании направлений, новых эффективных идей и проектов решений в части экономического блока, формирования региональной политики. Повысилась ответственность за управляемость и скоординированность механизма власти на местах, а также обеспечена реальная вовлеченность местных органов власти в региональные процессы в различных сферах. Особую значимость для развития общественно-политической системы страны имеет абсолютно новый закон "О Всебелорусском народном собрании". Этот высший представительный институт народовластия в нашей стране определяется в качестве стратегической "надстройки" над всеми действующими органами власти. Закрепляется реализация сложившихся за прошедшие десятилетия подходов, когда именно ВНС выступало фарватером государственного курса, обеспечивая единство общества и власти, регионов и центра".

В настоящее время ведется работа по корректировке еще 6 законов, предусмотренных планом мероприятий по приведению законов в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции. Это - законы "О Президенте Республики Беларусь","О защите прав потребителей", "О государственных наградах Республики Беларусь", "О свободе совести и религиозных организациях", "Об инвестициях". "Признание утратившими силу законов "Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь", "Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь" будет осуществлено после принятия по ним решений Всебелорусского народного собрания, - уточнила спикер. - Всего за период седьмого созыва впервые были приняты закон "Об изменении Конституции Республики Беларусь", 10 новых законов и 1 новый кодекс. Взамен ранее действовавших принято 8 законов. В новой редакции изложены 2 кодекса и 16 законов. В целом принятые законы охватывают различные сферы общественных отношений и посвящены вопросам обеспечения национальной безопасности и защиты суверенитета, государственного строительства и местного самоуправления, правоохранительной деятельности, совершенствованию финансово-экономической системы, росту инвестиций, развитию регионального и международного сотрудничества. Кроме того, пристальное внимание традиционно было уделено законам, регламентирующим наиболее волнующие большинство граждан сферы труда и заработной платы, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта".

За период седьмого созыва инструментарий законотворчества существенно усовершенствован. Введен новый формат взаимодействия с исполнительной властью - проведение "правительственных часов", в ходе которых можно задать волнующий вопрос членам Совета Министров и сразу же получить на него ответ. В целях выявления общественного и экспертного мнения положительно зарекомендовали себя проводимые под эгидой Совета Республики рабочие группы, совещания, диалоговые площадки, научно-практические конференции, форумы, семинары, круглые столы.

"Созданный в июне 2021 года по поручению главы государства экспертный совет стал действенным "правовым фильтром", обеспечивающим всестороннее рассмотрение проектов важнейших нормативных правовых актов в целях оценки политических, финансово-экономических, социальных и иных последствий их принятия, - дополнила Наталья Кочанова. - Практика работы экспертного совета позволяет не только оценить востребованность конкретных нормотворческих новаций и их регулирующее воздействие на общественные отношения, но и выявить наиболее часто встречающиеся недостатки вносимых проектов. В свою очередь могут быть выработаны рекомендации по характеру проработки проектов документов, обеспечению системности и комплексности правового регулирования. Все это свидетельствует о возрастающей степени профессионализма работы парламентариев, закреплении традиции народного законотворчества и усилении данной функции Национального собрания Республики Беларусь как важной составляющей общенационального механизма обеспечения и защиты суверенитета нашей страны".-0-

Фото Павла Орловского