12 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Комитет государственного контроля Беларуси и Генеральная прокуратура считают необходимым изменить порядок планирования и разработки научно-технических программ. К такому выводу пришли участники совместного заседания коллегий КГК и Генпрокуратуры, на котором рассмотрены результаты контроля за эффективным использованием средств, выделенных на реализацию государственных и региональных научно-технических программ, а также за внедрением полученных результатов в практическую деятельность, передает корреспондент БЕЛТА.
Мероприятие прошло под председательством руководителей ведомств Леонида Анфимова и Александра Конюка.
"Коллегия по сути является продолжением конструктивного разговора Президента с научной общественностью, состоявшегося на прошлой неделе, - сказал Леонид Анфимов. - Глава государства поручил КГК и Генпрокуратуре объективно подойти к анализу выполнения научно-технических программ. Вместе с тем Президент призвал исключить формальный подход к формированию научно-технических и научно-исследовательских программ".
По словам главы КГК, неоценима роль науки в выполнении задач социально-экономического развития страны. Поэтому ежегодно государство направляет значительный объем бюджетных средств на научные исследования и разработки. Так, только в 2015 году на эти цели было направлено более Br2 трлн (неденоминированных). Вместе с тем, отмечено на коллегии, выделенные средства не всегда эффективно используются. Проблемы существуют на стадии формирования программ. Кроме того, не все научные разработки внедряются в производство.
Комитетом госконтроля совместно с Генеральной прокуратурой в 2016 году осуществлена проверка Государственного комитета по науке и технологиям, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и ряда научных учреждений. Проведен также мониторинг выполнения государственных и региональных научно-технических программ за 2011-2015 годы.
Начальник главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы КГК Павел Пинчук проинформировал, что проверено 18 организаций, еще в 19 проведен совместный с Генпрокуратурой мониторинг. "Проверки показали, что по отдельным государственным и региональным научно-техническим программам не обеспечено выполнение заданий по проведению опытно-конструкторских работ и выпуску готовой продукции. Как результат, неэффективно использовано более Br6 млн, - констатировал представитель КГК. - Надо четко понимать, что основной целью научно-технических программ является выпуск высокотехнологичной, инновационной, конкурентоспособной продукции. К сожалению, по отдельным программам эта цель не достигнута".
Он привел такой пример: разрабатывается опытный образец изделия, а на выходе получается, что 80% комплектующих - импортные. "О какой конкурентоспособности может идти речь в данном случае?" - задал Павел Пинчук риторический вопрос.
Как подчеркнул начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законности правовых актов Генпрокуратуры Андрей Мальцев, обсуждаемая на заседании коллегий КГК и Генпрокуратуры тема - очень важная и актуальная для государства. "Эффективность использования бюджетных средств - это главный приоритет при разработке и реализации научно-технических программ. Поэтому на заседании основной акцент сделан на выработке предложений организационного и нормативно-правового характера для предотвращения неэффективного использования бюджетных средств в будущем", - отметил Андрей Мальцев.
В 2011-2015 годах выполнялись 27 государственных научно-технических программ (ГНТП), в рамках которых реализовывалось 1 367 заданий по выполнению научно-исследовательских работ и 1 711 заданий по выпуску освоенной продукции. По 6 региональным научно-технических программ (РНТП) за этот период завершено выполнение 42 из 47 заданий по научно-исследовательским работам.
Проведенные контрольно-аналитические мероприятия выявили недостатки при планировании объемов финансирования государственных и региональных научно-технических программ, а также отсутствие действенного контроля за ходом их выполнения со стороны Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ), госзаказчиков и головных организаций - исполнителей программ.
Так, ГКНТ не обеспечил надлежащий контроль за ходом выполнения научно-технических программ, а также освоением в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.
Государственными заказчиками заявлялись завышенные объемы финансирования без наличия прошедших конкурсный отбор и государственную научно-техническую экспертизу проектов заданий. На этапе формирования программ утверждались переходящие задания, которые выполнялись по ГНТП в предыдущей пятилетке. Из-за низкого качества планирования в задания программ постоянно вносились изменения в объемы выпуска освоенной продукции и финансирования, а также корректировались сроки выполнения.
В большинстве случаев технико-экономические обоснования заданий ГНТП и РНТП были недостаточно проработаны в плане наличия у исполнителей опыта для решения поставленных задач, расчетов показателей эффективности от реализации каждого задания программы.
В результате не все инновации, реализуемые по отдельным заданиям в ГНТП и РНТП, являлись высокотехнологичными и экспортно ориентированными, поэтому они не обеспечивали экономическую эффективность и реальную отдачу.
В целом по 9 проверенным научным организациям выявлено 60 невыполненных заданий ГНТП, на которые неэффективно использовано Br5,2 млн бюджетных средств (деноминированных). В ходе мониторинга выполнения 6 РНТП также установлено неэффективное использование средств на общую сумму Br0,6 млн по 42 невыполненным заданиям.
Например, по подпрограмме "Механизация производства основных сельскохозяйственных культур" ГНТП "Агрокомплекс" на 2013-2015 годы из 53 заданий, выполняемых НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства, по 7 заданиям выпуск освоенной продукции не начат в течение 3 лет после завершения ее разработки; по 12 заданиям суммарный выпуск освоенной продукции не достиг предусмотренных объемов. В итоге по 19 невыполненным заданиям подпрограммы неэффективно использовано Br2,4 млн бюджетных средств.
Основные причины невыполнения заданий научно-технических программ - низкое качество планирования при разработке программ; необеспечение на должном уровне проработки вопросов сбыта освоенной продукции; непринятие предприятиями-производителями эффективных мер по обеспечению реализации освоенной продукции; некачественное выполнение заданий (в связи с чем возникает необходимость доработки освоенной продукции); отсутствие у предприятий-производителей необходимого оборудования и персонала для освоения продукции; неплатежеспособность основных потребителей освоенной продукции. В ряде случаев необеспечение выполнения заданий по выпуску продукции обусловлено доведением завышенных объемов на стадии их составления из-за отсутствия должного анализа финансовых возможностей производителей и потребителей продукции, конъюнктуры рынка и ее социальной значимости.
Все это диктует необходимость изменения порядка планирования и разработки научно-технических программ. Кроме того, вопрос целесообразности выполнения конкретных заданий программ подлежит более тщательной проработке с участием производителя, заинтересованного в создании конкурентоспособных образцов техники, передовых технологий и материалов.-0-