1 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Заместитель председателя Совета молодых ученых при Министерстве образования Артем Фещенко во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказал о траектории выстраивания карьеры молодого ученого.
Артем Фещенко отметил, что в стране создана система стимулирования и привлечения в науку молодежи, благодаря которой достигаются положительные результаты, а в Министерстве образования налажена работа по вовлечению школьников и студентов в научно-исследовательскую сферу.
Он привел один из примеров траектории, по которой молодой ученый может выстроить свою карьеру. "Стартом может быть Национальный детский технопарк. Его цель - поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научно-технической и инновационной деятельности, стремление к личностным научным достижениям. Учащиеся, успешно освоившие образовательную программу в дневной и дистанционной формах, могут получить рекомендацию наблюдательного совета Национального детского технопарка к зачислению в вузы без вступительных испытаний при поступлении на специальности профилей образования "техника и технологии" и "естественные науки", а также в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения без вступительных испытаний в соответствии с критериями. После поступления в вузы студенты могут активно участвовать в научных республиканских и международных конференциях. В настоящее время есть практика, когда студенты при выполнении курсового или дипломного проекта выбирают наукоемкое направление на стыке междисциплинарных исследований и публикуют исследовательские результаты в научных журналах или выступают на конференциях", - рассказал зампредседателя.
В качестве примеров проведения научных мероприятий, где активно участвовали молодые ученые, Артем Фещенко назвал Форум регионов Беларуси и России, Республиканский форум молодых ученых учреждений образования, Азербайджано-Белорусский молодежный форум. "Также во многих учреждениях образования существует практика ежегодно проводить конкурс дипломных проектов, в которых одним из критериев оценки диплома является занятие научно-исследовательской работой. После окончания первой ступени образования студенты, которые хотят продолжить исследовательскую работу, поступают на вторую ступень высшего образования, то есть в магистратуру. Обучение в магистратуре отличается по своей сути от первой ступени, так как туда поступают люди, заинтересованные именно в научно-исследовательской деятельности. В этом плане у них появляется большая степень свободы творческих и инновационных идей. По аналогии с дипломными проектами многие учреждения высшего образования проводят конкурсы магистерских диссертаций. Их можно рассматривать как один из этапов для отбора работ на республиканский конкурс научных работ", - добавил эксперт.
После успешной защиты магистерской диссертации и при наличии задела в научно-исследовательской части молодые ученые могут поступить в аспирантуру. "Помимо прочего, у нас ведется работа по популяризации научных достижений. Особенно это касается выставочной деятельности и участия молодых ученых в конкурсах, которые предполагают демонстрацию научных разработок. По итогам конкурсов определяются лауреаты, которым в дальнейшем предлагается участвовать в различных выставках не только республиканского уровня, но и в рамках Союзного государства", - резюмировал Артем Фещенко.-0-
Фото Татьян Матусевич