Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Я друга хотел предупредить". Почему водители маршруток идут на нарушения ПДД

15.02.2024 | 11:12
Последние громкие ДТП с участием маршруток вынудили Госавтоинспекцию усилить профилактические мероприятия по всей стране. В совместном рейде БЕЛТА и спецподразделения "Стрела" МВД Республики Беларусь корреспонденты узнали о наиболее частых нарушениях со стороны водителей микроавтобусов и почему пассажиры часто становятся на сторону шоферов.

Ремни, телефоны, лишние пассажиры…


С начала 2024 года в Беларуси произошло несколько резонансных ДТП с маршрутками. К примеру, 7 февраля микроавтобус с пассажирами врезался в ограждение в Березинском районе. Позже следователи выяснили: мало того, что водитель постоянно отвлекался на мобильный телефон, так и одна из осей транспортного средства была "обута" в лысую резину. Из-за беспечности шофера в больнице оказались восемь человек. Всего же с начала года на территории страны произошло 16 ДТП с участием маршрутных транспортных средств, в которых один человек погиб и 15 получили травмы.
Именно поэтому пристальное внимание Госавтоинспекции к перевозчикам вполне объяснимо. На этот раз контролировать водителей маршруток будет спецподразделение "Стрела" МВД Республики Беларусь.

Первая точка - пересечение улицы Тимирязева и МКАД. Это направление с точки зрения пассажирских перевозок одно из самых активных во всем городе. Ежедневно через это место проезжают сотни микроавтобусов, в основном в Заславль, Молодечно и Вилейку. Разумеется, паритетный поток маршруток идет в обратном направлении. Не забываем и про расположившийся рядом рынок "Ждановичи" - естественный центр притяжения для пассажирских микроавтобусов.

Оказавшись на исходной, старший инспектор ДПС службы эскортирования спецподразделения "Стрела" МВД Республики Беларусь майор милиции Василий Смолькин рассказывает о наиболее частых нарушениях со стороны водителей маршруток. Список традиционный: непристегнутый ремень безопасности, использование мобильного телефона и провоз пассажиров сверх установленной конструкцией автомобиля вместимости.
"А еще нарушения, характерные для часа пик: неправильный проезд перекрестков, резкие и необоснованные перестроения... Частенько маршрутки проезжают на запрещающий сигнал светофора. Именно на эти тонкости обратим пристальное внимание. Не обойдем стороной техническое состояние автомобилей. Хотя, справедливости ради, в последнее время к этому нареканий все меньше. Механики автопарков следят за подвижным составом. Сезонная резина, аптечка, огнетушитель - обязательные атрибуты практически каждой маршрутки", - говорит инспектор.

Стокгольмский синдром? Почему пассажиры защищают провинившихся водителей

Алгоритм работы инспекторов таков: служебное авто без опознавательных знаков выявляет нарушителей, а через несколько сотен метров ее останавливают сотрудники Госавтоинспекции. Через несколько минут инспекторы останавливают первое маршрутное транспортное средство. Водитель такому вниманию со стороны ГАИ совсем не удивлен и с готовностью протягивает документы для проверки.

"В последнее время часто останавливают. Оно и понятно, так как много аварий случается, они на слуху. Мне не сложно предоставить документы, но иногда начинают пассажиры возмущаться: мол, почему не едем", - говорит водитель.
Вообще, у пассажиров маршруток, в случае если водителя штрафуют инспекторы, нередко проявляется что-то вроде стокгольмского синдрома. Люди, пусть и понимая, что шофер не прав, начинают его защищать.

"Мы входим в положение людей и стараемся производить все формальности максимально быстро. Ведь все куда-то спешат: домой, в больницу или за покупками. Однако люди должны понимать: все проверки делаются исключительно для их безопасности", - подключается к разговору старший инспектор ДПС службы эскортирования спецподразделения "Стрела" МВД Республики Беларусь капитан милиции Алексей Муха.

В течение часа инспекторы остановили еще несколько маршруток. Впрочем, никаких нарушений, включая техническое состояние автомобилей, найдено не было. Столь примерное поведение шоферов инспектор отчасти объясняет заработавшим сарафанным радио.
"Будьте уверены: теперь про наше дежурство знает почти каждый водитель на линии. Как только нас замечают, информация разлетается по профильным чатам. Могу предположить: сейчас каждый водитель будет вести себя предельно осторожно. С другой стороны, учитывая постоянный мониторинг, большинство водителей транспортных средств действительно ведут себя законопослушно", - подчеркивает Алексей Муха.

И действительно, у очередного проверенного водителя маршрутки "Минск - Чисть - Молодечно" все оказалось в порядке.

"Работаю в перевозках несколько лет. Стараюсь максимально исполнять все правила, не беру лишних пассажиров. Конечно, штрафы случаются, это, так скажем, норма для нашей профессии. Уверен, во всей стране вы не сыщете водителя маршрутки, который не попадался бы на нарушении. Издержки работы", - пожал плечами шофер и отправился в рейс.

"Хотел предупредить друга"

Перемещаемся в центр столицы. Новое место дислокации - пересечение Чкалова и Брилевской, аккурат за путепроводом через железнодорожные пути, который нынче на реконструкции. Здесь трафик маршруток едва ли меньший, чем на выезде из города. Большой поток городских перевозчиков сдабривается междугородними микроавтобусами. Да и конфигурация перекрестка довольно непростая. При съезде с путепровода в сторону бывшего аэропорта, а также при повороте с Чкалова на Брилевскую маршрутные такси часто проезжают на запрещающий сигнал светофора.
"Как видите, в минуту здесь проезжает как минимум несколько маршруток. И это даже не час пик", - комментирует Василий Смолькин.

Как и на предыдущем месте, работаем в паре. Служебное авто без опознавательных знаков примечает нарушителей, а через несколько сотен метров их останавливают сотрудники ГАИ. Первым "попался" водитель микроавтобуса сообщением Минск - Столин. Шофер, виновато улыбаясь, проследовал в авто инспекторов. Как оказалось, причиной остановки стал непристегнутый ремень безопасности. О чем сам нам и поведал.

"Признаю, нарушил, с содеянным согласен. Вы знаете, я, конечно, не оправдываюсь, но сказать есть что. У нас в работе очень много задач. Принять пассажиров, разместить их, обилетить, помочь с багажом. Иной раз и забудешь ремень защелкнуть. Хотя стараюсь всегда это делать", - рассказал молодой человек.

К слову, подобное нарушение оказалось для водителя не первым. Поэтому предупреждением не обойдется: мужчине придется заплатить штраф в 0,5 базовой величины, что эквивалентно Br20. Следующая такая оплошность обойдется уже в 2 базовые.

Схожая история и у еще одного маршрутчика. На этот раз инспекторы остановили городского перевозчика. В итоге обошлось без штрафных санкций - водитель отделался предупреждением. А вот шофер пассажирского микроавтобуса маршрутом Асаналиева - Ждановичи Иван попался на другом: во время движения водитель разговаривал по мобильному телефону. Впрочем, с инспекторами он не спорил. Пока сотрудники ГАИ оформляли протокол, Иван рассказал о тонкостях работы.
"В сфере я давно. Уже 25 лет работаю на маршрутке. Еще четыре года до этого рассекал по столичным улицам на автобусе. Мне работа очень нравится. Постоянно езжу по одному направлению, многих пассажиров знаю в лицо".

Про аварии с участием маршрутных такси мужчина, безусловно, слышал. Но, как отметил шофер, он лично старается водить очень аккуратно. "Дорожу своей работой. Никогда не беру пассажиров сверх лимита, даже если очень просят. Иной раз злятся, просятся, но приходится отказывать. Безопасность прежде всего. Все мы помним ту страшную аварию в Смолевичах", - рассказал водитель.

На вопрос, почему маршрутчик пользовался телефоном во время движения, он ответил так: "Сегодня ведь мост закрыли. Я увидел и решил позвонить коллеге. Вот и попался, сделал это машинально, не подумал, что за рулем. Но вообще всегда концентрируюсь на дороге. Впредь обещаю не нарушать".

Инспектор Василий Смолькин отмечает: подобное нарушение в анамнезе маршрутчика первое. Водитель получает заслуженное предупреждение.

"Всего за прошлый год у этого водителя шесть нарушений. Как правило, речь о непристегнутом ремне. На самом деле, учитывая специфику его работы, это совсем немного. У некоторых водителей количество штрафов ежегодно исчисляется десятками", - сказал он.
В целом, как отметили инспекторы, в последнее время водители маршруток становятся более дисциплинированными. "Уровень самоконтроля растет. Водители понимают: лучше строго придерживаться правил, чем платить рублем из собственного кармана. Призываем всех шоферов маршруток четко соблюдать ПДД. От этого зависит жизнь и здоровье вас и пассажиров", - резюмировал Василий Смолькин.

Фото Сергея ШЕЛЕГА,
БЕЛТА.-0-