Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Их объективная правда. Показываем уникальные фото военных 40-х от репортеров БЕЛТА

30.03.2022 | 17:13

Вместе с солдатами на передовой находились фронтовые фотокорреспонденты. Их "лейки" не позволяли снимать издалека, и ради удачных кадров, когда "до смерти четыре шага", приходилось рисковать жизнью. Благодаря мужеству и преданности профессии военные репортеры сумели запечатлеть ту страшную эпоху для нас, потомков. Среди них был и белтовец Александр Дитлов, которому 26 марта исполнилось бы 110 лет. Лучшие его работы - документы большой эмоциональной силы. Накануне юбилея его дочь Ольга Дитлова передала в дар музею истории Великой Отечественной войны 50 фотоснимков из семейного архива. Сделанные в период освобождения Беларуси, они показывают разрушенный Минск, возвращение беженцев в родные места, восстановление хозяйства.

Пишущий и снимающий

"Действительная ценность фотографии в том, что она идет вслед за человеком. Это память, летопись. И важно, что ты для этой летописи что-то сделал", - так отзывался сам автор о своей деятельности.

Александр Сергеевич родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. До Великой Отечественной работал фотокором в газете "Рыбинская правда" в Ярославской области. В июле 1941-го ушел на фронт, воевал в 37-й гвардейской Речицкой стрелковой дивизии начальником полевой химической лаборатории отдельной роты химической защиты. Также делал фотоснимки, писал заметки и отправлял все в разные газеты. Его талант оценили и в 1943 году предложили стать военным корреспондентом Фотохроники ТАСС. Он стал свидетелем освобождения Беларуси, Польши, боев в Германии. В 1944-м гвардии старшего лейтенанта Дитлова наградили орденом Красной Звезды. Победу молодой офицер встретил в Берлине. После войны работал корреспондентом Фотохроники ТАСС по Калининградской области и Беларуси, затем в БЕЛТА. Один из первых председателей Белорусского союза журналистов. "Самый пишущий среди снимающих и самый снимающий среди пишущих", - так говорили о нем.

Снимки, хранящиеся теперь в музее, воссоздают неповторимые сюжеты тех далеких событий и образы их участников. Среди таких свидетельств эпохи, к примеру, знаменитая фотография Дитлова, вдохновившая литератора Самуила Маршака на стихотворение "Тигр и козленок".

Возвращение на свои пепелища

В постоянной экспозиции музея, посвященной освобождению Беларуси, есть групповая фотография воинов знаменитого 2-го гвардейского мотоциклетного Ярцевского полка 3-го Белорусского фронта, отличившегося в боях под Витебском при освобождении Беларуси в 1944-м.

"С этим снимком ярцевцев связана интересная история, - рассказал ведущий научный сотрудник музея Эдуард Герасименок. - На фото среди бойцов есть пулеметчик Николай Кочанов. Его родители получили на сына похоронку и до конца войны не знали, что он живой. На братской могиле недалеко от Барановичей долгие годы на памятнике была высечена его фамилия".

Юноши и девушки, которые пришли на выставку, внимательно рассматривали уникальные черно-белые свидетельства огненного лихолетья.

…Стальные каски, сброшенные горкой под Толочином, напоминают знаменитую картину Василия Верещагина "Апофеоз войны". Панорама разрушенного Минска. Партизанский парад 16 июля 1944 года. Пожилая женщина в освобожденном Могилеве, горюющая на развалинах своего дома. Дети-беспризорники. Фото "Окончательная позиция гитлеровца": оккупант распластался на краю окопа, найдя свое последнее пристанище на белорусской земле. С другого снимка на нас смотрит пожилой изможденный человек. "Это Мартынов, ему всего лишь 29 лет. После нацистских лагерей цветущий мужчина превратился в старика, - поясняет гид. - А вот "Возвращение местных жителей на свои пепелища". Снимок очень натурально предает эмоции. И даже несмотря на то горе, которое пережили, на лицах - проблески радости и надежды. Война закончилась, а значит, теперь будет другая, счастливая мирная жизнь".

Зимний пейзаж, 13.01.1953. Фотограф: А. Дитлов. Фото из архива
Зимний пейзаж, 13.01.1953. Фотограф: А. Дитлов. Фото из архива

Снимок размером со спичечный коробок

Посетители выставки поинтересовались у дочери знаменитого фотографа, зачем он снимал совсем малюсенькие фотографии во время войны. "Солдаты приходили и просили: ну щелкни меня, чтобы я потом снимок домой послал, чтобы видели: живой, руки-ноги целы. И он ночью при свете костра печатал с негативов фото размером со спичечный коробок. И люди радовались этому бесценному снимку", - пояснила Ольга Дитлова.

На встречу в музей она принесла с собой фотографии 1946 года, на которых изображены родители за год до свадьбы. Молодые, красивые, маме еще 19 нет. "Смотрю на них и вижу людей, которые ценили каждый день и радовались, что после ужаса наконец-то наступил мир. Они по-настоящему любили жизнь и относились к ней так, как должно. После страшных военных историй папа начал часто снимать любимую женщину. Многое в жизни человек способен вынести на своих плечах", - говорит Ольга Дитлова.

Многие снимки Александра Дитлова вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии.

Их объективная правда

В фотоархиве БЕЛТА хранится более 700 оцифрованных снимков, отображающих борьбу и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, сопротивление оккупантам на территории Беларуси, послевоенное восстановление страны.

Владимир Лупейко

Около 200 кадров сделаны Владимиром Наумовичем Лупейко, который стоял у истоков фотохроники БЕЛТА. Родился будущий военкор в 1917 году. Рано осиротел: мать умерла от тифа, отца убили белополяки. Вскоре мальчик пополнил ряды беспризорников, потом оказался в детском доме в Борисове. Переломным моментом в судьбе Владимира Лупейко стала служба в армии. Здесь он впервые понял, что хотел бы посвятить свою жизнь искусству фотографии.

Влпдимир Лупейко. Фото из архива
Влпдимир Лупейко. Фото из архива

Молодой солдат во всем помогал полковому фотографу, и, когда тот демобилизовался, занял его место. Лупейко снимал отличников боевой и политической подготовки, армейскую жизнь, выпускал фотогазету. Когда в 1936-м подошло время его демобилизации, командир наградил юношу фотоаппаратом "ФЭД". Приобретенный опыт помог Владимиру Лупейко устроиться на работу. В сентябре 1936 года в 19 лет он был зачислен в Белорусское телеграфное агентство на должность фотокора. А уже через три года стал фотокором агентства по Брестской и Пинской областям.

Разрушенный Бобруйск, 01.07.1944. Фотограф: Владимир Лупейко. Фото из архива
Разрушенный Бобруйск, 01.07.1944. Фотограф: Владимир Лупейко. Фото из архива

В освобожденном Минске, 04.07.1944. Фотограф: Владимир Лупейко. Фото из архива
В освобожденном Минске, 04.07.1944. Фотограф: Владимир Лупейко. Фото из архива

22 июня 1941-го Владимир Наумович встретил в Бресте, вступить в ряды действующей армии не успел: слишком быстро наступал враг. Примкнул к брестскому подполью, а затем при первой возможности ушел в партизанский отряд, в составе которого прошел всю войну. Наряду с другими народными мстителями ходил на боевые задания, и не только с оружием, а обязательно с фотоаппаратом. Нередко снимки отражали результаты "партизанских командировок": за войну он побывал практически во всех отрядах Брестского и Пинского соединений. Добираться до мест дислокации отрядов было непросто и опасно, но молодого бойца это не останавливало. Он считал своим долгом создать фотохронику борьбы народных мстителей. Когда наладилась связь с Большой землей, отснятые Лупейко пленки начали переправлять в Москву, в Фотохронику ТАСС. Снимки расходились по газетам, и миллионы советских людей узнавали о том, что оккупированная Беларусь не сдается. Фоторепортажи Лупейко "Подрыв вражеского эшелона", "Бой за хлеб" и другие публиковались в советских газетах. После войны Владимир Лупейко продолжил трудиться в агентстве, которому в общей сложности отдал 45 лет жизни.

Владимир Наумович

Основу известной фотовыставки БЕЛТА "Беларусь помнит. 75 мгновений войны", посвященной 75-летию освобождения нашей республики от немецко-фашистских захватчиков, составили работы Владимира Наумовича. В экспозицию, которую несколько лет назад увидела в том числе и западноевропейская публика, вошли 75 снимков о фронтовых буднях, партизанском движении, работе в тылу, освобождении Беларуси, восстановлении страны из руин. Среди кадров - аэрофотосъемка горящего Минска после налетов люфтваффе 24-25 июня 1941 года, эшелоны советских военнопленных, немецкой техники на столичных улицах, победное водружение знамени над Брестской крепостью, радостная встреча освободителей и разбор завалов в разрушенной столице на нынешнем проспекте Независимости. Работы для выставки отбирались по особому принципу: показать личные истории, фрагменты жизни людей, вовлеченных в войну, и при этом обозначить национальный аспект - потери Беларуси, ее освобождение и роль в завоевании Победы.

В архивах сохранилось немало фотографий о партизанском движении. Без прикрас, цензуры, парадного лоска. Реальная жизнь в борьбе с противником, с природными ненастьями, с суровым бытом, с самим собой, в конце концов. Здесь и снимки полей боев в 1943-1944 годах, трудных переправ через реки, редкого досуга бойцов, нехитрых бытовых устройств (партизанская мельница, например), портретные кадры рядовых народных мстителей и лидеров движения. Особое место отвели операции "Багратион" - одной из самых масштабных в истории человечества по значению, охвату территории, числу участников и оружия, степени секретности и стратегическому замыслу. Именно она принесла освобождение Беларуси. И именно партизаны сыграли в ней решающую роль. Командование вермахта даже предположить не могло, что через непролазные белорусские болота возможно переправить танки и другую тяжелую технику. Да еще в таком количестве, за такой короткий срок и абсолютно незаметно для противника. Как это было, показано на фотографиях военных корреспондентов БЕЛТА, многие из этих снимков стали хрестоматийными.

Особого внимания заслуживают кадры, на которых запечатлены эмоции людей, захваченных жерновами войны. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чтобы хоть отчасти уловить, что довелось пережить в те годы. К слову, именно такой подход к рассказу о Второй мировой - через показ ее ужасов и человеческих трагедий, а не демонстрацию военной мощи, планов командования и схем сражений - оказался наиболее понятным и близким современному зрителю.

Главное наследие наших фронтовых журналистов - их снимки и репортажи. По-настоящему проникновенные и незабываемые, они являются свидетельством трагических и великих событий. Фотографии не врут. Тексты можно переписывать, акценты - менять, а выражения лиц в кадре - это навсегда. Ушли из жизни и Лупейко, и Дитлов, и другие их боевые товарищи, но в учебниках и музеях хранится их объективная правда.

Елена НИКОЛАЕВА,

газета "7 Дней".-0-