Что такое 1 сентября для большинства из взрослых? Сбор детей в школу, школьные линейки, гладиолусы… А для образовательных центров это начало нового учебного года со взрослыми, которые решили что-то изменить в своей жизни: найти новую работу или открыть свое дело. И, поверьте, таких немало в Беларуси: из года в год количество тех, кто понимает, что обучаться нужно на протяжении всей жизни, только растет. И эта цифра ежегодно составляет не менее 100 000 человек.
О том, чем могут помочь в жизни профессиональные курсы и учебные центры, кто их чаще всего посещает, кто интересуется не только обучением, но и трудоустройством, а также о мнении работодателей о таких курсах рассказывает директор и учредитель Образовательного и кадрового центра "Новое завтра", кандидат социологических наук Ольга Рудь.
- Почему данные курсы чаще всего называют "дополнительным профессиональным образованием"? Является ли оно менее важным, чем первичное образование? И что чаще всего выбирают белорусы: полную смену профессиональной деятельности или углубление знаний в той сфере, в которой они уже преуспели?
- Тенденция такова, что чаще всего подобного рода курсы выбирают для кардинальной смены рода деятельности и начала новой жизни, карьеры или даже открытия впервые своего дела. Более половины наших клиентов (51,5%), по данным наших собственных исследований, пришли на такие курсы впервые. И как раз для того, чтобы изучить что-то совершенно новое (более востребованное на рынке труда, более высокооплачиваемое или более подходящее под личные требования и желания). 59,7% клиентов перед выбором курса и центра изучают требования работодателей, т.е. соотносят учебную программу и планируемые результаты обучения с дальнейшим трудоустройством. Более 70% наших клиентов уже имеют первичное высшее (преимущественно) или среднее специальное образование, т.е. для них это не первое образование. Около 15%-20% - это студенты или учащиеся учебных заведений, которые уже заранее думают о дальнейшем трудоустройстве. Еще почти четверть (24,6%) посещали такие курсы ранее, 3-5 лет назад. Тех, кто постоянно обновляет свои знания и совершенствуется, повышает свою квалификацию, пока, к сожалению, не много (не более 20% от всех наших клиентов). Тогда как в Европе образованием на протяжении всей жизни охвачено не менее половины населения. И поэтому там дополнительное постоянное образование является более важным для успешной карьеры и жизни, чем первичное образование, так как позволяет всегда иметь актуальные и самые важные знания и навыки. Мир сейчас меняется так быстро, что просто невозможно обходиться одним образованием.
В связи с кризисом значительно уменьшилась часть тех, кто обучался для себя, для своего хобби. Четкая нацеленность таких курсов - дальнейшее трудоустройство. Более 70% - это женщины.
- Кто чаще всего обращается за помощью к консультанту по профориентации и трудоустройству (пол, возраст, социальный статус), который, насколько нам известно, есть только в штате вашего учебного центра?
- За помощью по профориентации и консультированием по рынку труда, которую мы предоставляем бесплатно всем, кто интересуется вопросами обучения в нашем центре (независимо, будет заключен договор на обучение или нет), обращаются разные категории граждан. Однако все чаще данным вопросом интересуются мужчины, которых коснулись вопросы трудоустройства.
К сожалению, проблема отсутствия в настоящий момент должной профориентации школьников вырастает в дальнейшем в более серьезную проблему - правильного и осознанного выбора профессии/специальности в дальнейшем. Советская система профориентации в настоящий момент практически полностью разрушена. Потом такие люди приходят в обучающие центры и пытаются приобрести новые профессиональные знания. Или чтобы заниматься тем, что действительно любят, но чаще всего, чтобы получить те навыки и знания, которые действительно востребованы сейчас на рынке труда, и в дальнейшем трудоустроиться.
Мы видим, что сейчас особенно важна работа подобных специалистов, которые помогают ориентироваться на рынке труда, знать о требованиях работодателей и уже в соответствии с этим - получать нужные знания и навыки (т.е. планировать дальнейшее обучение). Мало кто идет сейчас на курсы, предварительно не изучив все эти вопросы. Лишних денег и времени сейчас нет ни у кого (особенно у тех, кто приходит к нам на курсы). Свои ресурсы люди хотят расходовать очень целенаправленно и с пользой.
За помощью по трудоустройству обращаются чаще всего наименее конкурентоспособные категории граждан: женщины в возрасте 25-40 лет, чаще всего после декретного отпуска или длительного перерыва в работе, люди предпенсионного возраста, которым все труднее трудоустроиться в текущей экономической ситуации, мужчины среднего возраста, имеющие базовую рабочую специальность, которая сейчас становится невостребованной на рынке труда. А также все больше обращается студентов, вчерашних выпускников и молодежи до 25 лет, без опыта работы, которым сейчас трудоустроиться в разы сложнее.
Люди обращаются за помощью, т.к. понимают, что эффективное трудоустройство - это тяжелая и профессиональная работа, которую, как и любую другую, должны выполнять специалисты в этом вопросе. Многие не умеют элементарных вещей: составить "работающее" резюме, не знают, где размещать в интернете или газетах свои объявления, боятся проходить собеседования. Именно такие навыки сейчас становятся базовыми, без которых просто невозможно успешно существовать в современном мире. Это значительно бы улучшило ситуацию с трудоустройством многих граждан. В нашей компании это поставлено на профессиональный уровень: составление "работающего" резюме, правильный отбор компании, куда отправлять резюме, комплексная оценка ее как будущего работодателя, знание актуальных тенденций рынка труда и ситуации по конкретной профессии/специальности. В январе 2017 года мы были включены в реестр агентств по трудоустройству Министерства труда и социальной защиты. Специалист постоянно изучает текущую ситуацию, анализирует вакансии, общается с работодателями. Договор не заключается, если изначально требования и запросы Клиента завышены и не соответствуют текущей ситуации на рынке труда и его образованию, опыту работы, квалификации и т.д. Для нас важно не просто получить деньги, а получить результат, которым будут довольны обе стороны.
- Сотрудничает ли образовательный центр с работодателями? Помогают ли они впоследствии обратившимся в трудоустройстве?
- Да, конечно, в Методический отдел постоянно поступают заявки на стажировку и трудоустройство от работодателей. Мы ведем базы таких предложений, и после окончания стажировки опрашиваем и Клиента (как прошла стажировка, как он/она оценивают организацию и те навыки, которые были получены, насколько помогли знания и компетенции, полученные на курсах), и саму организацию (просим оценить уровень подготовки наших слушателей). Многие после стажировки остаются работать. Для нас это самый высокий уровень оценки нашей работы и наших слушателей.
Иногда актуальные вакансии предлагаем выпускникам текущих групп, и некоторые сразу находят себе работу. Иногда наиболее заинтересованные работодатели лично приходят на занятия и презентуют свои вакансии и компании.
К сожалению, практический уровень подготовки выпускников учебных заведений очень невысок. А работодателю нет времени за свой счет полгода-год учить сотрудника заново. Поэтому им проще взять выпускников таких курсов, которые практически с первых дней готовы начать работать.
Мнение работодателей:
Салон красоты "Пастель", директор Елена:
"Необходимость в выпускниках возникла, т.к. не хватало мастеров, поэтому и обратились в "Новое завтра". Я сама у Вас заканчивала ни одни курсы и знаю Ваш центр очень давно, поэтому для меня это авторитетно. Иногда мастеров проще подучить под себя, чем переучивать, тем более, что люди более открыты в начале карьеры и более целеустремленные... Все мастера были в целом по специализациям своим хорошо подготовлены. Знаний не хватало в общении с клиентами, хотелось большей теплоты, инициативы и деятельности. Возможно, изначально отчасти из-за неуверенности в себе. В обучение это можно включить. У них должно быть четкое понимание, для чего они работают и что от их работы зависит результат не только разовый, но и репутация салона и долгосрочный результат в виде возвращаемости клиентов... Обязательно будем еще обращаться по мере необходимости, большое спасибо!"
ООО "ААР-Хелиант", логистическая компания, специалист по управлению персоналом Плескач Анна:
"Наш штат был укомплектован, но решили взять людей для того, чтобы в случае, если в отделе увольняется человек, была оперативная замена и не пришлось тратить время на поиски нового сотрудника. Пока замечаний к стажерам нет: стажеру поставлены определенные задачи и он их выполняет. Сам стажер также считает, что знаний для работы хватает. Особенно пригодились знания в работе с документами (логиста, перевозчика, водителя). В дальнейшем готовы брать еще стажеров из Вашего центра".
Мнение слушателей:
Досько Вероника Викторовна, закончила курсы "Парикмахер-универсал" и "Свадебный стилист":
"Решила пойти для себя и для использования полученных знаний в качестве приработка к основной работе (культурный организатор). Направлялась на стажировку, но не приступила, так как пошли заказы сразу после окончания обучения. В студенческой среде много клиентов на подобного рода услуги. Все полученные знания очень пригодились в работе. На данный момент смогла создать кружок красоты для девочек (прическа, макияж). Да, курсы дали хороший приработок. Данные услуги востребованы всегда".
К образованию мы относимся серьезно, основательно. Это не просто бизнес. Это четкая нацеленность на результат, который принесет данное образование для наших слушателей в будущем. Конечная цель - изменение их жизни в лучшую сторону. Поверьте в себя, и Завтра будет Новая жизнь - так мы настраиваем своих слушателей, когда они обращаются в нашу компанию. И, изучая поведение наших клиентов, то, как они совершают выбор центра курсов, мы видим, что более половины из них основным критерием выбора ставят гарантии качества обучения. На рынке образования качество услуги оценивается возможностью применения полученных знаний для дальнейшей работы или открытия своего дела. И никак по-другому. А на этапе выбора центра главной гарантией качества являются отзывы слушателей. И здесь нам точно не стыдно за свою работу: более 95% оставленных на нашу компанию отзывов - положительные. Мы еженедельно мониторим все возможные ресурсы в интернете и отвечаем на все полученные обращения. Кроме того, мы максимально открыты для клиентов и даем возможность бесплатного посещения одного занятия без каких-либо дальнейших обязательств.
- Ольга, поздравляем вас и ваш коллектив еще раз с праздником, Днем знаний! Мы узнали, что сейчас в вашем центре проходит акция и приобрести курсы можно очень выгодно!
- Да, приглашаем всех в наш центр за новыми знаниями. Могу лично пообещать, как руководитель, что мы работаем на успех каждого слушателя и следим за их успехами. Это сложно, зато очень часто наши слушатели возвращаются вновь за знаниями к нам и это очень приятно!
www.novoezavtra.by
+375 (17) 392-65-75 (76), +375 (29) 664-00-95, (29) 764-00-95 (Viber), (25) 764-64-64 (Viber).