ГАИ бьет в набат: уровень подготовки курсантов автошкол катастрофически падает. В некоторых учебных организациях только единицы выпускников получают водительское удостоверение с первого раза. А в последний год значительно выросла аварийность среди водителей со стажем до одного года. Корреспонденты БЕЛТА побывали на экзаменационной площадке и узнали, с чем специалисты связывают падение уровня подготовки, какие наиболее распространенные ошибки совершают курсанты автошкол, а заодно побывали на всех этапах сдачи экзамена. Качество уходит на второй план, а аварийность растетПри виде межрайонного экзаменационного отдела ГАИ, что на улице Семашко, сердце предательски заколотилось. Пожалуй, схожие симптомы приземистое здание вызывает у десятков тысяч минчан. Все мы когда-то приходили сюда с одной целью: сдать экзамен в ГАИ и получить заветный пластик водительского удостоверения. А дальше… А дальше, говоря устами героя романа "Золотой теленок" Александра Корейко, все будет чрезвычайно хорошо.
Но вернемся к делу. В последние годы уровень подготовки курсантов автомобильных школ падает. Это констатируют едва ли не все: экзаменаторы, сотрудники ГАИ и, в конце концов, сами обучающиеся. Заместитель начальника межрайонного экзаменационного отдела УГАИ ГУВД Мингорисполкома Владимир Свиридович оперирует цифрами по столице.
"В 2023 году нашим экзаменационным отделом выдано 72 953 водительских удостоверения. Если сравнить с 2022-м, то цифра примерно на 40% меньше. При этом вновь сдающим выдано 22 223 удостоверения. Это на 14% меньше, чем годом ранее. Всего в 2023-м было принято 107 236 экзаменов, что немногим больше, чем в 2022-м. Сейчас мы разрабатываем специальное программное обеспечение, которое позволит более точно анализировать цифры. Однако уже сейчас могу сказать: с первой попытки экзамен сдает приблизительно каждый пятый курсант".
И это полбеды. В последний год в Минске среди водителей со стажем до одного года сильно подскочила аварийность. В 2023 году по вине таких шоферов зафиксировано на 80% больше ДТП, с пострадавшими - плюс 125%! Такую тенденцию Владимир Свиридович объясняет очень просто: уровень подготовки в автошколах постоянно снижается.
"Если с теорией дела обстоят более-менее, то с практикой - стагнация. Даже на примере сегодняшнего дня. На утро у нас было записано 30 человек. Из них водительские удостоверения получили - внимание - четыре человека. Каждый восьмой", - привел пример собеседник.
Владимир Свиридович связывает такое положение дел с невыполнением автошколами программных требований.
"Когда контроль выполняла ГАИ, результаты были совсем другие. Руководитель автошколы, преподаватели, инструкторы чувствовали свою ответственность. Сегодня таких учебных организаций мало. Качество, и это сюрреалистично в объявленный Год качества, уходит на второй план. У нас есть такие организации, которые не представляют группы на сдачу экзамена по полгода. Так зачем такие автошколы?", - задается вопросом заместитель начальника межрайонного отдела.
На уровне подготовки сказывается и отношение самих обучаемых. "Многие считают: заплатил деньги и все - в ГАИ "зеленая дорога", права едва ли не в кармане. Такие чаяния в конце концов разбиваются о суровую реальность, и приходит понимание: нужно идти дополнительно готовиться. Бывает, спрашиваешь у курсанта: сколько вы часов откатали в автошколе? Положенные программой 50 проезжают единицы. А что такое пересдачи? Это дополнительные траты", - говорит Владимир Свиридович.
Заместитель начальника межрайонного отдела уверен: контроль за подготовкой необходимо повышать. "Иначе мы дождемся того момента, когда сдача экзамена курсантом будет сродни празднику. Конечно, я утрирую, но складывающаяся тенденция не радует", - заключил Владимир Свиридович.
Ученье - светА заодно и первая ступенька к получению водительских прав. Небольшой закуток, где будущие водители ожидают теоретический экзамен, можно образно сравнить со входом в чистилище. В последний момент некоторые из испытуемых лихорадочно решают на смартфонах билеты, еще несколько курсантов нервно перебирают личные вещи. Оставшаяся часть ребят, словно покорившись обстоятельствам, смиренно ожидают вызова в кабинет.
Ровно в 12.00 двери бесшумно распахиваются, и будущие водители с опаской попадают внутрь помещения. На экранах компьютеров отображаются фото испытуемых. Правила сдачи просты. На 10 вопросов дается 15 минут. Можно допустить одну ошибку. Две - экзамен не сдан. Пользоваться смартфонами и прочими электронными "приблудами" нельзя. За процессом внимательно наблюдают экзаменаторы. Спустя несколько минут с радостной улыбкой на лице выходит первый курсант.
"Сдал, - коротко отвечает выпускник Андрей. - Вопросы оказались довольно легкие. Немного отличаются от привычных программ, но я хорошо штудировал ПДД, поэтому сложностей не испытал. Через неделю иду сдавать площадку и город. Надеюсь, все пройдет без проблем".
Второму курсанту повезло меньше. "Третий раз теорию сдаю, и все никак. Да работаю много, учить толком некогда: командировки, заказы. Что ж, придется несколько дней основательно посидеть над книжкой", - говорит Максим.
В итоге большинство испытуемых результатом остались довольны. Дальше часть ребят ждет первая часть практического экзамена. Проще говоря, площадка. Здесь курсантам предстоит выполнить два элемента на выбор принимающего. Как правило, если речь идет об автомобиле с механической коробкой передач, это эстакада и гараж. Иногда вместо последнего испытуемые сдают диагональную парковку.
"Сегодня желающих, если не брать в расчет плановые группы, не так много. Причина простая: погода. Выпало много снега, многие не уверены в своих силах", - комментирует ведущий специалист по приему экзаменов межрайонного экзаменационного отдела УГАИ ГУВД Мингорисполкома Геннадий Шилец.
Однако двое ребят, несмотря на сложные метеоусловия, попробовать удачу все же решились. Не прогадали: и эстакада, и гараж у ребят получились с первого раза. Пока другой инспектор экзаменует будущих водителей, общаемся с Геннадием Николаевичем. В структурах ГАИ он работает около 40 лет. Последние 16 - в межрайонном отделе.
"Наверняка, как и другие мои коллеги, могу констатировать: уровень подготовки сильно снизился. Я считаю, что корень проблемы лежит в том числе в мотивации самого человека. Если ты идешь сдавать за свои деньги и знаешь, зачем тебе права, ты, как правило, без особых проблем справишься. А часто бывает так, когда родители оплачивают детям обучение и экзамены, но ребята совсем не стремятся учиться", - рассуждает специалист.
Сказываются и прочие факторы. По мнению собеседника, сейчас автошколы не уделяют столь много внимания процессу подготовки будущих водителей.
"К сожалению, ситуация не улучшается, а, скорее, наоборот. В день мы принимаем около 200 человек. И хорошо, если с площадкой справляется половина. Раньше процент сдающих был гораздо выше", - констатирует Геннадий Шилец.
Почему инспекторам нет смысла "садить" курсантовЕсли курсант успешно сдал теорию и площадку, дело остается за главным: экзаменом в городских условиях. Сегодня один из принимающих - Вячеслав Савеня. С утра он успел проэкзаменовать несколько курсантов. С водительским удостоверением ушли примерно четверть. Как и предыдущие герои репортажа, инспектор отмечает низкий уровень подготовки у большинства студентов автошкол.
"В день бывает, что принимаю экзамен у 32 соискателей водительского удостоверения, то есть нагрузка довольно большая. Исходя из моего опыта, сдает приблизительно каждый пятый. Иногда больше, в другой день наоборот - меньше. Очень много курсантов приходят откровенно неподготовленными. Откровенно говоря, иногда сложно понять, на каком основании автошкола выдает человеку свидетельство об окончании занятий".
По словам Вячеслава Савени, в подавляющем большинстве неудачных кейсов по сдаче экзамена в городских условиях виноваты сами сдающие. Среди наиболее частых ошибок встречается отклонение от маршрута, перестроения на перекрестке, неуверенность в обращении с органами управления автомобилем.
"Наверняка вы слышали, как ругают принимающих, уж какими только словами нас не называют - достаточно зайти на профильную ветку любого популярного форума. Прежде всего якобы за предвзятость. На самом деле умысла "засадить" экзаменуемого у нас нет. Поверьте на слово: от количества пересдач заработная плата у нас не увеличивается. В салоне ведется видеофиксация, все ошибки можно оспорить. Однако иной раз ребята на экзамене вытворяют такое… Понятно, люди испытывают стресс, но некоторые ошибки объяснить очень сложно. В практике случалось всякое: и выезд на встречную, и попытка проезда на запрещающий сигнал. Можно целый сборник составить", - шутит специалист.
Многие будущие водители приходят на экзамен чересчур самоуверенными. Мол, сейчас я как покажу… "А он через сотню метров несколько раз глохнет, и на том экзамен окончен. Некоторые потом будут говорить, что их завалил плохой инспектор, - разводит руками Вячеслав Савеня.
Попытка не пытка. Когда не перваяКурсант Анастасия пытается покорить "город" уже в четвертый раз, хотя с предыдущими этапами проблем не возникло. Присутствие в автомобиле репортеров ее ничуть не смущает. Наоборот: кажется, что наше наличие добавляет ей оптимизма.
Вячеслав Савеня тем временем соблюдает необходимые формальности. Личность курсанта установлена, необходимые документы также на месте. Установив камеру видеофиксации, инспектор дает добро на начало движения.
"Главное, не волнуйтесь. Я буду четко и внятно давать команды. Если молчу, то необходимо продолжать движение прямо. Ваша задача - спокойно преодолеть экзаменационный маршрут и выполнить указания, не нарушая правил дорожного движения. Все в ваших руках, сильно переживать не стоит", - подбодрил девушку Вячеслав Савеня.
Анастасия с присущей курсанту педантичностью делает все аккуратно, не спеша. Едва тронувшись с экзаменационной площадки, останавливается. Все, впрочем, согласно правилам: впереди знак "СТОП". Инспектор одобрительно кивнул. После поднятия шлагбаума, продолжаем движение. Но спустя метров 100 первая незадача. При переключении трансмиссии Анастасия слишком замедлилась, и вторую передачу экзаменационный "Фольксваген" попросту не потянул. Один раз заглохнуть, правда, допускается.
"Спокойно, не нервничайте. Перезапускаем двигатель и продолжаем движение", - говорит инспектор. - "На ближайшем обозначенном перекрестке повернем направо".
С этой задачей девушка справилась без проблем, после чего довольно уверенно набирая скорость, поехала по улице Семашко в сторону Алибегова. Критическую ошибку Анастасия совершила на пересечении с Железнодорожной. Весь путь инспектор молчал, а курсантка вдруг решила повернуть направо. Хотя до последнего у нее была возможность перестроиться левее и продолжить экзамен.
"Увы, и сегодня отметка "не сдано". Нужно быть немного более уверенной. Видно, что практическая база у вас есть. Можете пробовать через 10 дней сдать снова. Возьмите несколько дополнительных уроков, они точно не помешают", - говорит инспектор.
Анастасия, несмотря на улыбку, выглядит достаточно расстроенной. Оно и понятно. Обидно, когда не сдал в первый раз, но вот в четвертый…
"Ошибку поняла. У меня еще была возможность перестроится и поехать прямо, ведь инспектор команду не давал, но растерялась. Я училась в одной из коммерческих автошкол. В целом серьезных вопросов к обучению нет, но, как и во многих других, не хватает практики. Пока я сама чувствую определенную неуверенность. Надеюсь, спустя несколько дополнительных занятий все получится", - в общих чертах резюмирует девушка.
В свою очередь инспектор не скрывает своего разочарования. И даже в чем-то досады. Не в частном случае, а в общем.
"Действительно, сейчас уровень курсантов стал очень низким. Это не может радовать. Наоборот, чисто по-человечески хочется, чтобы ребята получали достойный уровень подготовки и приходили на экзамен уверенными в своих силах. К сожалению, в большинстве случаев приходится констатировать обратное".
Начинающим водителям инспектор советует как можно больше практики. Будущим водителям - быть предельно внимательными при выборе автошколы.
"Пожалуй, это самое важное. Чем больше практики, тем лучше. Выбирая автошколу, ориентируйтесь на опыт знакомых и отзывы в интернете. Сегодня довольно легко благодаря профильным чатам и форумам получить более-менее обстоятельную информацию об автошколе", - заключил Вячеслав Савеня.
Срок водительского удостоверения увеличат до 20 летТакое новшество предусмотрено указом, подписанным 16 февраля. Ранее, напомним, максимальный срок водительской "корочки" был ограничен десятью годами. Также сокращается количество представляемых гражданами документов по отдельным процедурам. Например, при выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении больше не требуются водительское удостоверение и страховое свидетельство. Увеличиваются сроки разрешения на допуск к участию в дорожном движении автомобилей, с года выпуска которых прошло менее тех лет (до трех лет). Нововведение вступит в силу с 23 марта 2024 года.-0-
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА