Осваивать мастерство съемки и находить нужный ракурс Александр Хитров пробовал еще в школе. Его первым учителем был тогдашний руководитель фотокружка в областном Дворце пионеров и школьников Станислав Коников. Именно с его легкой руки работы восьмиклассника увидели на фотовыставке минчане. Уже через год первые снимки появились в областной газете "Віцебскі рабочы", а позже - в республиканских и всесоюзных изданиях.
Постепенно, шаг за шагом, будущий фотокорреспондент БЕЛТА оттачивал свое мастерство. Сегодня ярким подтверждением его заслуг являются многочисленные награды: почетное звание "Человек года Витебщины", победитель ІХ Национального конкурса "Золотая Литера", обладатель звания "Золотое перо" Белорусского Союза журналистов, почетные грамоты Министерства информации и Национального собрания Республики Беларусь.
Но собеседник не любит почивать на лаврах. По его мнению, когда решаешь, что стал абсолютным мастером своего дела, умираешь как фотограф.
- Важен постоянный поиск нового. Совершенствуя свое ремесло, ты остаешься на волне, - рассуждает он. - Не считаю себя мегакрутым фотографом, а просто наслаждаюсь процессом и стараюсь, чтобы результат был как можно интересней и качественней. Я прошел в профессии долгий путь. В доцифровую эпоху мы снимали на черно-белую пленку. Потом ее проявляли, разрезали на кадры, отбирали лучшие и отправляли в Минск. На выпуске негативы просматривали через лупу и решали их дальнейшую судьбу - выпустить в свет или забраковать. Дальше снимки отправлялись в лабораторию, которая находилась на втором этаже в здании по улице Энгельса, 30. Там делали контрольный отпечаток, при необходимости - кадрирование, и распечатывали на фотобумаге.
Сегодня СМИ имеют постоянный доступ к фотографиям агентства, а раньше их разносили по редакциям ведущих республиканских газет, предлагали купить. От того, насколько снимки того или иного фотокора пользовались популярностью, зависела его зарплата.
В начале 1990-х агентство тесно сотрудничало с ТАСС, и многие важные снимки отправлялись в Москву. По словам собеседника, он прошел очень хорошую "тассовскую" школу, в которой фотография рассматривалась не как постановочный кадр, а была включенной в жизнь. И даже если порой приходилось действовать слегка "по сценарию", то старались сделать так, чтобы снимки все равно выглядели естественными.
После старта "Славянского базара" в 1992 году Александр Хитров ежегодно рассказывает через объектив фотоаппарата о главных событиях этого международного творческого форума. Фотокамера мэтра запечатлела яркие моменты всех 32 фестивальных лет в Витебске. Он снимал многих звезд: от Владимира Мулявина и Григория Лепса до Патрисии Каас и экс-солиста Deep Purple Джо Линн Тернера.
- Работал я на "Славянском базаре" еще тогда, когда не было цифровой связи и возможности за пару секунд передать снимки, - вспоминает мастер. - А концерты заканчивались тогда поздно, некоторые продолжались даже до четырех утра. После съемок бежал домой, где родные уже, естественно, сладко спали. Стараясь не шуметь, закрывался в ванной и начинал проявлять пленку, промывать, проводить фиксаж…. Раньше изготовление фотографий было настоящим искусством. Это сегодня достал аппарат, нащелкал сотню снимков, на компьютере выбрал самые удачные. А тогда на пленке было всего 36 кадров, поэтому к каждому относились бережно. И что ты сфотографировал, увидеть можно было только после проявки. Я жил в районе железнодорожного вокзала, а поезд из Витебска на Минск выходил около шести утра. Мне нужно было к этому времени отдать конверт с негативами. Уже где-то в половине девятого на столичном вокзале его встречала курьер и везла в агентство.
Собеседник признается: ему и по сей день очень нравятся те старые черно-белые снимки, потому что они гораздо лучше, чем цветные, развивают вкус, будят воображение и заставляют внимательно "читать" сюжет.
Среди медиаэкспертов идут споры, насколько этично использовать фотожурналисту в своей работе Photoshop - программу для редактирования изображения. По словам Александра Хитрова, каждый из его коллег решает сам, насколько сильно стоит менять что-то в исходнике.
- Мне кажется, использование фотошопа - это легкий путь. Гораздо сложнее изначально сделать отличный кадр. Да и манипулирование снимками в конечном счете понижает доверие к нашей работе. Потому вмешательства в наш продукт должны быть минимальными, чтобы не исказить саму картинку реальности, - говорит фотокорреспондент. - Но бывают и исключения. Если речь идет, скажем, о женском портрете, когда героине хочется выглядеть чуть более красивой, то почему бы не пойти ей навстречу?
Однажды на "Славянский базар" приехала одна из звезд советской эстрады вместе с мужем. В те дни она не только давала концерт, но и отмечала серебряную свадьбу. Александр Хитров сделал снимки, на которых известная супружеская чета стояла с букетами цветов. Пресс-секретарь местного УВД попросила фотографию для милицейской газеты, а потом, улучив момент, попросила певицу оставить на ней автограф. Та, увидев красивый снимок, захотела встретиться с его автором.
- И вот за кулисами подхожу к звезде. "А не могли бы вы сделать еще десять таких фото и отснять мой сегодняшний концерт?" - попросила она. Ну как я мог отказать красивой женщине и великой певице? Сделал и утром принес снимки, - рассказывает Александр Хитров. - Супруг звезды очень благодарил меня, оставил даже свой домашний адрес и телефон со словами: "Будете в наших краях - заезжайте". Я, конечно же, этим предложением не воспользовался, но такое отношение было приятно.
В домашнем архиве у Хитрова хранятся диски всех фестивалей "Славянского базара" и увесистая папка с черно-белыми снимками. А изданные БЕЛТА юбилейные фотоальбомы, посвященные этому грандиозному празднику песни, почти полностью состоят из его работ.
"Фотограф - это состояние души, когда ты видишь мир картинами, обладаешь особым художественным взглядом, который позволяет передать обыденное так, что оно раскрывается совсем иначе и восхищает".
| Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 дней", фото из архива Александра ХИТРОВА.
Читайте также:
Отправился прямо к главреду. Как парень из деревни Лань стал фотографом БЕЛТА?
"Погоня за кадром - это игра без правил". Фотограф БЕЛТА о работе в президентском пуле
Приходилось экономить на освещении. Как БЕЛТА выживала и развивалась в 90-е?