Часто приходится слышать, что корни весенней "недели блинов", которую мы называем Масленицей, уходят в языческое прошлое. Так это или нет, но известно, что славянские народы отмечают ее давно. Первое упоминание об этой неделе у восточных славян относится к XI веку, то есть уже к христианской эпохе. Иногда Масленицу сравнивают с карнавалом. Первые упоминания о ней - IX-X век. Carnevale - с народной латыни и с итальянского переводится как "Прощай, мясо!". И это не удивительно для христианских народов. Карнавалы и масленицы всегда предваряли Великий пост.
Можно долго спорить, языческий это обычай или нет, но сейчас период Масленицы (сырной седмицы) определяют по церковному православному календарю. Это последняя неделя перед Великим постом. В 2016 году Пасха у православных отмечается 1 мая. Отнимем шесть недель поста и еще одну неделю - Страстную седмицу. Получается, что пост начнется 14 марта. Значит, сырная седмица выпадает на неделю с 7 по 13 марта.
Действительно, почему пост не начинается сразу, а сначала нужно поесть неделю молочное. Одно из популярных объяснений гласит, что в конце февраля - начале марта коровы уже успевали отелиться. Каждое хозяйство становилось богатым на молоко и молочные продукты, которые в это время года были главными на столе во всех крестьянских семьях. Может быть, что-то в этом есть. Но, если посмотреть не с такой сугубо бытовой, а с христианской точки зрения, Великий пост - это особый период, к которому нужно готовиться. Поэтому со временем в Церкви сформировалась традиция четырехнедельного приготовления. Напомним, что в Церкви седмица (неделя) начинается не с понедельника, а с воскресенья, которое даже в русскоязычных церковных календарях называют "неделей". Четыре воскресенья перед постом обязательно посвящены какой-то теме. Например, перед сырной седмицей это Неделя о Страшном суде. Тема серьезная. Как с ней связано молоко? Непосредственно с ней - никак. Но с христианской историей - связано.
Кандидат философских наук, монах из Сретенского монастыря Иов (Гумеров) обращает внимание, что в VII веке византийский император Ираклий после тяжелой войны с персами, которая длилась шесть лет, дал обет не есть мясо в неделю перед Великим постом. В итоге это вошло в церковный устав. В рационе питания мясо заменяют сыр и молоко.
Трудно сказать, пекли ли блины при дворе императора Ираклия, но у славян это может быть отголоском языческого прошлого. Мы уже рассмотрели, как высчитывается в календаре сырная седмица. Есть версия, что ее языческий вариант приходился на весеннее равноденствие. Блины - символ Солнца. Так что связь очевидна.
В христианской традиции никаких особых обычаев, связанных с блинами, нет. Но к блинному столу в церковной среде относятся спокойно. Ведь для верующих один из эпитетов для Христа - это тоже Солнце. Солнце правды. Но не стоит зацикливаться на блинах. Масленицу также называют Мясопустом, то есть неделей, свободной от мясных блюд. На столе может быть и сыр, и творог, и молоко, и рыба, и икра рыбы. Однако, что бы не положили вам в тарелку, переедание никогда не бывает полезным: и с медицинской, и с христианской точек зрения. Так что нужно знать меру.
Естественно, для христиан в этот период подготовка к посту - это не банальный отказ от мяса и подкрепление сил за счет блинов со сметаной. Главный аспект все же не гастрономический. Во-первых, на этой неделе уже не совершаются венчания, а по средам и пятницам в храмах не служат литургий. Также в это время на богослужениях читается молитва преподобного Ефрема Сирина. В свое время она вдохновила Александра Пушкина на написание стихотворения "Отцы пустынники и жены непорочны".
Церковные традиции развиваются и сохраняются уже не одну сотню лет. Но есть и народные, которые могут быть отголосками язычества. Например, в Беларуси и других славянских землях раньше устраивали массовые катания с горок. Массовые - это значит не только для детей. Обычно в начале недели каталась неженатая молодежь, а позже - женатые пары. С этим были связаны различные приметы. Например, чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем длиннее будет у нее лен. Хотя все мы понимаем, что от катания это не зависит, но в самом по себе катании взрослых с горок ничего плохого нет. Почему бы не сохранить эту традицию? При этом кататься не обязательно на сырную седмицу.
Еще одна забавная традиция была связана с молодыми неженатыми парнями. Односельчане заставляли их "таскать колодки", привязывая к ногам обрубок дерева. В различных регионах Беларуси этот обряд проводили по-разному. В некоторых местах в понедельник на масленой неделе собирались женщины, привязывали к "колодке" одним концом веревку или пояс и начинали обходить деревню. Если им встречался неженатый парень - другой конец привязывали к нему. Хочешь избавиться - откупайся угощением или деньгами. Где-то парни, на которых навешивали колодки, ходили по деревне и обязательно должны были зайти в каждый дом, где была незамужняя девушка. Она угощала гостей. Не остановиться с "колодкой" перед домом девушки считалось большим неуважением к ней.
В Шкловском районе Могилевской области существовал обычай, который получил название "Подушки трясти". Девушки и женщины приходили к молодой хозяйке, которая недавно вышла замуж, "подушки трясти". Хозяйка обязана была поставить им угощение, или спрятать его под подушки. А если она жалела угощения, гости хватали подушки и на санях возили их по деревне, покрикивая: "Подушки продаем! Подушки продаем!". Молодая хозяйка вынуждена была бежать за подругами и выкупать подушки деньгами. И это, конечно, далеко не полный список народных забав на Масленицу.
Часто говорят, что раньше в народе каждый день Масленицы имел свой колорит. Например, в среду многие зятья ездили к теще на блины, а в воскресенье все просили друг у друга прощения. Пожалуй, последняя традиция оказалась самой стойкой. Это чисто христианское изобретение, авторы которого - монахи. Как известно, на заре христианской эпохи монашество особо развивалось и, можно сказать, даже зародилось в Египте. Во время Великого поста египетские монахи жили в удалении друг от друга - в пустыне. Считается, что они не были уверены, встретятся ли вновь. Поэтому во время общей молитвы в храме в последнее воскресенье перед постом монахи просили друг у друга прощения. Этот обычай переняли другие христиане. Ведь пост - это на самом деле не диета, а время, когда верующие, в том числе, особо стремятся к умиротворению. Это возможно после того, как человек просит прощения за все плохое, что он сделал.
Ну а что главное в Масленице - блины или прощение - это каждый решает сам.