В обновленной Конституции, которая вступила в силу 15 марта, у Всебелорусского народного собрания особый статус. ВНС определено как высший представительный орган народовластия. Право на какие решения переданы 1200 его делегатам, кто войдет в их число и что общего у этого собрания с вечем? Рассказывает судья Конституционного суда Республики Беларусь Сергей Чигринов.
- Насколько уникально ВНС и что у него общего со славянским вече?
- Веча - народные собрания глав семей местного сообщества - практиковались в раннефеодальную эпоху всеми славянскими народами. Об этом писали еще греческие авторы в VI веке. На наших землях упоминания о вече датируются IX веком. К сожалению, ни в одних, ни в других источниках нет конкретных имен тех, кто входил в него. Но мы точно знаем, что на таких собраниях решались гражданские дела, за военные вопросы отвечал князь. Например, нужно ли обносить город стеной, пора ли его ремонтировать, какие и куда мостить дороги, какой установить налог для содержания княжеской дружины, кого туда набирать... Кстати, на вече приглашали и женщин - вдов умерших или погибших участников таких собраний. На вече не было дифференциации по половому признаку и гендерного неравенства. Женщина несла полную ответственность за семью, если оставалась одна. Община помогала ей как могла. Наши предки жили "талакой".
Значение веча в обществе уменьшилось, когда на смену натуральному хозяйству пришли более сложные товарно-денежные отношения. Начали расти города. Стали большую роль играть князья, власть которых уже передавалась по наследству.
- Когда вече исчезло полностью из системы общественного самоуправления?
- Вече просуществовало достаточно долго. Например, в Полоцком княжестве - до конца XV века. Позднее на белорусских землях появлялись другие формы демократии. Например, сейм, паны-рада - совет высших должностных лиц при князе. Когда появилась необходимость собрать воедино раздробленные феодальные государства, понадобилась абсолютистская (королевская, царская) власть. Тогда у сейма осталась исключительно совещательная роль. Однако на белорусских землях демократическое управление было не формальным. Сейм многие века принимал важные государственные решения. Великие князья не были всевластными. Например, новые налоги они устанавливали только с разрешения сейма.
- Удалось ли создать более эффективную систему народовластия, чем сдающий позиции сейм?
- Только после революции 1917 года. Это были Советы депутатов, к которым мы пришли через Октябрьскую революцию. На сегодня представительная демократия, а у нас это Советы депутатов и двухпалатный парламент, считается если не идеальной, то наиболее приемлемой системой народовластия. Им не было альтернативы до 1996-го, пока не появилось Всебелорусское народное собрание. Поначалу оно решало исключительно стратегические вопросы, утверждало планы социально-экономического развития страны на пятилетку, заслушивало отчеты Президента. А парламент принимал законы.
- Какие из шести Всебелорусских народных собраний, на ваш взгляд, оказались наиболее влиятельными?
- Шестое, прошедшее после 2020 года, который памятен напряжением в обществе. Именно на нем была более четко определена наша геополитическая ориентация. На нем шел разговор о плане не только социально-экономического развития на пятилетку, но и политического. Кроме этого, на ВНС обсуждалась идея о придании ему статуса конституционного органа. В частности, глава государства выступал по этому вопросу - весьма аргументированно и убедительно.
- Что главное в повестке дня обновленного ВНС?
- Всебелорусское народное собрание определяет стратегическое развитие страны. Во-первых, утверждает основные направления внутренней и внешней политики. Во-вторых, военную доктрину и концепцию национальной безопасности. До настоящего времени концепцию национальной безопасности утверждал Президент, а основные направления внутренней и внешней политики устанавливались законом, который принимал парламент. Теперь все это будет узакониваться решением ВНС.
- Вопросы войны и мира сегодня, когда к югу от нашей страны неспокойно, волнуют всех...
- Конституция гарантирует, что с территории Республики Беларусь не может идти военная агрессия в отношении других государств. Если нападут, мы обязаны ввести военное положение (ВП) и обороняться. ВП так же, как и чрезвычайное положение (ЧП), вправе ввести Всебелорусское народное собрание, если Президент по каким-то причинам не может этого сделать. Однако ЧП и ВП, как уже сказал, вводятся только в случае нападения на нашу страну. Слава богу, причин для этого нет.
По предложению Президента ВНС принимает решение о направлении сотрудников военизированных организаций за пределы Беларуси - исключительно для участия в обеспечении коллективной безопасности СГ и ЕАЭС, а также для их участия в поддержании международного мира и безопасности. То есть наши бойцы могут стоять на линии разграничения сторон конфликта в качестве миротворцев и помогать проводить гуманитарные операции. Например, обеспечивать коридоры, когда воюющие стороны не дают пройти гуманитарным конвоям.
ВНС собирается не реже одного раза в год, по необходимости - чаще. Между созывами будет работать постоянно действующий президиум народного собрания.
- Какие еще полномочия будут у ВНС и каким образом будет формироваться его состав?
- Сейчас идет разработка проекта закона "О Всебелорусском народном собрании", где будет определено, как избирать его делегатов, какое количество голосов для этого необходимо, какие комитеты и комиссии в ВНС нужно создать и т. д.
Также готовится проект закона "О гражданском обществе". Что оно собой представляет? Одни говорят, что гражданское общество - это инициативные активные граждане, другие - объединения граждан. Ученые считают членом такого общества каждого активного патриота, который участвует в выборах, кому, условно говоря, "за державу обидно". Но ведь в таком случае любой самовыдвиженец может сказать: "Я именно такой активный! Возьмите меня!". Закон точно определит, что такое гражданское общество и кого можно назвать его членом.
Думаю, что оба этих важнейших документа появятся к концу года. Кроме того, нам потребуется внести поправки почти в 70 законодательных актов.
Что может Всебелорусское народное собрание:
определять Центризбирком, высших должностных лиц судебных органов - судей Верховного суда и судей Конституционного суда. Ранее на паритетных основах из 12 судей Конституционного суда одну половину назначал Президент, вторую избирал Совет Республики Национального собрания;
заслушивать премьер-министра, а также любое должностное лицо о том, как они выполняют свои функции;
отменить решение любого органа, за исключением судебного решения. Что касается законов, то ВНС также может отменить закон, противоречащий интересам национальной безопасности;
принимать решение об отстранении Президента от должности (импичмент);
вносить предложения об изменении и дополнении в Конституцию. Это могут делать также Президент, парламент и граждане, если соберут 150 тыс. подписей. Тогда будет приниматься решение о проведении референдума, который назначает глава государства;
устанавливать праздники и праздничные дни;
дать поручение любому должностному лицу - от Президента до председателя исполкома, а потом заслушать отчет о выполнении данного поручения.
Тамара МАРКИНА,
газета "7 Дней".-0-