26 июня, Витебск /Екатерина Князева - БЕЛТА/. Участники семинара по городским дизайн-кодам на II Урбан-арт-форуме "Прастора" в Витебске составили дорожную карту мероприятий для одного из старейших районов областного центра - так называемой Покровки, сообщила корреспонденту БЕЛТА организатор форума, директор Центра урбанистических проектов и инициатив "Прастора" Оксана Кузина.
Научно-практический семинар "Дизайн-коды Витебска" стал частью программы II Урбан-арт-форума "Прастора", который прошел 23-25 июня. Среди всех поданных заявок для участия в семинаре были отобраны дизайнеры, архитекторы, социологи и прочие заинтересованные из Витебска, Полоцка, Новополоцка и Могилева, а также студенты и учащиеся. Они были разделены на группы и под руководством приглашенного тьютора, известного российского урбаниста Андрея Костюченко провели городское исследование, определив дизайн-код для управления общественными пространствами в одном из витебских районов.
"Дизайн-коды города - это новаторская методика, - пояснил Андрей Костюченко. - В привычном понимании это система управления рекламой, вывесками, чтобы исключить визуальный мусор в городе. Но дизайн-код можно применить и для управления всей территорией. Он становится основой для гибкой организации пространства и формирования технических заданий к проведению мероприятий, которые бы удовлетворили всех: местную администрацию, жителей, бизнес".
В качестве примера участники семинара попытались разработать дизайн-код для организации мероприятий на территории между улицами Кирова и Покровской, набережной Западной Двины, где расположена промзона и старая застройка с такими знаковыми объектами, как Дом-музей Марка Шагала, синагога, арт-центр VZAP. Они исследовали колористику местности, чтобы создать палитру цветов и акцентов, которые рекомендовано использовать для будущих преобразований, включая рекламу. Участники семинара выявили визуальный мусор, прочие недочеты (например, отсутствие контейнерных площадок для раздельного сбора отходов и прочее) и внесли предложения по изменению пространства. Также составили социальный портрет местных жителей и изучили их потребности в мероприятиях. На основе всего этого был составлен список из 50 мероприятий, возможных для проведения в данной местности. Они ранжированы в зависимости от степени необходимых трансформаций и подготовки. Примечательно, что многие ивенты практически не требуют ни того, ни другого. Предложенные мероприятия можно условно поделить на группы: музыка, уличное искусство (стрит-арт), активный и экстремальный отдых, экология, уличная еда (стрит-фуд). Места, подходящие для проведения этих событий, были нанесены на карту района. Им и суждено стать "точками концентрации" - площадками для трансформации общественного пространства в публичное.
"Между этими понятиями есть разница. Общественное пространство - это общедоступные места. Публичными они становятся, когда в них есть не просто люди, а некое публичное событие, которое превращает людей в зрителей и участников, наполняет место смыслом. Даже мелкие события постепенно меняют пространство, потому что вслед за зрителями туда подтягивается и бизнес, инвестиции. Неслучайно для семинара мы выбрали именно Покровку. Это место с историей, атмосферой и большим потенциалом. Хотелось бы трансформировать это пространство, привлечь туда и горожан, и туристов. Центр "Прастора" уже начал мелкими шажками с помощью событий трансформировать парк Фрунзе. Покровка - наша следующая цель и место привлечения инициатив", - рассказала Оксана Кузина.-0-