В Минске с начала снегопадов с улично-дорожной сети вывезли более 100 тыс. куб.м снега. Его отправляют на восемь временных площадок для складирования, а также на снегосплавной пункт - единственный такой в республике. Корреспонденты БЕЛТА на старте сезона посетили уникальный объект.
Снегосплавной пункт расположен на ул. Машиностроителей, открылся в 2016 году. За это время его сотрудники уже привыкли к вниманию прессы, но всегда рады гостям. В нынешнем году столицу засыпало раньше обычного, потому приступили к работе еще в последних числах ноября. Самосвалы курсируют без остановок, ведь автомобилисты и пешеходы должны чувствовать себя на столичных улицах комфортно.
"Привозят снег предприятия, которые заключили с нами договор. Одни оформляют его заранее, другие - ближе к январю, - вводит в курс дела начальник участка насосных станций №3 производства "Минскочиствод" Сергей Алешкевич. - Максимально в сутки в период обильных снегопадов к нам приезжает 330-350 машин, но однажды был наплыв - сразу 400 авто. По проекту наш снегосплавной пункт рассчитан на обслуживание 333 самосвалов с учетом, что на каждый отводится порядка четырех минут".
На смене трудятся четыре работника: контролер контрольно-пропускного пункта, оператор очистных сооружений, уборщик территории и водитель погрузчика. Здесь рассчитывают, что осадки будут выпадать равномерно, чтобы пройти зимний период без авралов.
Перед тем как выгрузить снег, водителям необходимо отметить путевой лист у контролера КПП. Процедура занимает несколько минут. "Только за свою дневную смену (а это 12 часов) накануне оформила 78 машин. И сегодня поток не меньше. Когда снегопад, самосвалы друг за дружкой идут", - рассказала Нина Николаевна, которая трудится на снегосплавном пункте второй сезон. В ее обязанности входит сверить документы, номера машин, объем кузова, записать данные.
На КПП тепло и уютно, можно погреться, но тем, кто сюда заходит, задерживаться некогда - дела. Нужно доставить снежный груз по назначению - к площадке со специальными дробилками. Постоянно вращаясь, они не дают снегу слежаться. Не пройдет и минуты, как огромная гора растворится, словно ее не было.
"Но так не всегда, - поясняет Сергей Алешкевич. - Сейчас снег мягкий, рыхлый, а постоит оттепель - будут ледяные глыбы, которые уже растопить не так просто. Их предварительно приходится разбивать".
За процессом следит оператор очистных сооружений. Его рабочее место находится над площадкой с дробилками, обеспечивает хороший обзор. С помощью пульта, включая зеленый сигнал светофора и звуковое оповещение, сотрудник дает команду на выгрузку.
"Основная задача - не допустить, чтобы крупные предметы попадали на оборудование, чтобы соблюдалась техника безопасности. Ничего сложного, но ответственно, - рассказал о своих обязанностях Игорь Бабич. Сам он уже на пенсии, подрабатывает третий сезон.
Интересуемся, что происходит с сугробами далее. Как пояснили специалисты, снег попадает в специальную снегоприемную камеру глубиной до 6 м, смешивается со сточной водой из канализации (ее температура 16-18 градусов). Талый ручей затем проходит через песколовку, где остаются песок и мусор. Периодически сооружение очищают, то, что в нем оседает, направляют на полигоны для захоронения. Вода же поступает на Минскую очистную станцию, а после, полностью очищенная, - в реку Свислочь.
До 2025 года в столице планируют построить еще два таких объекта - в районе ул. Ковалевской и ул. Карвата.
БЕЛТА,
фото Татьяны Матусевич.-0-