28 февраля, Могилев /Корр. БЕЛТА/. Профориентационный проект "Школа-интернат как основа формирования успешной модели сельского жителя" для особенных детей реализуется в Ряснянской специальной школе-интернате Дрибинского района. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель директора по воспитательной работе учреждения образования Ольга Мартинович.
"Сегодня в учебном заведении насчитывается 118 воспитанников в возрасте от 8 до 18 лет. Преимущественно это дети с интеллектуальной недостаточностью, которые учатся по специальным образовательным программам, - отметила Ольга Мартинович. - Как правило, они имеют нарушения и в поведении, и в эмоционально-волевой сфере. Наша задача - не только их обучение и социализация, но и профориентация. Поскольку более 80% этих ребят - жители сельской местности, возникла идея реализовать в процессе трудового обучения проект по формированию успешной модели сельского жителя. В силу особенностей развития наши дети могут получить только рабочую профессию, поэтому важно вернуть их к родным корням".
Ольга Мартинович уверена, что после завершения учебы воспитанники школы лучше всего будут себя чувствовать именно дома. Применение своим рабочим рукам они также с большей вероятностью найдут в сельской местности. "На сегодня отрасль сельского хозяйства в сознании детей - это не всегда легко и интересно, - продолжила заместитель директора. - Поэтому с помощью нашего проекта мы хотим сломать этот устойчивый стереотип, показать ребятам все прелести сельской жизни. Мы начинаем уже с дошкольного возраста. Например, предлагаем поучаствовать в сюжетно-ролевой игре "Я на ферме", показываем работу зоотехника или ветеринара - лечим животных. Все это прививает воспитанникам интерес к профессии, связанной с сельским хозяйством".
В учебном заведении есть все необходимое для проекта: большие сельскохозяйственные площади с тепличным комплексом, животноводческая ферма, пасека. Дети не просто учатся правильно выращивать урожай, ухаживать за плодовоовощными культурами, но и перерабатывать их. Так, в комнате самостоятельного проживания на территории школы они могут разработать для себя меню выходного дня и приготовить продукты, выращенные своими руками. Помимо этого, ребятам показывают, как рыбачить, собирать грибы и ягоды, обучают ремеслу плетения из лозы. Педагоги проводят экскурсии на личные подсобные хозяйства - демонстрируют, как выращивать домашних животных. Положительную роль играют фермерские хозяйства, в которых учащиеся проходят производственную практику.
В учебном заведении признаются, что этот проект в перспективе будет только развиваться. Со временем под его потребности изменится даже планировка территории школы, а также будет скорректирована воспитательная работа, которая получит больший практический уклон. "Все это должно поспособствовать тому, что наши выпускники охотно вернутся к своим родителям, бабушка и дедушкам, будут жить и поднимать село, - отметила Ольга Мартинович. - Мы на реальных примерах практической деятельности готовим их к тому, чтобы они могли применить себя в сельском хозяйстве как полеводы и овощеводы, животноводы на фермах. Из них могут получиться хорошие и исполнительные работники. Это тоже нужно: социальный заказ сейчас складывается таким образом, что не хватает именно людей, которые могут и умеют работать".
По словам заместителя директора, чтобы мотивировать ребят, важно показать им выгоду от такого вида деятельности, как сельское хозяйство. И это тоже делается только на конкретных примерах. Так, школа-интернат ежегодно выращивает и реализует населению и организациям рассаду, в том числе цветочную. В сезон здесь собирают и продают помидоры и перцы. В процессе высадки и ухода за растениями, выращивания и сбора урожая активное участие принимают воспитанники учреждения. Дети прекрасно знают, что вырученные средства идут на укрепление материально-технической базы, в том числе покупку игрового оборудования. "Наша школа всегда отличалась богатыми трудовыми традициями: и педагоги, и воспитанники помогают в содержании пришкольных участков, благоустройстве территории. Все поделено на сектора, где дети поддерживают чистоту и порядок. И это для них тоже важные трудовые навыки", - заключила Ольга Мартинович.-0-