Молодежь Минска активно участвует в жизни столицы и помогает делать ее лучше. Одной из площадок, где представители новых поколений смогли презентовать свои идеи, стал проект "Минская смена", который реализуется Минским городским исполнительным комитетом и Академией управления при Президенте. Во время выставки-презентации на "Минске-Арене" участники представили около 100 проектов. Корреспонденты БЕЛТА побеседовали с ними и узнали, какие инициативы предлагают молодые лидеры и изобретатели.Даниил Рудозуб из Минского государственного механико-технологического колледжа - идейный вдохновитель и создатель инновационного агрохозяйства "СмоЎж.бай". "Цель проекта - создание инновационного агрохозяйства на базе нашего колледжа для организации экскурсионной деятельности, проведения мастер-классов по приготовлению улиток, а также реализации улиток для ресторанов и частых лиц. Но это, конечно, в долгосрочной перспективе. Сейчас в нашем колледже существует живой уголок по содержанию и выращиванию улиток. Реализовывать этот проект мне помогают мои единомышленники. Разведение улиток - новая и не конкурентная ниша, в которой может себя попробовать начинающий фермер. Улитки требовательны к содержанию, но при этом на уход за ними не нужно тратить много времени. Создав мини-ферму в теплице, можно иметь хороший заработок на их разведении", - пояснил Даниил Рудозуб.
"Я с детства мечтал завести питомца, но родители не соглашались на кота или собаку, поэтому в 15 лет я завел гигантскую улитку ахатина. Позже, когда я поделился с администрацией колледжа идеей создать ферму, то они ее поддержали. Мы работаем над проектом второй год и ищем спонсоров. Хотим получить сертификацию и все нужные документы для поставок улиток в учреждения общественного питания, а также найти ресурсы, которые помогут нашей ферме переехать в обустроенную теплицу с оборудованием", - добавил Даниил Рудозуб.
Ян Острожинский представил на выставке проект "Крылья помощи", предназначенный для обучения гражданского населения навыкам оказания первой помощи. "Разработано мобильное приложение для Android и iOS, в котором пользователь может параллельно отправлять вызов в скорую медицинскую помощь и оповещать ближайших пользователей о произошедшем. Например, кому-то стало плохо на улице. Мы вызываем скорую помощь 103, вызов передается на оперативный отдел диспетчерской городской станции скорой медицинской помощи, после выезжает бригада. На это все тратится время, когда можно было уже оказывать пациенту первую помощь", - заметил создатель проекта.
"В приложении есть не только практическая часть, но и обучающая. Она заключается в том, что в системе мы предлагаем пользователям различные обучающие модули, пособия и книги, с помощью которых он может повышать свою грамотность. Многие учебные пособия, даже современные, содержат неправильные данные о сердечно-легочной реанимации. Мы же даем верную информацию. В приложении также есть чек-лист, проходя по которому пользователь поймет, нужно ли ему выполнить сердечно-легочную реанимацию, наложить жгут или повязку", - отметил Ян Острожинский.
По его словам, такая идея возникла у него приблизительно осенью 2022 года. Приходилось совмещать разработку проекта с работой в 3-й Городской клинической больнице в качестве врача-интерна хирургического отделения и преподавателя-стажера кафедры оперативной хирургии БГМУ, поэтому всегда нужно было искать время. Но с помощью научных консультантов и своего упорства Ян Острожинский смог добиться желаемых результатов.
Глеб Лях из Минского государственного колледжа цифровых технологий работает над проектом по автоматизации подсчета пассажиропотока. "Данный процесс в нашей стране не автоматизирован. Подсчет пассажиропотока происходит вручную. На это выделяется всего 2,5 тыс. часов. При этом транспорт в год работает 1650 тыс. часов", - заметил он.
"В будущем эта система поможет эффективно распределять маршруты, соответствовать ожиданиям пассажиров, которые хотят доехать из точки в точку быстрее и по более доступным тарифам. Система имеет перспективы и по контрольной-ревизорской деятельности, т.е. контроллеры будут ездить не по определенному маршруту, а по всему Минску, и смогут видеть, в каком автобусе нужно проконтролировать оплату проезда", - добавил Глеб Лях.
Он подчеркнул, что изначально хотел заниматься социальным исследованием о том, почему люди не оплачивают проезд, но проблему можно решить только тогда, когда ее причины и первоисточники известны полностью. Благодаря проекту его отправили к куратору на государственное предприятие "Столичный транспорт и связь". Вместе с куратором он пришел к выводу, что поможет продолжить проект, который начало предприятие, и привлечет к нему больше внимания.
"Сейчас достаточно сложно строить маршруты без объективных данных пассажиров. Планируется оборудовать 50% от общего числа подвижного состава, и с помощью датчиков отслеживать, где более загруженные маршруты. Результатом работы автоматизированной системы станет карта с графиками. Можно будет разгрузить маршруты, перестроить расписание. Также автоматизированная система позволит нам изучать множественные факторы, влияющие на выбор транспорта. Так, в прошлом году во время морозов в Минске у многих не завелись автомобили, и люди пересели на общественный транспорт. Если собирать такую статистику, в будущем по прогнозу погоды можно будет понимать, где нужно больше транспорта, чтобы люди могли нормально добраться до работы", - пояснил участник "Минской смены".
Иван Волченок из Академии управления при Президенте представили настольную образовательную игру "Белорусское путешествие" о регионах нашей страны. "Правила простые: каждый игрок бросает кубик и делает несколько шагов, но при этом отвечает на вопросы, связанные непосредственно с регионами. Игра была разработана ребятами из различных областей: Минской, Витебской, Гродненской и Гомельской, поэтому в нее включены вопросы не только касательно культуры, экономики, личностей нашей страны, но и фольклора. Это делает игру более интересной, потому что можно узнать что-то новое, неуказанное в учебниках, а сохраняющееся среди самих жителей этих мест. Кроме того, игра помогает сближать студентов. Мы тестировали ее в общежитиях, и она действительно помогает лучше узнать друг друга. У игры нет определенной возрастной категории. Она рассчитана как на школьников, студентов, учащихся колледжей, так и на взрослых людей. В нее можно спокойно играть со бабушками и дедушками", - сказал Иван Волченок.
Среди других интересных проектов - сайт для популяризации белорусского языка, книга с интерактивными заданиями и картинками, приуроченная к 80-летию Великой победы, ток-шоу "Ваш профессиональный выбор", который помогает ребятам определиться с тем, чем они хотят заниматься, карта музеев всех учреждений образования.
Как подчеркнул министр образования Андрей Иванец во время открытия выставки, молодежь принимает активное участие в решении важнейших общественно-политических социально-экономических задач нашей страны. "В нашей стране созданы все необходимые условия, чтобы был диалог не только между поколениями, но и между государственными органами управления, местной исполнительными властью и молодежью. Это говорит о том, что те идеи, которые были предложены, обязательно получат воплощение в жизнь", - подытожил Андрей Иванец.
БЕЛТА. -0-