С приходом весеннего тепла военнослужащие 188-й гвардейской инженерной бригады традиционно меняют казармы и учебные классы на палатки и походную жизнь - начинается полевой выход. В Могилевском районе почти на протяжении месяца в естественных природных условиях военные понтонеры будут тренировать навыки наведения переправ, применяя на практике полученные теоретические знания. На участке реки Днепр в открытой воде они ежедневно отрабатывают одну и ту же задачу, чтобы в случае необходимости выполнить ее четко, слаженно и без заминок. На одной из таких тренировок побывали корреспонденты БЕЛТА.К приезду журналистов на берегу уже все готово: у самой воды расположились люди и техника - каждый на своей позиции. Суеты нет - с завидной выдержкой все настраиваются на выполнение предстоящей задачи и ждут команды руководства. Им предстоит расштопорить звенья и сбросить их на воду, собрать паром, пришвартовать к нему катер, организовать заезд техники и переместить ее на противоположный берег. В этот раз работа велась с двумя звеньями - получилась 40-тонная временная переправа. Поскольку бойцы имеют дело с водой, каждый из них для безопасности находится в спасательном жителе - без него подход к реке запрещен.
"У нас проводятся занятия по тактико-специальной подготовке, а именно слаживание расчетов отделений взводов, - подчеркнул командир понтонно-мостового батальона гвардии майор Юрий Швед. - Выполняются нормативы по выгрузке звена, сборке парома и погрузке звена - сложного ничего нет, отработка задач идет автоматически. У нас есть временные критерии согласно оценкам "отлично", "хорошо" и "удовлетворительно" - соответственно это шесть, семь и девять минут. Работа требует постоянных тренировок и занятий, без этого никак. Одно звено может выдержать до 20 т, и если сделать паром из трех звеньев, то по нему можно будет переправить танк. Наведение мостов, форсирование рек - это важные навыки и умения как в мирное, так и в военное время. Однако нужно постоянно отрабатывать нормативы и все практические элементы".
Процесс сбрасывания звеньев на воду - техничный, быстрый и в то же время зрелищный. Два крупнотоннажных грузовых автомобиля "КрАЗ 255Б1" замерли на одной линии в нескольких десятках метрах от берега. По команде они резким рывком начинают двигаться задним ходом и практически на половину заезжают в воду, рассекая своими массивными колесами речную волну. Слышится глухой металлический лязг открывающегося затвора, огромное многотонное понтонное звено съезжает под наклоном в воду, поднимая при погружении сотни брызг, и автоматически раскладывается. В это время грузовик с пробуксовкой карабкается обратно на берег, а понтонеры подтягивают звенья причальным канатом ближе, запрыгивают сверху и начинают стыковать в паром.
Опытные военные отмечают, что при слаживании номеров расчета понтонной роты каждый должен знать свою роль и место от А до Я. Важно не только быть теоретически подкованным, но и заранее продумать все команды и последовательность действий. "Никаких трудностей возникнуть не должно при условии, что все заранее подготовлено: звенья очень легко разлаживаются и стыкуются в воде, - пояснил командир разведывательно-водолазного взвода понтонно-мостового батальона гвардии старший лейтенант Вадим Подольский. - Для сборки 40-тонного парома нужны всего семь человек - водители, понтонеры, а также тот, кто будет управлять процессом, - командир роты или взвода. Единственная трудность - это открытая вода и скорость течения, которая сегодня доходит до 0,7 м/с. Поэтому нужно приложить усилия, чтобы удержать понтон после того, как его скинули на воду, а также переместить с одного берега на другой".
По словам Вадима Подольского, постоянные тренировки - залог успешного выполнения боевой задачи, и для этого нужны полевые выходы. Тем более бывалые военнослужащие уходят на дембель, поступает новое пополнение бойцов, и этих призывников приходится обучать понтонному делу с нуля. "В военное время, когда идут боевые действия, понтонный мост разбивают для переброски техники и живой силы в нужную точку, чтобы не делать большой круг в обход, - отмечает командир разведывательно-водолазного взвода. - Понтонеры приезжают, наводят паром либо полностью всю ленту моста, переправляют подразделение и убывают в место дислокации".
В мирных условиях понтонная переправа также необходима, и зачастую становится единственным способом сохранить жизнеобеспечение целых населенных пунктов. Например, военные 188-й гвардейской инженерной бригады наводили и обслуживали понтон в Черикове на время отсутствия проезда по капитальному мосту, который был на реконструкции больше года. Без такого временного сообщения жители райцентра, чтобы попасть с одного на другой берег реки, должны были сделать огромный крюк, объезжая почти 110 км. Нетрудно представить, насколько это существенное расстояние, тем более для оперативной работы экстренных служб.
К слову, первым на предполагаемое место наведения переправы всегда приезжает разведывательно-водолазный взвод, задача которого - исследовать подводный маршрут и сделать инженерную карточку водной преграды. "Для этого нужно пройти по дну от одного берега к другому и сделать определенные замеры - глубину, скорость течения, илистость, - подчеркнул Вадим Подольский. - Кроме того, необходимо обозначить ямы и провалы, оценить противоположный берег на предмет загрузки и выгрузки техники с понтонной переправы. В весенний период особенность водолазных спусков заключается в том, что мы сталкиваемся с половодьем и течением, в котором всегда тяжелее работать. Именно поэтому в таких погружениях и выполнении задач по разведке задействованы только опытные водолазы".
Так, командир разведывательно-водолазного взвода занимается водолазным делом с 2016 года, у него уже более 700 часов наработки под водой. Опытный специалист отучил не один десяток водолазов и может справиться практически с любой задачей и внештатной ситуацией. Он отмечает, что спектр работ под водой широк: от инженерно-технических (стропление и подъем предметов со дна) до разведывательных - исследование дна, проведение необходимых замеров, отработка скрытого перемещения на берег, где дислоцируется противник, обнаружение инженерно-разведывательных дозоров.
Во время разворачивания понтонной переправы водолазы также работают как спасательно-эвакуационная группа. Например, они достают со дна предметы и инструменты, которые случайно упали в воду при сборке понтона. Приходится доставлять на берег и оступившегося бойца. "У нас есть лодка со скоростным мотором, чтобы можно было молниеносно среагировать на любую ситуацию, - подчеркнул Вадим Подольский. - На участке, где мы работаем сегодня, средняя глубина составляет 6-8 метров, однако есть ямы, в которые можно провалиться более чем на 20 метров. Глубины бояться не стоит, но всегда надо предостерегаться новых мест, а также постоянно думать о технике безопасности: проводить рабочую проверку всего снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков".
Гвардии рядовой Евгений Довгалев служит всего 5 месяцев, призвался 9 ноября 2023 года. Сам родом из Кричева. "Служба проходит хорошо, я нахожусь в должности понтонера - наводим мосты, - делится боец. - Сегодня мы наводили 40-тонный паром и осуществляли с помощью него переброс техники на другой берег. Конечно, в работе помогли тренировки. Моя задача - открыть транспортные замки и хомуты, чтобы звено съехало с автомобиля, а после того, как его сбросили на воду, подтянуть к берегу и перевести в жесткую сцепку. Приходится также работать и в воде, сегодня ветрено и прохладно, но спасает одежда и специальный резиновый костюм понтонера, в котором довольно тепло. Нахожусь в лагере почти две недели, это мой первый полевой выход - и это действительно интересно. Тренируемся с утра и до обеда, доводим все действия до автоматизма".
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-