Мастер на все руки - так в родном агрогородке Друя Браславского района Витебской области отзываются о Романе Петровиче. Ему под силу не только отремонтировать почти любой автомобиль, но и собрать новый практически с нуля. Детали для машин мужчина берет от транспорта заводского производства, изжившего свой век. Причем для него непринципиально - Audi это, BMW, Volkswagen, Renault или в прошлом "Жигули". Запчасть примерит и подгонит, а кузов выльет или сварит по личным эскизам, которые даже не рисует на бумаге - все в голове. Примерно так же слесарь собрал электрический ветрогенератор, энергии от которого хватает на уличную подсветку внутреннего дворика по вечерам и ночам. О разобранных игрушках, сделанных своими руками агрегатах и размеренной жизни в некогда деревне, а нынче агрогородке Друя Роман Петрович рассказал в проекте "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА.
"Люблю вот так покататься на природе, на животных посмотреть. Осенью в грибы ездили - тоже по лесу хорошо. Куда-нибудь подальше заедешь, где народ не доходит, там больше грибов - интересно", - рассказывает Роман Альдефонсович, с легкостью управляя самодельным квадроциклом. Эта машина, как вездеход, способна доставить до любого места. Разве что не плавает.
Квадроцикл пополнил парк самодельных авто Романа Петровича около двух лет назад. Поскольку внедорожную технику он собирал чаще в свободное время по вечерам, на весь процесс ушло полтора года.
Подбирать запчасти к новой "игрушке", как ее сам называет мастер, - дело тонкое. "Здесь от разных машин всего понемножку. Со всего, даже не вспомнишь. "Жигули" даже есть, - скромно делится Роман Петрович. - Планируешь, от какой машины и что лучше подойдет, надо состыковать. Это не тот случай, когда все запчасти от одной машины и их просто можно вместе собрать. Здесь одна к другой не совсем подходит. Что-то доделываешь, переделываешь, планируешь - и получается. Тут двигатель от Daewoo Matiz с коробкой, фары от него тоже. Мосты от BMW, полуоси от Volkswagen, рычаги самодельные, амортизаторы от Volkswagen Passat, сиденье от Renault Scenic. Стекло под заказ в Минске делал".
Сложнее всего, уточняет Роман Петрович, было работать с корпусом квадроцикла, делать обшивку из стеклопластика. В ход пошли сетки для создания каркаса модели, который обклеен полиэфирной смолой. Заводские здесь только узлы, амортизаторы, двигатель, коробка передач и колеса. Раму и все остальное, включая заводские шрусы, пришлось переделывать и в процессе дорабатывать. "Колеса сначала сделал самодельные, вырезал протектор. Обычную резину купил и через шип сделал вырезы, но не то было. А потом уже эти колеса купил, именно от квадроцикла, какие и должны быть. Те же полуоси я обрезал и короче делал, потому что не подходили", - рассказывает слесарь.
Сливающийся с пейзажем зелено-коричнево-белый четырехколесный мотовездеход в Друе прозвали Кузнечиком. Его покраска - своего рода художественный шедевр, над которым Роман Петрович работал далеко не один день. Цветовые решения подсказала природа, она же не скупилась на материалы.
"Сразу что-то типа такого хотел, - поясняет мужчина выбор цветов и рисунка. - Просто сначала на жестяночке тренировался, какого цвета получатся все элементы. Трафарет из веточек прокладывал и пульверизатором проходил. Потом уже красить начал".
Для комфортных лесных прогулок на таком вездеходе мастер предусмотрел небольшой кузов-багажник. Говорит, в него удобно что-то захватить с собой: корзинки для грибов, удочки на рыбалку и другое по мелочи. Машина получилась удобной и многофункциональной, как и было задумано. "Немного знаний нужно, чтобы представлять, от какой машины будет лучше подходить запчасть. Чертежей никаких нет, все в голове. И помощников у меня нет, сам все делаю. Вот думаешь, планируешь, бывает, полночи не спишь - в голове крутятся мысли, как это сделать, как состыковать", - улыбается Роман Петрович.
Первой крупной машиной в его коллекции самодельной техники и устройств стал трактор. Вот уже больше 20 лет он на ходу и выручает в любой сезон. Роман Петрович усовершенствовал технику, и теперь в комплекте идет экскаватор. "Он мне нужен был просто по необходимости. Имелось хозяйство, огороды - все нужно было пахать, сеять, убирать, - поясняет мужчина. - Тоже полностью самодельный, кроме узлов. Двигатель от "запорожца", коробки от ГАЗ-53, мост от ГАЗ-51. Рама самодельная, обшивка тоже, сиденье от "запорожца". Уже позже сделал экскаватор, когда строил дом, и нужно было что-то прокопать. Полностью сам варил, даже заводское все переделывал, например, цилиндры не подходили по длине - обрезал. Экскаватор съемный, на стандартном креплении. Его на трех точках снял - и вместо него уже цепляешь все, что хочешь: плуги, культиватор, прицеп".
В зимний период эта сельскохозяйственная техника приходится кстати во время уборки снега. Весной-осенью применяется по назначению: огород вспахать, траншею вырыть, чтобы воду провести. "В хозяйстве хорошо помогает. Когда родители жили, больше нужен был трактор: огороды и свои, и у родителей делал. Сейчас родителей не стало, трактор больше простаивает. Экскаватор иногда совхоз попросит, землю прокопать", - говорит Роман Петрович.
Неуемное любопытство и вызов самому себе побудили Романа Альдефонсовича собрать электрический ветрогенератор. Энергии от сложной двенадцатиметровой установки хватает для освещения внутреннего дворика - девять уличных фонарей автоматически включаются вечером и перестают светить в утренние часы. Единственным препятствием для работы устройства может стать отсутствие ветра.
"Издалека кажется маленьким, но так довольно большой. Общий диаметр лопастей - 4,55 м. Раньше он был поменьше у меня, диаметр лопастей метра полтора был. И генератор другой использовал, но был заводской, от чего-то. Электричество вырабатывал, но мало и нужен был сильный ветер. Поэтому начал делать его полностью с нуля сам, какой надо", - уточняет Роман Петрович.
Проект получился занимательным, но не бюджетным. Дорогие неодимовые магниты, достаточно мощные для установки, пришлось выписывать в Москве. "На теперешние деньги, наверное, тысячи две рублей будет", - приводит расчеты конструктор. И добавляет: не сказать, что ветрогенератор полностью себя окупает. Дом запитывать от него дорого - нужно много аккумуляторов, но в экстренных случаях, когда нет света, бытовое устройство спасает.
"Просто интересно, такого нигде нет поблизости, - скромно, но с гордостью поясняет Роман Альдефонсович. - В журналах, телевизорах видел, что делают. Решил сам сделать, чтобы вырабатывал электричество. И вырабатывает".
С новыми изобретениями мастер на все руки пока не торопится: и лишних элементов, и деталей сейчас нет, и накладно выходит. "Пока отдыхаю", - улыбается он. При этом с удовольствием бы передал свои знания и умения возможным ученикам. "Если бы молодежь захотела что-то подобное сделать, конечно, интересно было бы подсказать и помочь", - размышляет мастер. Ведь люди при виде его компактной, но многофункциональной техники и устройств, всегда приходят в удивление.
Родители заметили талант Романа с малых лет. Принося новую игрушку сыну, они вряд ли рассчитывали, что она останется в прежнем виде. "Игрушки покупали, а они долго не могли у меня прожить, потому что я их постоянно разбирал - было интересно, что внутри, как все устроено. По электрике тоже любопытно было. Это сейчас интернет, можно найти, что надо, а раньше журналы "Радиолюбитель", "Моделист-Конструктор" выписывал. Просто интерес к этому, к железу", - улыбается он.
Почти всю жизнь мужчина провел в Друе. Родился в паре километрах от нее, деревне Бильдюги, а переехал уже после окончания Друйского училища, где получил специальность "тракторист-экскаваторщик". Нынче он работает слесарем на местном сельхозпредприятии. Директор организации до сих пор отчетливо помнит первую встречу с Романом Петровичем - он сразу понял, что будет бок о бок трудиться с весьма изобретательным человеком.
"Познакомился я с Романом Альдефонсовичем Петровичем в 1999 году, когда приехал сюда работать молодым специалистом. Меня удивило (а в то время еще не было мобильных телефонов), когда я пришел к нему домой по своим вопросам. Его родители жили километров пять от Друи. В процессе общения он говорит, что ему нужно поговорить с родителями. Я удивился, как? Зная, что там телефона стационарного не было. А он говорит, по рации, сам собрал радиостанцию. В определенное время родители выходят на связь. Говорит, выписывал журнал "Юный техник" и просто по схеме собрал такую радиостанцию. Ну и потом у него дело пошло", - вспоминает директор сельхозпредприятия Александр Белюн.
В Романе Петровиче его подкупает то, что мужчина сам по себе творческий по жизни. "Он интересуется природой, снимает ролики, как распускается цветочек: от начала до раскрытия тюльпан снимает на видео. У него есть дрон, на который снимает ролики про Друю, красивые виды, историю, наш костел, остров, речку, - перечисляет Александр Белюн. - Интересный, приятный, скромный человек, который вкладывает душу в свою работу".
В небольшом агрогородке хозяйству без помощи местных жителей бывает не обойтись, отмечает Александр Белюн. К тому же людей с золотыми руками в Друе немало. Роман Петрович выручает с ремонтом сельхозтехники и шин, особенно в горячую для аграриев пору. Выезжает прямо в поле. Среди помощников - и люди, которые уже давно на пенсии, но не оставляют привычное дело.
"Геннадий Пиусович Трещинский, наш бывший слесарь, много лет оказывает нам помощь по токарным работам. Если нужно восстановить какую-то шестерню дорогостоящую, любую запчасть к сельхозтехнике, то он дома, где у него есть свой станочек, ремонтирует, - поясняет директор. - Михаил Александрович Родионов, к которому мы иногда обращаемся в период жарких работ: посевной, уборочной. Он нам помогает в обработке приусадебного хозяйства нашей школе, где они сажают картофель. Мы, конечно, тоже помогаем школе в этом плане. Вот эти люди благодаря своему неравнодушию, тому, что готовы оказать помощь практически безвозмездно, они не дают и нам останавливаться в развитии".
Продолжает развиваться и сам агрогородок, расположенный возле границы с Латвией - она, кстати, проходит по середине Западной Двины. Нередко в Друю заглядывают туристы, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Даже хмурой осенью их привлекают местные пейзажи и особая энергетика. "Друя - очень интересный исторический городок. Из достопримечательностей здесь есть Борисов камень, еврейское кладбище, которое находится в отличном состоянии благодаря поддержке нашего сельского совета. Люди приезжают из Израиля, совершают на кладбище свои обряды. Основное предприятие по производству - это мы, ОАО "Друйский", у нас работает где-то 110 человек", - рассказывает Александр Белюн.
С каждым годом Друя только хорошеет. Многое здесь делают по благоустройству, развитию инфраструктуры для туристов. "Последние годы вкладывались немалые средства при строительстве агрогородка. В прошлом году благоустроено несколько улиц, сделан подъезд к сельскому совету, устанавливаются баннеры с QR-кодами, поддерживается порядок. Людям интересно, они пишут отзывы. Существует такая группа "Мое местечко Друя", где люди с удовольствием оставляют свои отзывы".
Свой вклад в жизнь Друи продолжит вносить и Роман Альдефонсович. Пусть его дело и не больших масштабов, но общественно полезное и выходит с душой. И вдохновение далеко искать не приходится - все в шаговой доступности: улицы родного тихого и уютного городка, размеренный ритм жизни и безумно красивые пейзажи. "Здесь привык, все знакомо, природа нравится - так и живу здесь", - улыбается собеседник.
Евгения АРХИПОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-