Бетонные трубы, шпалы – продукт регионального значения. Это аксиома. Но в 2020 году ОАО "Спецжелезобетон" из Брестской области ее опровергло, отправив в Россию партию стрелочных переводов для прокладки железнодорожной ветки – от угольного разреза до морского порта на Тихом океане.
– Еще более масштабной была поставка труб для строительства российской военной базы на острове Котельный в архипелаге Новосибирских островов, расположенных между Восточно-Сибирским и морем Лаптевых, – уточняет директор ОАО "Спецжелезобетон" Василий Басевич, рассказывая об уникальной спецоперации по их доставке: сначала в Санкт-Петербург, потом – в Мурманск. А затем Северным Ледовитым океаном – на транспортном судне в сопровождении ледокола!
Так высокое качество и надежность продукции предприятия из Микашевичей победило в споре с оптимальным размером плеча доставки тяжеловесных бетонных конструкций, которое всегда было сравнительно невелико!
При этом Василий Павлович подчеркнул, что рынком №1 для их предприятия всегда оставалась Беларусь. Продукция завода востребована как при прокладке коммуникаций промышленных предприятий, так и целых жилых микрорайонов. В числе последних клиентов – Белорусско-китайский индустриальный парк "Великий камень" и жилой комплекс "Минск-Мир".
Успех предприятия на 90% зависит от того, кто им управляет. Это подтверждает и опыт ОАО "Спецжелезобетон", которому с руководителем, несомненно, повезло. Василий Басевич возглавил завод 43 года назад. Молодой начальник начинал с нуля: с котлована, подбора кадров, запуска производства, которое, наконец, стартовало 37 лет назад.
– Я был полон оптимизма: знал, что справлюсь! И у нас получилось: за пять лет построили предприятие, стали работать, год от года продвигаясь вперед, – признается собеседник.
В СССР с реализацией железобетонных труб не было проблем: 25% шло на рынок Беларуси, остальные 75% – в самые разные регионы: от Кушки до Архангельска и Мурманска, от Калининграда, Бреста и Кишинева до Байкала. В помощь заводчанам были "Главжелезобетон" с его научными и проектными институтами и каналы реализации "Союзтрубснабсбыта", отвечающего за поставку по всему Советскому Союзу.
Самыми трудными для завода были 90-е, когда с развалом СССР стали рваться даже самые прочные связи.
– Когда объемы производства упали на 90%, мы поняли: чтобы не только выжить, но и развиваться, нужно создавать что-то новое, – рассказывает Василий Павлович. – Перспективы увидели в железнодорожных шпалах.
Белорусская "чыгунка" также переживала непростые времена. Шпалы закупала в России, имея весьма скромный бюджет на это. Директор ОАО "Спецжелезобетон" смог убедить руководство Белорусской железной дороги создать совместный проект по производству шпал. Так на микашевичском заводе появилась линия по их выпуску.
– Выбор был верным, – уточняет директор завода. – Спрос на шпалы рос, завод приобрел еще две линии. Теперь при потребности внутреннего рынка в 200 тыс. шпал в год страна выпускает до 900 тыс. единиц. Поэтому мы стали работать и на экспорт – поставляем их в Россию и Украину. Так вынужденная диверсификация открыла предприятию новые возможности.
Сегодня ОАО "Спецжелезобетон" производит шпалы, брусья стрелочных переводов, безнапорные, дорожные, канализационные трубы, трубы для микротоннелирования, плиты ленточных фундаментов, тротуарную плитку, малые архитектурные формы и т. д. За 37 прошедших лет завод в два раза нарастил объем производства: с 60 тыс. м3 продукции в год до 130 тыс. м3.
Благодаря модернизации и расширению производства многие процессы автоматизировали, доверив тяжелые операции технике. И сейчас ОАО "Спецжелезобетон" обладает технологиями мирового уровня.
– При этом баланс ассортиментного портфеля меняется постоянно, – отмечает Василий Павлович. – В какой-то момент объемы выпуска труб и шпал были равны... Потом вырос до небес спрос на плитку, а трубы стали занимать уже треть выпуска... Короче, год на год не приходится. Наши планы определяет спрос...
Выпускать товар, дающий максимальную отдачу, уметь предвидеть то, что будет востребовано завтра, – вот что всегда лежало в основе стратегии ОАО "Спецжелезобетон". И именно этим было продиктовано решение наладить производство в Микашевичах такой актуальной сегодня продукции, как тротуарная плитка. Ее выбрали для благоустройства Бреста, который тогда еще только готовился к празднованию своего тысячелетия.
Есть надежда, что вскоре надежная плитка от ОАО "Спецжелезобетон" заменит асфальт пешеходных зон и в других городах и селах страны. Опыт этой зимы, когда асфальт пешеходных дорожек потрескался от сильных морозов и "съежился", распавшись на "материки", убедил местные власти и застройщиков в необходимости благоустраивать дворы и улицы именно плиткой! Она устойчива к разным негативным явлениям, морозам в том числе. На прагматизм строителей и умение считать деньги застройщиков (скупой, как известно, платит дважды!) и делает ставку ОАО "Спецжелезобетон". Не случайно сегодня более 50% его объемов производства составляет именно тротуарная плитка, бордюр и малые архитектурные формы.
Не могли мы не спросить у руководителя предприятия о конкуренции железобетонных труб с недавно появившимися пластиковыми: может, последние вытеснят железобетон?
– Нет, – уверен Василий Павлович. – Года четыре назад немцы привозили на одну из российских выставок бетонные трубы возрастом 110 лет, чтобы доказать: если их нормально эксплуатировать, служить будут веками! А вот производители труб из пластика с осторожностью называют срок службы их продукта – 50 лет. И еще неизвестно, как они поведут себя в будущем: каким образом такие трубы утилизировать?! А вот бетон – натуральный материал, экологически чистый, поддающийся утилизации и повторному использованию. Полученные после дробления песок и щебень идет на подсыпку дорог. Уверен в том, что железобетон ничто не заменит! – утверждает Василий Басевич.
Сегодня, когда вопросы надежности и экологичности выходят на первый план, с руководителем предприятия трудно не согласиться. У продукции ОАО "Спецжелезобетон", реализующейся под брендом "МикаБет", прекрасные перспективы.
Серьезное "портфолио" – важный аргумент востребованности. В числе покупателей профильной продукции ОАО "Спецжелезобетон" – компании мирового уровня: Новолипецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, ряд холдингов химической промышленности России.
Тамара МАРКИНА
Павел ОРЛОВСКИЙ