Быть ученым во все времена было почетно. Однако заниматься научной деятельностью - тяжелый труд, требующий от человека максимальной концентрации, скрупулезности, желания развиваться и стремления покорять новые научные вершины. Это высокоинтеллектуальные и мотивированные люди, которые уже в достаточно молодом возрасте четко определили, что их жизненный путь будет неразрывно связан с наукой. Корреспонденты БЕЛТА отправились в Могилевский государственный университет, чтобы познакомиться с заведующим Центром археологии Беларуси Института истории НАН, доцентом Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова кандидатом исторических наук Алексеем Авласовичем.
Молодой ученый уверен, что у каждого человека есть свое призвание. "Если не с рождения, то со школы точно. И главное, чтобы появилось окно возможностей и это призвание дало о себе знать. Со мной это так и произошло. Со школьных лет мне очень нравилась история. И началась эта любовь с большого конфликта с учителем истории в школе. Мы очень сильно поругались. По моей вине, я был непоседой и очень ядовитым. И помню, что она очень сильно меня осадила, что меня очень зацепило. На что был дан простой ответ, что нет, надо доказать, что я лучше, что обо мне неправильно думают. Я принял вызов. И пока я отвечал на этот вызов, я понял, что история - это мое", - рассказал Алексей Авласович.
Но, несмотря на большую любовь к истории, в вуз Алексей собирался поступать на другую специальность. "Экзамены и тестирование тогда я с треском провалил. У меня на какое-то время опустились руки. Но, с другой стороны, я получил еще один вызов, на который нужно отвечать. Поступил в кулинарное училище. Год учебы там я потратил на усиленную подготовку. На тот момент я уже знал: мое место только на истфаке, - рассказывает он. - Кулинарное училище я окончил с красным дипломом и побежал на тестирование. И я поступил сюда, в Могилевский государственный университет. И в дальнейшем безумно это ценил. Потому что мне пришлось пройти через много преград, я потерял год. У меня был большой запас прочности, огромная мотивация. И здесь я окунулся в любимую тему с головой. Я поступил на специальность "археология".
Немаловажную роль в становлении студента как личности, как будущего профессионала играют преподаватели. Своим примером, своей самоотдачей и увлеченностью темами они зажигают сердца своих студентов. "Буквально в сентябре месяце к нам пришел светило белорусской археологии Игорь Марзалюк и предложил съездить на раскопки после пар. Я сразу же решил ехать, моя же специальность, надо было все посмотреть. И с этого все началось... Это не просто документы в архивах смотреть, это настоящая археология, живая история, своя романтика, - вспоминает Алексей Авласович. - Прошли первые недели сентября, и мы поехали раскапывать курганные насыпи. С того момента меня так "накрыло", что до сих пор не отпускает: я писал курсовую по курганам, потом дипломную и магистерскую, а позже написал и защитил диссертацию по погребальной обрядности древнерусского периода. Очень большое влияние на меня оказал Игорь Марзалюк. Под его руководством я начал писать первые научные статьи, курсовые, а в итоге и кандидатскую диссертацию. Для меня честь быть его учеником. Он невероятно харизматичный, обладает феноменальными знаниями и памятью, и он великолепный преподаватель. Он умеет так преподнести учебный материал, как у других не получится. И многие вещи я перенимал от него, а потом и сам стал применять в своей работе со студентами".
Алексей Авласович стал обладателем стипендии Президента Беларуси за научную реконструкцию погребальной обрядности Могилевского Поднепровья и Посожья на протяжении X-XI веков, установление ее отличий от других погребальных комплексов Восточной Европы и родственности со славянскими культурами VIII-IX веков. Сейчас он продолжает свою работу в Минске, но преподавательство на родной кафедре не бросил. "Сменилось место основной работы. Раньше это была родная кафедра археологии, а теперь я здесь остался как совместитель на четверть ставки. А основное место теперь в минском Институте истории. Но я все равно продолжаю преподавать. Почти каждую субботу я приезжаю в аlma mater читать лекции, впереди - летняя выездная практика. Так что связи с родным университетом я не теряю. И мысль такая не посещала".
На новом месте работы молодому ученому пришлось привыкать к новым условиям. "Там 100 человек коллектив, а у нас в университете - от 5 до 7 тыс. вместе со студентами. Серьезная разница. В конце той недели начала работать выставка "Беларусь интеллектуальная". Там собрали все-все последние научные разработки. Ее посещал и Президент. И он начал знакомство с экспозицией с археологии, которую мы готовили. Там были и находки моих последних раскопок 2022 года, а также представлены находки с малой родины Президента. Было волнительно, - делится ученый. - Трафик людей на выставке был очень большой. И когда к нам подходили студенты или люди более старшего возраста, я непроизвольно начинал им читать лекции. И настолько мне этого не хватало, что сам того не замечая, я вошел во вкус. Мне даже аплодировали. Мало быть просто ученым, нужно уметь это все так подать, чтобы людям было интересно, а главное, понятно".
По словам Алексея Авласовича, есть существенная разница между академической и университетской наукой. "Университетский ученый - в первую очередь преподаватель. А уже в свободное от преподавания время - он ученый. Зачастую великолепный специалист из Академии наук, который пишет классные книжки, он может быть трижды лауреатом различных премий, но, не имея педагогического опыта, он не может понятно и просто транслировать свои знания. В университетской науке такой проблемы нет. Потому что мы - сначала преподаватели, а потом уже ученые", - считает он.
Становление будущего ученого начинается с первого курса университета. "Изначально многие вещи впитываешь интуитивно еще с первого курса, когда сам являешься студентом. Какие-то вещи, методы и приемы для формирования будущих компетенций просто прививаются на семинарских, лекционных занятиях и на практике. Потом, когда начинаешь изучать эти методы на более старших курсах, на занятиях по специальным курсам, например методике преподавания, это становится более осознанно. И уже совсем осознанность приходит, когда ты входишь в аудиторию не как студент, а уже преподаватель, - рассказывает он. - За свою преподавательскую деятельность приходилось экспериментировать, проверять, что и как работает. Ведь все полученные знания - это инструменты, поэтому важно определить, какими тебе удобно пользоваться, а какими нет. Одним из таких рабочих в исторической направленности, наверное, и не только в ней, - личный пример преподавателя. Если сам преподаватель успешный, имеет степень и звание, если он совершает интересные открытия и умеет их преподнести, если он харизматичная личность - все это очень привлекает. Потому что во многом студент - это еще не до конца сформировавшаяся личность, и как раз в студенческие годы этот процесс формирования заканчивается".
Алексей Авласович, поделился, что когда был студентом, равнялся на своих преподавателей, хотел строить карьеру по их примеру. И в какой-то момент он понял, что смотрит на них не как на специалистов в своей теме, а уже как на ученых. Личность преподавателя - одна из ключевых в становлении студента, а потом и ученого, считает он. "Сейчас я такой, какой есть. И без истории, без своей работы, открытий я бы, наверное, был кем-то другим. Или половинчатым человеком. Здесь, в МГУ им. Кулешова, я смог обрести себя. И у каждого студента есть такая возможность, - сказал он. - И вот, начиная с 1 курса, студент ищет себя, проникается какими-то идеями, съездит на одну практику, потом на другую. А преподаватели и ученые помогают, направляют студента на этом пути, потом помогают совершать первые шаги на научном поприще. Курсовые работы, первые статьи, дипломная работа, научные разработки, будущая диссертация - путь в науке не бывает простым. Участие в научных конференциях для студентов тоже открывает новые дороги. Дает возможность не только рассказать о своих наработках, но и познакомиться с другими ребятами, преподавателями. У нас сейчас есть все необходимые инструменты, чтобы помочь в развитии и становлении студентов как ученых, а со стороны государства есть все необходимые условия и стимулы для их дальнейшей работы".
Главный постулат в работе со студентами у Алексея такой: в случае если кто-то оступился или что-то сделал не так, человеку всегда нужно дать шанс все исправить. "А вот уже если он это этого не сделал, тогда, вероятно, нам не по пути, - поделился он. - Одаренные студенты сегодня, наверное, такие же, как и много лет назад. Их от других отличает огонь в глазах. Это инициатива. Эти студенты всегда горят, всегда с тобой в контакте, всегда задают много вопросов и высказывают свои идеи. Они ищут в твоих глазах понимание и одобрение или, наоборот, когда слышат критику, послушно ее фиксируют и воспринимают должным образом. Если раньше путь от университета пролегал через библиотеку, то сейчас уже нет - все источники оцифрованы, и можно дома через браузер открыть свою библиотеку. Меняется романтика в науке".
Анастасия ГУЗОВСКАЯ,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-