Шатры, обед на костре, мужчины колют дрова, женщины склонились над шитьем, детишки подле родителей затягивают песни о красоте родной природы и жуют краюшку ароматного хлеба с запеченной на углях картошкой. Это не отрывок из средневековой летописи, описывающей поход скандинавов, балтов или славян, а современный городок клубов исторической реконструкции. От далеких предков обитателей этого временного пристанища отличает разве что наличие мобильных телефонов в руках. В остальном - быт, развлечения - все средневековое. После долгого перерыва в Витебск вернулся фестиваль исторической реконструкции, получивший название "Плоская гора". Корреспондент БЕЛТА побывала в комплексе культурно-массового отдыха имени Советской Армии на краю города, где разместились любители истории всех возрастов, и узнала, как ароматическими свечами можно придать себе уверенности и для чего древним воинам рубка яблок.
Фестиваль собрал около 150 участников из Витебска, Полоцка, Минска, Бреста, а также российских городов Великие Луки, Псков. Среди них были не только реконструкторы, но и индивидуальные предприниматели, которые занимаются изготовлением товаров по народным традициям.
Первое, что бросилось в глаза, - это атмосфера настоящего средневекового лагеря. Белые шатры, котелки над кострами, глиняная и плетеная посуда на столах. Мужчины - сплошь бородатые и брутальные, в льняной одежде, ходят с топорами и мечами наперевес. Женщины и девочки одеты в длинные платья, на головах у старших - тканые накидки, перехваченные металлическими или кожаными ремешками, или вязаные сеточки. Вышивка на одежде, флаги с геральдическими изображениями, обозначающие тот или иной род, а в данном случае - клуб реконструкции.
И каждый в лагере чем-то занят. Очаровательные умелицы шьют одежду, аккуратно прокладывая иглой и ниткой стежок за стежком, мужчины поддерживают огонь и запекают рыбу.
На огражденной площадке силачи в кольчугах и без демонстрируют ловкость и меткость. Дюжий парень, обладатель косой сажени в плечах, берет бревно и выходит на старт, предупредив заранее зрителей: "Ой, расступитесь". И древний спортивный снаряд падает… в нескольких шагах от конкурсанта. Соратники по оружию беззлобно гогочут над хвастуном. Следующие соревнующиеся показывают результат посолиднее.
Еще одна потеха для мужчины в доспехах - рубка яблок. На колья, выставленные по кругу, насаживаются плоды, и их нужно разрубить мечом. Кто больше всех собьет, тот и победил. Это на первый взгляд все просто, а задание надо выполнять с точностью до сантиметра, потому что чуть пройдет меч правее или левее - и целехонько яблочко, вот оно, красуется румяным боком, будто насмехается над "удалью" рыцаря. Тренировка отличная - развивает и координацию движения, и точность, и силу рук.
Копье на меткость - вот еще один веселый конкурс, который хорошо показывает, что ратное дело - это вам не лучину щипать. В подвешенный между палками щит с несколькими отверстиями нужно попасть кончиком копья, причем от попадания зависит и количество очков, которые получает богатырь. Коли в центр угодил, то больше заслужил. А щит-то не висит ровнехонько, его от ударов шатает туда-сюда - поди попади, замучаешься весь, да и оружие не легкое, тоже удержи еще на весу.
От рыцарских игр и участники фестиваля, и зрители получали радость великую, будто медом на душу кто полил. А кому отдохнуть захотелось в тенечке да отведать яств, те шли к хранительницам очага.
Для гостей мероприятия умелые рукодельницы устроили мастер-классы по народным ремеслам. Да не просто проводили они уроки по изготовлению чего-то, а рассказывали, как это на наших землях издавна принято было делать. Оксана Павловская, которая участвовала в фестивале с клубом исторической реконструкции "Варгенторн" из Витебска вместе с дочерью Алисой, учила, как делать крученые восковые свечи, только не простые - лечащие тело и душу.
"Для начала нужно сделать фитилек. Берем льняную нить и несколько раз проводим по кусочку воска, получается вощеная нить, внешне жесткая, как будто проволока. Потом ее нужно наложить на пластинку воска, посыпать слегка заготовку для свечи ароматными травами, кому хочется, и скрутить не спеша. Нужно следить, чтобы в свечке не было пустых полостей и чтобы скрутка не пошла спиралью. Трав много сыпать не нужно, иначе свеча будет гореть неровно, чадить, потрескивать, а нам это не нужно", - продемонстрировала это простое ремесло участница витебского клуба.
Травы тоже надо подбирать с умом и добрыми помыслами. Зверобой, например, - трава защиты, успокаивает волнение, придает уверенности в себе и склоняет собеседника на вашу сторону, так что он хорош в качестве секретного оружия на важных переговорах. Мята очищает разум и приводит мысли в порядок. А ромашка лечит и тело, и душу - ее аромат оздоравливает при плохом самочувствии, а также прогоняет тоску и уныние, которое считается одним из больших грехов.
Оксана Павловская в этом году отметит 20-летие своей причастности к исторической реконструкции. Она уроженка Витебска, в "Варгенторн" пришла, по ее словам, еще зеленой девчонкой и благодаря этому увлечению встретила свою любовь. На одном из подобных витебскому фестивалей она познакомилась с будущим мужем, тоже участником одного из аналогичных клубов, и отцом своей дочери. Теперь они проживают в Москве. Алиса, кстати, с полутора лет с родителями ездит по разным странам и знает, чем отличается женский костюм XI века от наряда века XIII. Мама создает своеобразный семейный женский ансамбль, повторяя для девочки модели своих платьев.
"Клубы исторической реконструкции - это большая семья. Мы знаем друг друга очень хорошо, на наших глазах растут дети соратников. Мы видим, как молодые ребята становятся мужественней, получают профессии и все равно не оставляют свое увлечение. Выезды клубов на фестивали становятся порой проверкой для новичков. Это как у Высоцкого в песне - когда хочешь проверить друга, тяни его в горы, а мы так в походах присматриваемся, чего стоит человек. Не принес воды, не наколол дров, посуду за собой не помыл, после приезда сразу куда-то убежал - все видим, а потом проводим беседу с таким участником. Не выгоняем, конечно, всегда даем шанс человеку. Я вот живу в Москве, а все равно приезжаю периодически к своим в "Варгенторн", поддерживаю связь, вот и в этот раз решила принять с ними участие в фестивале. Никто ни от кого не отказывается, не отворачивается. Это как в обычной семье - пусть кто-то уехал в другие края, но быть близкими людьми никто не перестал", - поделилась витебчанка из российской столицы.
А еще она рассказала о втором дне рождения каждого участника клуба исторической реконструкции. Кроме обычных имен, у каждого реконструктора есть данное ему имя в новой семье. Порой надо ждать год, чтобы остальные поняли, как тебя назвать, кто ты по характеру. Бывает и так, что несколько лет новое имя не дается участнику клуба, потому что он никак не может проявить себя в чем-то. Для именинника это всегда становится сюрпризом - проводится соответствующий обряд, "новорожденному" дарят подарки и поздравляют все его товарищи. Оксану в определенных кругах знают как Эрну Сикфуссу, то есть Сказочницу с неукротимым характером. Это на скандинавском диалекте. В различных клубах дают разные имена - скандинавские, балтские, славянские. И добавляют к ним некие прозвища. Например, Калина Золотоволосая - так именуют витебчанку, чтобы не путать с Калиной из Пскова, которую величают Прекрасноглазой.
Дети в семьях реконструкторов, как со смехом признаются увлеченные родители, просто обречены вести такой же полукочевой образ жизни. Конечно, мамы и папы лукавят, ведь мальчишки и девчонки до безумия обожают походы, фестивали, картошку с угольно-черной корочкой, кашу из котелка. Юные полочанки Оля Иванова и Марьяна Коц наперебой рассказывали, как катались на драккаре, а у Оли еще и свое собственное весло есть, чтобы грести на древней лодке наравне с взрослыми. Девочки умеют рукодельничать, играть в старинные настольные интеллектуальные игры, освоили шахматы и могут дать фору сверстникам, а то и взрослым. У маленьких реконструкторов горят глаза, когда они рассказывают про сплавы по Западной Двине, Дисне, а скоро они пойдут на драккаре по Дриссе.
В лагере для ребят есть много развлечений, кроме игр. Мальчики, например, учатся стрелять из лука, все-таки им принимать в наследство увлечения отцов и в будущем показывать себя сильными и умелыми воинами на ристалищах.
Вместе с клубами реконструкторов в фестивале принимали участие ремесленники. Мастер из Браславского района Жанна Михнович рассказала, что такие мероприятия для нее не новы, в Браславе проводится фестиваль "Меч Брачыслава", где любители старины собираются на подобном празднике. Уже лет пять занимается составлением вкусных чаев и предлагает их гостям феста. Совсем недавно она открыла для себя новинки - облепиху и рябину. Облепиховый цвет она ферментирует вместе с соком ягод этого же дерева, и напиток из такого сбора получается особенно ароматным. Так же и с рябиной - эта непривычная для обывателей ягода придает чаю пикантные оттенки вкуса и аромата. А в целом чаи мастера, как и духи, имеют три ноты - одни делают основу, другие придают вкус, а самые стойкие дарят незабываемый аромат.
На "Плоской горе" было что посмотреть с утра до позднего вечера. Битва на мосту, "волчарня" с препятствиями, захват сундука, исторические танцы, световое и огненное шоу как жаркий финал мероприятия. Всякий, кто побывал в лагере реконструкторов, смог прикоснуться к истории родного края и увидеть красоту в простоте и открытости людей, умеющих ценить минимальный комфорт и богатое наследие своего народа.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото автора,
БЕЛТА.-0-