Если сразу перейти к истории, то профильные классы аграрной направленности в Витебской области появились в 2018 году. В Докшицком районе первый такой создали на базе Порплищенской средней школы, где обучались шесть человек - ребята выпустились в 2020 году. Одновременно в 2020-м аграрный класс заработал в Глинской средней школе. Весной 2021-го выпускников агроклассов в районе не было. И лишь в сентябре 2021 года именно профильная группа аграрной направленности приняла первый состав учеников в Порплищенской СШ. Уже спустя год в Докшицком районе работало пять агроклассов и аналогичных групп, многие воспитанники которых позже предпочли профессии сельскохозяйственного профиля.
Сеть таких классов в районе постепенно расширяется. В сравнении с 2018-2019 учебным годом она увеличилась в семь раз, а число занятых в них юношей и девушек - более чем в пять раз. Сейчас возможность обучаться в агроклассах и группах предоставлена ребятам в пяти учреждениях образования Докшицкого района. Среди них и Парафьяновская средняя школа. Корреспонденты БЕЛТА лично оценили нынешний урожай юных аграриев и узнали, почему школе выгодно выращивать свои культуры, а ученикам в радость трудиться на земле.
Экологически чистый продукт"У нас очень большой огород. Выращиваем все как в производственных целях, чтобы продать, так и для питания", - охотно и торопливо знакомит с внутренней кухней агрогруппы педагог трудового обучения Ольга Сазанович.
Нынче к сельхозработам здесь привлекают учеников 5-11-х классов: есть факультатив и часы общественно полезного труда. Некоторые ребята (а всего в Парафьяновскую школу ходят около 100 человек) буквально погружены в аграрную тематику, включая исследовательскую работу.
Брендом школы по праву считают лук. Здесь всегда выращивали сорт "Штуттгартер", поясняет Ольга Сазанович. Она хорошо помнит все этапы развития направления, ведь работает в учреждении уже три десятка лет. Позже, участвуя в разных проектах, в школе стали апробировать сорта "Ред барон" (по нему писали исследовательскую работу), "Алонсо" и другие. В этом году во второй раз посеяли "Эксибишен".
"Мы с ним только что приехали с республики, третье место заняли по луку. Апробируем те сорта, которые подходят для нашей Витебской области, чтобы не топтаться на одном месте. И из семян выращивали, старались и стараемся расширять диапазон работы. Например, когда выращиваешь луковицу (было заявлено 1,5 кг на конкурсе), мы вырастили самую большую весом 610 г. Но когда они видят результат - лук вооот такой", - гордо показывает учитель примерные размеры.
Она спешит уточнить: максимально заявленного веса луковиц не достигли лишь из-за того, что совсем не применяли химические удобрения. Все выращенные на пришкольном огороде - экологически чистые продукты. Для лука вносят только перегной, после уборки растения землю засевают рожью. От болезней овощную культуру во время выращивания защищают бережно высаженные по периметру бархатцы.
"Двух зайцев убиваем: и красиво - эстетика в огороде, и луковая муха - главный вредитель лука - боится этих цветов, - уточняет Ольга Сазанович. - Белорусские сорта хотелось бы еще апробировать, есть же и "Ветразь", и "Скарб литвинов". Чтобы найти эти сорта, надо связаться с куратором нашей работы".
Были годы, когда здесь в сезон получали 3-4 т лука, поясняет директор учреждения Виктор Коростик. "Реализация сельхозпродукции нам помогает быть немного независимыми, потому как мы улучшаем свою материальную базу, имеем возможность потом закупать спортинвентарь, проводить ремонтные работы самостоятельно, без привлечения попечительского совета. В этом году полностью отремонтировано два класса", - говорит он.
Выращивать свое - прибыльно и полезноЗначительная часть урожая лука и других культур идет на продажу - школа постоянно участвует в ярмарках учреждений образования. Среди жителей агрогородка Парафьяново и в целом Докшицкого района немало постоянных покупателей выращенной на этом огороде продукции.
А культивируют здесь и морковь, и свеклу, и капусту. Немалую территорию на пришкольном участке отводят под картофель. Свое место предоставлено зерновым, а также цветам и декоративным деревьям. В двух теплицах ребята учатся выращивать томаты. "Помидоры были классные в этом году, - воодушевленно делится учитель. - На следующий год мы закупили 5 кг фасоли - очень прибыльное дело". Один килограмм фасоли на рынке стоит Br10, поясняет педагог. Затраты на семена и выращивание при этом минимальные.
Директор школы Виктор Коростик обозначает структуру посевных площадей: в этом году было примерно 1,5 га зерна, 8 соток картофеля, по 10 соток лука. "Весь спектр овощей выращиваем. Естественно, это позволяет улучшить питание детей, - поясняет он. - Государство дает определенное количество денег на питание учеников - у сельских детей бесплатное питание. Плюс ввиду того, что картошка и овощи свои, бесплатные, это позволяет сделать питание не дешевле, а лучше, потому что можно добавить к рациону апельсин, яблоко или что-то еще".
Аграрная работа включает практику и теорию. Ребята не только учатся обращаться с обычными сельхозинструментами, но и изучают агротехнологии. По ходу у них формируется понимание, что на земле можно зарабатывать, если знать весь процесс от закупки семян до выращивания и на выходе - реализации.
"Любой труд дисциплинирует и воспитывает. Не всем детям и не всегда хочется работать, иногда настолько сонные тяпочкой полют - прополка ведь вручную проводится. Я говорю им: "Когда будете учиться в вузе, будете это вспоминать как легкий труд, ведь там придется учиться и усваивать большой объем". Стараемся их стимулировать, - рассказывает Ольга Сазанович. - На земле, знаете, работать не все хотят. Девочки стараются следить за ноготочками, чтобы были красивенькими, но приходят и с удовольствием работают. Мы и ландшафтным дизайном занимаемся, во всех конкурсах участвуем по аграрной тематике - это и клумбы, и цветы, и выращивание культур".
"Начинаем ценить труд других". В чем видят пользу аграрного дела сами школьники"Летом мы проходим отработку на школьных огородах пять дней. Прополка, полив - все в зависимости от погодных условий", - говорит десятиклассник Иван Мороз. В сельском хозяйстве трудятся отец подростка и бабушка. Папа - тракторист-машинист в Докшицком райагросервисе. Бабушка же занимается разведением телят, занята на производстве молочной продукции. Однако парень задумывается выучиться на водителя метро. Говорит, нравятся поезда, устройство метрополитенов, железных дорог и все, что с этим связано.
Десятиклассница Карина Головашко пока что раздумывает над будущей профессией. Выбор непрост: учиться на ветеринарного врача или педагога. "У меня тетя работает в сельском хозяйстве и родители. Мне интересно наблюдать за животными, интересно их строение. Вообще очень люблю животных и хотела бы им помогать", - поясняет Карина. Педагогический вуз она рассматривает из-за любимых предметов - биологии и географии. Да и в целом девушка охотно бы работала с людьми, потому и склоняется больше ко второму варианту.
Время на раздумья еще остается, добавляет она. "Конечно, желательно было бы определиться сейчас, чтобы уже начать подготовку к экзаменам, хорошо их сдать и поступить туда, к чему душа лежит", - серьезно рассуждает подросток. Говоря об аграрном деле, Карина отмечает, что ее сила - в трудолюбии: "Я иду до конца. Если что-то не получается, то прошу помощи либо у одноклассников, либо у Ольги Антоновны. На огороде мне легче всего работать с луком, чем, например, с цветами или морковью". Пока у культуры не развились листья, неопытный глаз может спутать ее с сорняками, а руки - машинально удалить с грядки.
К слову, самые чистые, ровные и красивые грядки на прополке получаются у десятиклассницы Анастасии Шевченко, делится ее педагог. За трудолюбие и усердие девушка всегда получает похвалу наставника. Сама же о своих успехах практически не говорит - дело обычное, да и скромность не позволяет.
Школьница уточняет, что ее захватывает процесс, потому и впитывает новые знания с прицелом на поступление в аграрный вуз. "Наверное, пойду в сельское хозяйство. Мне по душе работа с животными. И когда мы были на экскурсии (на молочно-товарной ферме "Добрунь" в ОАО "Бегомльское". - Прим. БЕЛТА), я внимательно слушала. Наверное, пойду туда работать", - размышляет девушка. Труда она не боится. Единственное, что может доставить ей дискомфорт во время работы в поле - капризная погода. "Было жарко", - говорит Анастасия о единственной сложности, с которой они со сверстниками столкнулись во время практики.
"Мы начинаем ценить труд других людей, которые работают на земле, в сельском хозяйстве, потому что во время работы понимаем, насколько это может быть сложно. Относимся к культурам бережнее", - заключает Анастасия Шевченко.
Экскурсии на предприятия АПК в агросубботы, изучение на повышенном уровне биологии, химии, математики, физики, белорусского и русского языков, дискуссии, круглые столы, конкурсы разных уровней и другое - программа для агроклассов и групп позволяет проводить серьезную профориентационную работу. Так подростки более осознанно подходят к выбору дела своей жизни и понимают, с чем им предстоит столкнуться на практике.
Евгения АРХИПОВА,
фото Алексея ВРОНСКОГО,
БЕЛТА.-0-