История о том, как компания "Дарида" следует девизу "Всегда на шаг впереди!""Дарида" - одна из старейших компаний Беларуси, производящих питьевую, инеральную воду, традиционные для нашего рынка напитки - газированные/негазированные, сокосодержащие, обогащенные. В последние годы в ее продуктовом портфеле появились инновационные, продиктованные временем и изменением потребительского поведения напитки. Какова формула успеха ведущего игрока данного сегмента отечественного рынка? На этот и другие вопросы ответил изданию генеральный директор Частного производственного унитарного предприятия "Дарида" Андрей Яцыно.
Выше Эйфелевой башни!
- Андрей Александрович, где находятся "секретные" источники питьевой и минеральной воды, которую поставляет на рынок предприятие? Какова формула растущей популярности ТМ "Дарида"?
- Беларусь имеет прекрасный водный ресурс. Не случайно политика государства нацелена на обеспечение нашего населения чистой водой. Важным шагом стал недавний перевод Минска на водоснабжение из артезианских источников. Хочу отметить, стратегия нашей компании всегда выстраивалась в фарватере государственных интересов - обеспечения страны натуральной природной водой.
Наша "секретная" скважина - древний источник. Он известен с незапамятных времен. Находится на территории предприятия - в агрогородке Ждановичи. Вся история ТМ "Дарида" началась именно с этой скважины с минеральной водой, которая расположена в самом сердце предприятия, на его территории. Уникальная по своему составу, она, преодолевая природные фильтры земных слоев, проходит обезжелезивание кислородом. Далее попадает в машину по розливу, бутилируется, закупоривается, этикетируется и маркируется. То есть вообще вода не соприкасается с окружающей средой. Сегодня в нашем распоряжении уже четыре скважины. Две из них - питьевой природной воды, которые находятся на глубине 266 и 270 метров.
Источники минеральной воды залегают в более глубоких слоях и являются настоящим кладезем микроэлементов.
Одно из главных конкурентных преимуществ компании - полный цикл производства: добыча воды, фильтрация, производство преформ, колпачка, розлив, и все это происходит на территории предприятия, что обеспечивает контроль и безопасность производства на каждом этапе.
Правда, в последнее время ТМ "Дарида" настолько нарастила объемы реализации, что собственные мощности уже не могут обеспечивать выпуск тары под растущие потребности.
На предприятии практически готово место для установки новой литьевой машины для производства пресс-форм, что позволит расширить выпуск бутылок для розлива воды и напитков. Компания намерена к середине года вернуться к 100%-му использованию только своего сырья для бутылки.
Тренды отрасли: работаем на опережение
- В чем особенности бизнеса на воде? Как они влияют на стратегию и тактику компании?
- Воду пьют тогда, когда ее хотят, а впрок этого не сделаешь. Вот главный секрет в таком бизнесе, как продажа напитков. Работая на опережение, наша компания трудится под девизом "Все, что мы не продадим сегодня, завтра мы уже не продадим!". Ему нас приучил следовать основатель ТМ "Дарида" и одноименной компании Владимир Викторович Делендик.
Так сложилось, что реализация нашей продукции носит сезонный характер. Пик продаж - с мая по сентябрь. В это время они выше в два раза, чем с октября по апрель. В знойные, без дождей, дни, когда стоят высокие температуры, рост запросов потребителей непредсказуем. В это время за неделю уходит то, что иногда продается за месяц.
Залогом успешной деятельности компании стала оптимизация всех бизнес-процессов и затрат. Мы имеем все для того, чтобы заказы, поступившие к нам сегодня, попали к потребителю уже завтра, а иногда и день в день. Помимо офиса и производственной площадки, что в агрогородке Ждановичи, у нас имеется два склада в Могилеве и Барановичах. Их появление позволило значительно оптимизировать логистику.
Чтобы оставаться на шаг впереди, мы постоянно отслеживаем мировые тренды отрасли. Изучаем то, что выводят на рынок конкуренты и партнеры. Лучший опыт других помогает развиваться и идти вперед.

- Расскажите о полезных свойствах воды ТМ "Дарида", какую пользу она приносит нашему организму?
- Вода "Дарида" имеет сбалансированный природой микроэлементарный состав и оптимальный pH-уровень. Такую воду еще называют нейтральной. Она добывается из глубоководных скважин и надежно защищена от биологических и химических загрязнений. Ученые неоднократно в ходе исследований подтверждали высокое качество и важную оздоровительную силу воды "Дарида". Например, на базе кафедры медицинской реабилитации Гродненского медицинского университета проводились исследования о влиянии минеральной и питьевой воды "Дарида" на пациентов с метаболическим синдромом, который диагностируется при таких заболеваниях, как гипертония, ишемическая болезнь сердца и т.д. После курса питьевого лечения водой "Дарида" у участников исследования было отмечено значительное уменьшение большинства признаков метаболического синдрома. Люди перестали жаловаться на слабость, повышенную утомляемость, тревожность, раздражительность. У многих исчезла одышка при физических нагрузках, снизилось артериальное давление, а в крови уменьшился "плохой" холестерин.
"Дарида" также имеет бальнеологическое заключение Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии Минздравсоцразвития РФ и Украинского НИИ медицинской реабилитации и курортологии Минздрава Украины. Кроме этого, "Дарида" - первая вода белорусского производства, получившая сертификат ЕС для продажи ее на рынках Евросоюза.
Компания также изготавливает любимые многими напитки "Снежок", "Крем-сода", "Клюква", "Груша", "Лимон". При их производстве мы не используем искусственных красителей, наполнителей и сахарозаменителей.
В ассортиментном портфеле имеются также инновационные и импортозамещающие продукты, в том числе обогащенные напитки Aqua vitamin. Молодая часть нашей аудитории предпочитает тонизирующие напитки YOUR TONIC, которые представлены в широком ассортименте. Объемы реализации данной линейки продукции демонстрируют рост заинтересованности потребителей в ней.
Мы предоставляем качественный продукт потребителям всех возрастов. Нашу воду и напитки можно пить и детям, и взрослым, и пожилым людям. Об этом свидетельствуют все имеющиеся разрешительные документы на наши технологии и продукты. Контроль их качества - постоянный, причем как со стороны собственной аттестованной лаборатории, так и со стороны сертифицированных независимых государственных лабораторий.
Обратная связь определяет планы, стратегию и тактику- "Всегда на шаг впереди!" - один из слоганов команды. По каким параметрам производственной и экономической деятельности компания "Дарида" на шаг впереди конкурентов?
- То, что мы правильно выстроили деятельность своей компании и достигли лучших, чем наши конкуренты, результатов, подтверждают три источника. Первый из них - внешние статистические данные. Второй - внутренние данные и коммуникация с ритейлом. Его менеджеры точно знают, сколько товара продано за день, месяц и год и кто его произвел. Мы занимаем наибольшую долю полочного пространства в категории "вода минеральная" (в различной таре). Третий источник подтверждения безусловного лидерства ТМ "Дарида" - потребитель, с которым у нас постоянная обратная связь. Мы проводим акции, дегустации, опросы через все возможные каналы коммуникации, в том числе Инстаграм и Тик-Ток. Основные посетители последних - молодежь, представляющая огромный потенциал роста аудитории. Исследуя предпочтения юношей и девушек, мы задаем важный вопрос: "Почему вы покупаете именно этот продукт?". Все три источника оценки работы определяют наши лидерские позиции, позволяющие выстраивать дальнейшую эффективную стратегию компании.
Демонстрируя устойчивые темпы роста, мы ежегодно наращиваем объемы реализации продукции.
С Your Water - в лучшее будущее 
- Белорусская молодежь стала поклонницей Your Water - нового бренда компании "Дарида". В чем секрет этой и других линеек?
- В 2019 году было принято решение создать новую динамичную, яркую, выделяющуюся торговую марку - Your Water. Задача нового бренда - соответствовать ожиданиям тех, кто ведет активный образ жизни, занимается спортом и тех, кому важно, что он потребляет. Вода и напитки новой торговой марки выделяются даже внешне, их появление стало настоящим фурором! Вода Your Water - это не только эстетика, но также эргономичная форма и, конечно же, качественное наполнение природной артезианской водой.

Год назад установили линию по розливу в стеклянную бутылку и алюминиевую банку, тем самым расширив свою покупательскую базу в сегменте HoReCa. И сделали акцент на экологичную тару, которая пригодна для переработки и рециклинга. Под новой ТМ мы также запустили линейку сокосодержащих напитков, предоставив современному человеку возможность получать удовольствие от полезных и вкусных продуктов.
В продуктовом портфеле компании есть и традиционный белорусский напиток - квас брожения, пик потребления которого приходится на теплые месяцы года. Вместе с тем в этой нише мы можем успешно конкурировать с традиционными лидерами. Наш квас востребован в Российской Федерации, Казахстане, странах ЕС.
Компания поставляет свою продукцию на рынки более десяти государств, в том числе в Узбекистан, Грузию, Азербайджан, страны Евросоюза и Балтии. Самым большим зарубежным рынком остается Российская Федерация.
Интересный факт: размер самой глубокой скважины минеральной воды на территории компании "Дарида"- 410 метров, что больше высоты Эйфелевой башни!
Год назад на предприятии установили линию по розливу воды в стеклянную бутылку и алюминиевую банку, тем самым расширив покупательскую базу в сегменте HoReCa.
Тамара МАРКИНА, фото Вадима КОНДРАТЮКА и из архива предприятия