30 марта, Минск /Вера Василевская - БЕЛТА/. Сегодня на столичном стадионе "Динамо" впервые стартовал масштабный фестиваль белорусской легкой промышленности "Свята льну. Роднае - моднае", который собрал представителей fashion-индустрии из России, Китая, Италии и стран Африки, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Беларусь имеет сегодня все условия для развития собственной индустрии моды, одной из ключевых национальных идей которой является формирование культуры производства и обработки льна, пошива льняных изделий для широкого использования белорусами. Именно поэтому одной из целей фестиваля "Свята льну. Роднае - моднае" стало содействие развитию льняной отрасли нашей страны и продвижению бренда "Беларускi лён". "Белорусский лен - очень знаковый для нас продукт. Глава государства особое внимание уделяет именно этой культуре. Есть ряд программ по выращиванию, по уборке и по переработке льна. Мы занимаем одно из значимых мест в реализации льна на территории постсоветского пространства, поставляем наш лен и в страны Европы", - отметила первый заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета Надежда Лазаревич.
Львиная доля белорусского льна уходит в Россию, где он всегда востребован. Однако всегда пользовался спросом лен и на внутреннем рынке нашей страны. Льняная продукция - от постельного белья до костюмно-плательных изделий - в больших количествах представлена на полках белорусских магазинов. "Сейчас самое главное - не останавливаться на достигнутом, а продолжать продвигать белорусский лен, рассказывать о его целебных свойствах, в том числе белорусскому потребителю. Ведь далеко не каждая страна может похвастаться условиями, позволяющими выращивать такую сложную культуру, и мы должны продолжать рекламу наших белорусских брендов и уникального белорусского продукта", - акцентировала внимание Надежда Лазаревич.
Фестиваль, которому сегодня дали старт в Минске, важен не только для экономики страны. Это также возможность продемонстрировать иностранным гостям нашу национальную культуру и талантливую молодежь. "Мы к своему льну, как мне кажется, относимся не с должным уровнем пиетета, который необходим. Не только потому, что лен нас кормил и кормит, одевал и одевает, в целом сопровождает нас по жизни. Но еще и потому, что лен - это национальный символ, который нас объединяет. Недаром ведь лен выбран в качестве одного из символов нашей страны, помещенного на герб Беларуси", - заметила директор компании "БелБрендАудит" Валентина Дынич.
Проводимый фестиваль - это и возможность показать себя молодым дизайнерам в рамках проводимых конкурсных показов авторских коллекций. Организаторы ориентируют молодое поколение на то, что оно должно создавать одежду, которая будет пригодна для носки в обычной жизни, а не только на подиумных подмостках. "У нас есть прекрасные дизайнеры, по-настоящему талантливые, очень творческие. Хотелось бы направить их к тому, чтобы они производили продукцию не просто из разряда "я так вижу", а выпускали коллекции одежды, которая вызывала бы желание у белорусов ее покупать и носить. Это не так уж и просто, и, возможно, все получится не сразу, но направление верное", - поделилась мнением Валентина Дынич.
Посмотреть на достижения белорусской легкой промышленности приехали представители ближнего и дальнего зарубежья, сформировавшие по-настоящему международный состав жюри. Преследуют иностранцы, однако, разные цели. Например, итальянский модельер Дарио Скьявини принял приглашение для участия в фестивале из любопытства. Ранее итальянец побывал на подобных фестивалях в Узбекистане, Таджикистане, Турции и отметил, что везде ему было интересно прикоснуться к производству льна. Дело в том, что профессиональное прошлое миланского модельера тесно связано с текстильными тканями. В своей карьере он создавал эксклюзивные модели для крупнейших мировых марок модной одежды, контролируя процесс от подбора пряжи для производства ткани до облачения модели в готовое платье. Итальянское качество модной одежды славится во всем мире, и то, что о белорусском льне знают даже там, свидетельствует о высоком уровне нашего производства.
"Я впервые в Беларуси, впервые в Минске. Я знаю, что Беларусь знаменита своими швейными производствами. Мне очень интересно посмотреть, к какому уровню развития вы пришли сейчас. Мне ранее довелось наблюдать белорусский пошив тканей для российского производства. Коллекции российских дизайнеров из белорусского льна были неплохи. Но вот именно напрямую белорусский пошив из белорусского льна - такого опыта у меня еще не было. Мне всегда любопытно открывать что-то новое. Мне будет интересно понаблюдать за всем и посмотреть на то, что вы покажете", - делится впечатлениями итальянец.
А вот гостья из России, руководитель Культурного центра Вячеслава Зайцева, эксперт индустрии моды и директор клуба "Деловая женщина" Светлана Разина, приехала в Минск искать таланты. Миссия визита, как выразилась россиянка, у нее интересная и очень перспективная. Дело в том, что в рамках фестиваля "Свята льну. Роднае - моднае" готовится подписание белорусско-российского соглашения о создании совместного модного бренда. Будет обсуждаться и идея появления совместной лаборатории моды, где могли бы развиваться молодые дизайнеры, а уже состоявшиеся - черпать идеи. По мнению Светланы Разиной, это стало бы исполнением мечты.
"У вас очень много талантливой молодежи. Я сама из Иваново, где очень серьезный уровень развития дизайна. Раньше там была текстильная академия, сегодня это политехнический университет. Я уже тридцать лет занимаюсь темой моды. Было бы интересно поработать и с молодыми белорусскими дизайнерами. Кроме того, политическая ситуация сегодня такова, что нам надо объединяться. Нам надо серьезно подумать о том, как совместить ресурсы. Имея ваши прекрасные возможности по производству льняных тканей и наш уровень дизайна, мы можем сделать хорошие коллекции, которые сможем продвигать дальше", - обозначила цели своего посещения белорусского фестиваля представитель российской fashion-индустрии.
В первый день фестиваля организаторы, помимо показа конкурсных работ и мастер-класса от дизайнеров, решили также провести круглый стол "Подготовка специалистов для развития индустрии моды в Беларуси", во время которого были затронуты актуальные проблемы белорусской легкой промышленности. Ключевая из них, как выяснилось, - нехватка квалифицированных кадров. Заместитель председателя концерна "Беллегпром" и соорганизатор фестиваля Наталия Мурашко привела длинный перечень специальностей и квалификаций, потребности в которых испытывают текстильная, швейная и трикотажная отрасли страны. Необходимы ткачи, швеи, операторы линий беления, прядильщики, операторы ленточного, мотального, крутильного оборудования, красильщики, настильщики и многие другие работники. Наиболее востребованными на производстве в данный момент являются швеи и сборщики обуви.
Дефицит кадров наблюдается вопреки тому, что в Беларуси подготовка специалистов для легкой промышленности проводится 40 учреждениями профессионально-технического образования (реализующими образовательные программы по девяти специальностям и 27 квалификациям) и 18 учреждениями среднего специального образования (по шести специальностям). "Самая большая проблема - привлечь молодежь к учебе, найти подход и правильно выстроить программу", - обозначила направление агитационной работы Наталия Мурашко.
Фестиваль "Свята льну. Роднае - моднае" завершится 1 апреля. В программе мероприятия еще много интересных мастер-классов и семинаров, зрелищных конкурсных показов.-0-
Фото Виталия Пивоварчика