Моя бабушка - врач. Я приходила к ней на работу с самого детства. Мне, маленькой девочке, настолько нравилась та атмосфера, что я мечтала пойти по ее следам. В старших классах мечта превратилась в цель, и я стала усердно готовиться к поступлению. Сегодня я на полпути к этой цели: закончила третий курс Белорусского государственного медицинского университета, недавно прошла сестринскую практику.
Таким рассказом будущий врач-педиатр Дарья Кишик начала экскурсию по отделению Минской областной детской клинической больницы, где она проходила свою первую серьезную практику. Девушка на хорошем счету в университете, в больнице также отметили ее как перспективного работника, приглашают поработать в качестве медсестры. Да и сама Дарья уже серьезно над этим задумывается. Корреспонденты БЕЛТА посмотрели, как обучают будущих врачей на практике.
"Поступить в медицинский вуз психологически было нелегко. Я знала, что туда идут сильные абитуриенты. В моем классе только несколько человек поступало на медицинские специальности, поэтому особо не с кем было разделить эту тяжесть", - продолжила Дарья Кишик, пока мы шли в педиатрическое отделение №1 для лечения детей с кардиологическими и ревматологическими заболеваниями.
Уже на месте будущий медик рассказала, что ее путь к профессии начинался непросто. Три года назад Дарья поступила на медико-профилактический факультет БГМУ, где проучилась целый год. Затем вновь сдавала ЦТ, снова подавала заявление в приемную комиссию и поступала в тот же университет, но на другую специальность. Отработала академическую разницу, за полгода закрыла все долги - и стала студенткой второго курса педиатрического факультета.
Сегодня девушка убеждена, что выбрала правильную специальность. "С каждым учебным занятием еще больше желания учиться, узнавать новое, - заметила Дарья. - После трех лет обучения желание стать врачом никуда не исчезло. Наоборот, оно разгорается. Ведь я точно знаю: выбрала именно то, о чем мечтала, попала туда, куда хотела".
Время первой серьезной практики для студентов БГМУ наступает после окончания третьего курса. Конечно, в течение года ребята проходят учебную практику. Раз в неделю посещают пары (часть из них на базах клинических больниц), на которых изучают теорию и закрепляют ее на практике, а по итогу сдают дифференцированный зачет. Но месяц работы с реальными пациентами (а не муляжами) - совершенно иной уровень подготовки. Сестринская практика - это 5,5 часов в день. При желании рабочий день может продолжаться и дольше. Некоторые студенты остаются даже на ночные дежурства.
Педиатрическое отделение - уютное, чистое, здесь приветливый персонал, которым руководит грамотный заведующий. Положительные впечатления оно оставило и у студентов. По словам Дарьи, о такой практике можно только мечтать. "Мне очень интересно было узнать, как организована внутрибольничная работа, как построен рабочий день, как взаимодействуют врачи, медсестры и пациенты", - призналась она.
Медсестринская практика в областной детской больнице началась с распределения студентов по отделениям. Молодым ребятам крайне важно выбрать отделение в соответствии с интересами в медицине. Впрочем, по окончании третьего курса не так просто определиться.
"Для нас организовали собрание, где объяснили правила безопасности, а затем провели экскурсию по больнице. На самом деле тогда мы мало понимали, чем будет отличаться практика в разных отделениях. Многие впервые сталкивались с внутрибольничной работой", - заметила Дарья. Сама девушка решила последовать по стопам бабушки, которая работает в области кардиологии. Этим она и объяснила свой выбор.
В итоге каждого студента закрепили за старшей медсестрой того или иного отделения. Другие опытные коллеги также помогали молодым. "Мы оттачивали навыки, которые получили в теории в течение года или даже нескольких лет, - отметила Дарья Кишик. - Отношения с коллективом сложились. С некоторыми медсестрами мы до сих пор на связи".
Студентам доверили выполнить множество медицинских манипуляций. Забор анализов крови для различных исследований, внутримышечные, подкожные инъекции, раздача лекарственных препаратов пациентам на посту, измерение давления, роста, массы тела ребенка - в этом и не только будущие врачи помогали медсестрам. В плане практики была также постановка клизмы, катетеризация мочевого пузыря, но в отделении, где проходила практику Дарья Кишик, пациенты не нуждались в этих манипуляциях. Однако будущих медиков отпускали в другие отделения больницы понаблюдать за этими процедурами.
Активные ребята учились и практиковались даже больше, чем требовали в вузе. А инициатива поощрялась. Например, программа практики не включала постановку периферического венозного катетера. Но будущие медики захотели понаблюдать за этим, а кое-кто даже сам выполнял процедуру. Дарья Кишик уверена, что навыки ей пригодятся, ведь она планирует некоторое время работать медсестрой. Кроме того, студенты снимали электрокардиограмму, сопровождали пациентов на другие базы лечебных учреждений для дополнительного обследования и получения заключений узких специалистов.
"Лично я за эту практику перестала так сильно бояться иголок и уколов. Для меня это была отдельная проблема. И я шла туда с целью побороть страх. У меня получилось. Теперь я спокойно могу делать уколы и не бояться", - призналась Дарья.
Во время сестринской практики будущим медикам не принято бегать от работы. Для тех, кто собирается работать в этой сфере, открывается отличная возможность вживую ощутить атмосферу больницы, узнать огромное количество информации от среднего медперсонала, а если повезет - и от врачей.
"Я научилась работать в медицинском коллективе. Ранее такого опыта у меня не было. Старшие коллеги - медсестры и врачи - научили даже большему, чем было необходимо, - заметила Дарья. - Рассказывали про отдельные случаи заболеваний. Например, в отделении лечились ребята с мукополисахаридозом - болезнью, про которую мы только читали. А здесь удалось увидеть этих детей. Полистали истории болезни пациентов с некоторыми другими синдромами, которые нам были интересны. Врачи отвечали на все интересующие вопросы".
Девушка уверена, что будущему медику необходима медсестринская практика. Любой врач должен знать работу специалистов со средним медицинским образованием. "Чтобы дать четкое задание медсестре, необходимо самому понимать ее работу, уметь выполнять все сестринские манипуляции", - отметила она. А после добавила: "А для студентов плюс этой практики в том, что после нее мы можем работать медсестрами. До этого - только санитарами".
В течение нескольких десятилетий Минская областная детская клиническая больница является базой для прохождения практики студентами медицинских вузов. Здесь практикуются не только студенты БГМУ, но и других медицинских университетов страны. Обучение у постели больного - значимая составная часть в процессе подготовки будущего врача.
"А возможности клиники очень большие. Здесь можно многому научиться - было бы желание", - подключился к разговору заместитель главного врача по медицинской части больницы, кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей квалификационной категории Игорь Лазарчик.
По его словам, уже в первые дни практики студентов настраивают на максимальное овладение практическими навыками. "Можно ли представить себе врача, который не умеет поставить периферический катетер и проводить инфузионную терапию? Как он, не умея выполнять все эти манипуляции, будет выглядеть в глазах среднего медицинского персонала?" - задался вопросами заместитель главврача.
Сам Игорь Лазарчик начинал профессиональный путь в конце 80-х годов фельдшером выездной бригады скорой медицинской помощи. Он может сравнивать уровень подготовки студентов. Например, сегодня практически во всех медицинских вузах есть шикарные симуляционные центры, где с помощью различных технологий, манекенов студенты отрабатывают самые различные манипуляции: постановку внутривенных катетеров, выполнение внутримышечных инъекций, проведение сердечно-легочной реанимации, наложение повязок, а также алгоритм действий врача в различных экстренных ситуациях.
"Во время нашего обучения таких возможностей не было. Сегодня наше государство, Минздрав уделяют повышенное внимание практико-ориентированной подготовке будущих специалистов. Очень хорошо, что еще в медицинском вузе студенты могут освоить на практике ту или иную манипуляцию", - заметил Игорь Лазарчик.
Придя в областную детскую больницу на практику, студент может научиться всему, что хочет. "У нас нет абсолютно никаких ограничений. При желании студенты могут попробовать выполнение любой медицинской процедуры - от простого забора крови, мочи или других биологических жидкостей для анализов до интерпретации результатов компьютерной, магнитно-резонансной томографии, денситометрии и работы в операционных в сопровождении опытных врачей-специалистов. Мы открыты", - подчеркнул заместитель главврача.
Именно поэтому заведующие отделениями берут студентов на обходы. Не только назначениям, но и вопросам этики и деонтологии учат молодых коллег. "Когда болеет ребенок, вся семья находится в стрессе. Важно найти нужные слова, расположить, дать надежду на выздоровление. Нужно уметь поговорить и с родителем, и с ребенком. И этому мы также учим", - заметил Игорь Лазарчик.
Хорошим врачом будет тот, у кого в студенчестве глаза горят. "На базе нашего отделения студенты проходят практику ежегодно. В этом году были очень хорошие ребята. У них огонек в глазах, все рвались в процедурный кабинет, все по очереди хотели выполнить ту или иную манипуляцию. Больными занимались, отводили на исследования. На электрокардиографию отправили - студенты овладели техникой. С ними было приятно заниматься", - отметила заведующая отделением врач - детский кардиоревматолог высшей квалификационной категории Светлана Клечан.
Она уверена, что будущие врачи должны обучаться у постели больного. Должны слушать своего лектора вживую, а не онлайн. Времена ковида, когда все ушли в онлайн-лекции и онлайн-занятия, это очень хорошо продемонстрировали.
Однако невозможно жить в коллективе только одной работой, считает Игорь Лазарчик. Поэтому в больнице проводят очень много различных мероприятий для врачей, специалистов со средним медицинским образованием: клинические конференции, семинары, лекции, обучение. Приглашают и студентов, которые находятся на практике, чтобы они видели жизнь в больнице изнутри.
"Мы говорим и о работе общественных организаций, которых у нас немало: партия и общественное объединение "Белая Русь", профсоюзный комитет, БРСМ. Мы стараемся доводить студентам ту важную информацию, которая касается больницы, области, страны, в том числе на различные идеологические и патриотические темы. Важно окунуть студентов в комплексный медицинский социум", - уверен заместитель главврача.
Говорят, практика удалась, если студент с нетерпением ждет новой практики в той же больнице. Дарья Кишик с радостью бы повторила. Но следующая практика, после четвертого курса, - поликлиническая, поэтому место для практической подготовки будет иным. Впрочем, сюда на время учебы в вузе можно вернуться в новом качестве - медицинской сестры. Будущий медик сейчас над этим как раз размышляет.
БЕЛТА.-0-
Фото Татьяны Матусевич