"Мы найдем выход из любой ситуации". Почему в 90-х Лукашенко отказался продавать Национальный аэропорт Минск
19.06.2024 | 17:46
Ровно 10 лет назад, в 2014 году, Президент Беларуси приехал в Национальный аэропорт Минск, чтобы оценить ход реконструкции аэровокзального комплекса. Тогда по средствам массовой информации мигом разлетелось - Лукашенко доволен проведенными работами. Это было действительно так. Но слова похвалы от главы государства никогда не означали, что можно успокоиться на достигнутом. Принимая работу по обновлению воздушной гавани, Президент Лукашенко обрисовал новые цели и задачи. В новом выпуске YouTube-проекта "По факту: решения Первого" мы расскажем, почему Лукашенко был готов продать Национальный аэропорт Минск, как пилот президентского борта оценил новую взлетно-посадочную полосу и куда сейчас летает "Белавиа".
"Все должно быть идеально"
Национальный аэропорт Минск - главные воздушные ворота Республики Беларусь. Строительство аэропорта началось еще в 1977-м, спустя 5 лет здесь уже взлетали первые самолеты. Несмотря на то, что точечно строительные работы все еще продолжались. По сути, более 30 лет здание аэровокзала функционировало без значительных ремонтных работ. Многое тут устарело не только физически, но и морально. Учитывая, что львиную долю пассажирских и грузовых авиаперевозок осуществлял именно Национальный аэропорт, назрела острая необходимость реконструкции воздушной гавани. В какой-то момент ситуацию пришлось брать под свой контроль лично главе государства. В 2013 году, незадолго до проведения в стране чемпионата мира по хоккею, на встрече с парламентариями в ходе Послания белорусскому народу, Президент, отвечая на вопрос о возможности Национального аэропорта на достойном уровне обеспечить в 2014 году прием участников и гостей предстоящего чемпионата, четко ответил: расклад довольно непростой, решение вопроса существенно затянули.
После этого разговора ситуация развивалась стремительно. За год смогли решить не только бумажные вопросы, найти инвестиции, согласовать проекты, но и выполнить значительную часть строительно-монтажных работ. К слову, из почти 80 тыс. кв.м общей площади здания аэровокзального комплекса необходимо было модернизировать практически 65 тыс. квадратов - это 82% площади. Тот, кто хоть раз был в аэропорту, представляет, какой это объем работы!
Строители график выдерживали исправно. Качество работ, что лично в апреле 2014 года оценил глава государства, тоже оказалось на уровне.
Здание вокзала, который многие считали серым и даже угрюмым, просто преобразилось. Выбранный вариант реконструкции оказался удачным. "Кажется, что вы серьезно проработали все варианты, определили для себя лучший и по этому принципу, исходя из наших возможностей и условий, и попытались что-то сделать", - отметил тогда, весной 2014 года, Президент, посещая аэропорт. Тогда же он поставил задачу все работы завершить до конца года. "К концу года должны быть полностью благоустроены здания и территория. Все должно быть идеально, потому что человек, который летит в Беларусь, сразу будет смотреть в иллюминатор, где приземлится. Все должно быть красиво", - сказал глава государства.
Как рассказал заместитель генерального директора по строительству и развитию инфраструктуры Национального аэропорта Минск Дмитрий Островко, при реконструкции аэровокзала произошло расширение площадей для обслуживания пассажиров. Сегодня общая площадь здания аэровокзального комплекса составляет 92 тыс. кв.м.
"Было установлено новое досмотровое оборудование, стойки регистрации, увеличено их количество. Выполнено устройство трех панорамных лифтов, заменены два существующих лифта, установлены подъемники для лиц с ограниченными возможностями, 9 эскалаторов смонтированы. Также вот эта система навигации по зданию была доработана и усовершенствована. Ну и после этой реконструкции ежегодно аэропорт проводит работы по модернизации здания аэровокзального комплекса", - напомнил о проведенных в аэропорту работах Дмитрий Островко. "Может быть, действительно кому-то отдать?" Лукашенко о мыслях продать аэропорт
Обновленный аэропорт оценили все: светлый, просторный, удобный. А ведь судьба главной воздушной гавани Беларуси могла сложиться иначе. Тогда, в 2014-м, Президент признался, - когда он только пришел на должность, времена были настолько сложные, что даже промелькнула мысль отдать аэропорт.
"Когда я стал Президентом, ко мне было море ходоков: за ноль рублей продайте аэропорт, он у вас все равно не будет работать, а мы его загрузим. Знаете, я в какое-то время, когда были трудные времена, колебнулся: думаю, кто его знает, чем его поддержать из бюджета, может быть, действительно кому-то отдать? А потом сказал: нет, все-таки это ценность, это достояние, ничего мы отдавать не будем, ни одного аэропорта", - рассказал глава государства о ситуации, которая складывалась в 90-х.
Развитие транзитного потенциала страны - стратегически важное направление для Беларуси. И да, особый интерес - к воздушному сообщению. Именно потому вопросы перспективного развития Национального аэропорта Минск всегда обозначались главой государства, даже в трудные времена, когда колебался, он все равно сделал верный выбор. Ну вот согласитесь - умеет наш Президент видеть главное, мыслить на годы и даже десятилетия вперед.
Если посмотрим дальше в развитии того же аэропорта, пожалуйста, вот еще один яркий пример дальновидной, как бы пафосно сейчас не звучало, политики Лукашенко.
Обеспечивает посадку самолетов практически в условиях отсутствия какой-либо видимости
В апреле 2014 года глава государства также напомнил о своем поручении по строительству новой полосы в Национальном аэропорту. "Я давал поручение проработать вопрос строительства новой взлетно-посадочной полосы, примерно в 4 км, самой современной, с дополнительным терминалом к ней", - поднял тему Александр Лукашенко на одном из совещаний.
Этот вопрос был действительно важным. Как поясняли специалисты, существовавшая в аэропорту взлетно-посадочная полоса существенно поизносилась за годы эксплуатации. Плюс устаревшие технические характеристики, которые не позволяли принимать некоторые воздушные лайнеры. На тот момент вариантов по сотрудничеству с зарубежными компаниями было несколько. "Порой мы бросаемся на инвестора, который предлагает выгодные условия. Но эти условия нам со временем обойдутся двойной ценой. Так, может быть, нам самим взяться за это и сделать? Люди давно строят эти взлетно-посадочные полосы, и не одну построили, в мире их тысячи. Так давайте возьмем хороший проект, подключим одного толкового проектанта, заплатим ему деньги и он будет курировать этот проект и подскажет нашим проектантам, как и что делать", - отметил тогда Президент.
Как в воду глядел… Не вышло с инвесторами - вопрос был в слишком уж завышенной цене. В итоге решение принято было в пользу отечественных строителей. Что сказать - не прогадали!
Как рассказал Дмитрий Островко, была действительно острая необходимость в этом объекте и белорусские строители справились с поставленной задачей. "Дело в том, что первая взлетно-посадочная полоса эксплуатируется с 1982 года, то есть 42 года. Срок нормативной службы взлетно-посадочных полос с бетонным покрытием - 23 года. То есть она практически в два раза выработала уже нормативный ресурс. Поэтому требовала ежегодных ремонтов, требует реконструкции эта полоса. В связи с тем, что в 2018-2019 годах наблюдалась интенсивность полетов выше, чем у нас сегодня, практически было очень сложно найти окна в промежутках между полетами, чтобы выполнять ремонтные работы. Поэтому, в связи с тем, что полоса выработала нормативный срок, было принято решение о строительстве новой взлетно-посадочной полосы. Был подписан указ Президента, он реализован, и новая взлетно-посадочная полоса сдана в 2018 году и эксплуатируется с 2019 года. Полоса имеет длину 3700 метров, оборудована самыми современными системами для точного захода на посадку. Полоса обеспечивает посадку практически в условиях отсутствия какой-либо видимости. В автоматическом режиме практически можно садиться на эту полосу", - рассказал заместитель генерального директора Национального аэропорта Минск.
Новой, второй полосе была присвоена высшая эксплуатационная категория. А это, как понимаете, возможность увеличения транзитной привлекательности Беларуси. То есть не только комфорт для пассажиров и авиаторов, но и деньги в страну.
Cтроительные работы на второй взлетно-посадочной полосе, 2018 год
Открытие второй взлетно-посадочной полосы Александр Лукашенко назвал неординарным событием, в этот важный день он лично приехал в аэропорт. И да - борт номер 1 первым опробовал новую полосу. За пару недель до торжественной церемонии открытия самолет главы государства взлетал по новой взлетке в направлении Китая. На полосу президентский борт садился и по возвращении в Минск. Глава государства потом рассказал о разговоре, который состоялся с пилотом самолета по теме новой полосы, построенной собственными силами. "Я спросил своего пилота, он говорит: "Я видел такую полосу только в Арабских Эмиратах". Значит, можем. И построили мы ее не за $600 млн, а примерно в три раза дешевле. Это наше величайшее достижение. Это говорит о том, что мы можем все, только надо настроиться на то, чтобы это сделать", - рассказал Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко принял участие в церемонии открытия второй искусственной взлетно-посадочной полосы, май 2019 года
Планку повыше! Модернизация продолжается
Белорусы хорошо знают своего Президента. Справедливый - всегда даст достойную оценку проделанной работе, похвалит, где есть за что, но при этом он все время ставит новую планку - еще повыше. Так получилось и в аэропорту.
"Я вам благодарен за то, что вы сделали, благодарен нашим строителям. Хочу вам сказать: вы, пожалуйста, готовьтесь к будущим подвигам, еще более сложным. Белорусы должны у себя в доме делать все своими руками. Мы это умеем", - заявил Президент на открытии второй взлетно-посадочной полосы.
Александр Лукашенко принял участие в церемонии открытия второй искусственной взлетно-посадочной полосы, май 2019 года
После этого разговора работа по модернизации была, разумеется, продолжена. В частности, в 2020-м начали ремонтировать первую взлетно-посадочную полосу. "Первая взлетно-посадочная полоса у нас также сегодня задействуется. Есть комплекс работ, которые запланированы на второй полосе по герметизации заделки швов мастикой. Поэтому на время выполнения работ при закрытии второй полосы мы работаем сегодня с первой полосы. Взаимозаменяемость у нас обеспечивается. Это тоже очень удобно", - рассказал о преимуществах использования двух полос заместитель гендиректора Национального аэропорта Минск.
"В прошлом году глава государства посетил Национальный аэропорт Минск, осмотрел существующие объекты, ознакомился с планами развития аэропорта, дал поручения поддерживать первую взлетно-посадочную полосу в работоспособном состоянии до ее реконструкции. Поручение Президента было принято к исполнению. В прошлом году выполнен большой объем ремонтных работ на первой взлетно-посадочной полосе. Произведена замена около 100 плит верхнего слоя покрытия общей площадью порядка 7,5 тыс. кв.м. Выполнен ямочный ремонт дефектов с использованием современных ремонтных материалов и составов. В настоящее время взлетно-посадочная полоса находится в состоянии, которая обеспечивает безопасное выполнение полетов", - рассказал Дмитрий Островко.
Действительно, в августе прошлого года Президент опять возвращается к теме развития главной белорусской воздушной гавани. Речь шла не только об эксплуатационных возможностях взлетно-посадочных полос. Лукашенко требует развивать Национальный аэропорт Минск с учетом перспективы. Речь шла и о строительстве нового пассажирского терминала. Он необходим на перспективу в связи с ростом пассажиропотока, который в Национальном аэропорту уже преодолевал планку в 5 млн человек в год. Александр Лукашенко поручил подготовить соответствующий проект по реконструкции аэропорта со строительством терминала и железнодорожной ветки, чтобы детально его рассмотреть и принять решение. Важно, отметил тогда Президент, планировать и делать на перспективу.
Год назад, посещая Национальный аэропорт, а также авиаремонтный завод, Александр Лукашенко пообещал работникам предприятий, которые из-за санкций оказались не в самых простых условиях, поддержку государства. Своих не бросают, дал тогда понять наш Президент.
"Вы поменьше обращайте внимания на то давление, которое осуществляется со стороны бешеного Запада на наши предприятия, в том числе аэропорт, "Белавиа". Мы найдем выход из любой ситуации и в беде свои предприятия не оставим, - заверил Президент. - Когда после Ryanair началось это бешенство, я пилоту своего самолета сказал: ты передай ребятам, что мы в беде их не оставим", - заявил глава государства на встрече с работниками Национального аэропорта Минск и авиаремонтного завода.
Как бы кто не желал из наших недругов, Национальный аэропорт Минск сумел преодолеть санкционное давление Запада. Выстоял. Как и 30 лет назад, поддержка Президента и сейчас оказалась очень даже кстати.
Как рассказал в проекте консультант Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Геннадий Костюк, в Беларуси проведена переориентация полетов с западного на восточное и южное направления, что помогло увеличить количество рейсов. "Мы развиваемся, пассажиропоток постепенно восстанавливается, увеличивается. В прошлом году наш Национальный аэропорт Минск обслужил более 2,5 млн пассажиров. То есть идет увеличение по сравнению с предыдущими годами. Наша авиакомпания "Белавиа" совершает полеты в 22 аэропорта, в 10 государств, в Российскую Федерацию, в Казахстан, Грузию, Азербайджан, Армению, Туркменистан, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, в Индию. В прошлом году добавился новый рейс", - рассказал о том, как сейчас складывается ситуация, Геннадий Костюк.
Он добавил: "В наш Национальный аэропорт Минск, кроме авиакомпании "Белавиа", также совершают полеты еще девять иностранных авиаперевозчиков - шесть авиакомпаний из Российской Федерации, а также из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов и Узбекистана. Основное направление, конечно же, Российская Федерация, регионы Российской Федерации". Консультант Департамента по авиации рассказал также, что в последние годы из Национального аэропорта Минск организованы полеты по новым направлениям.
"Несмотря на то что западные партнеры западных авиакомпаний перестали летать в Республику Беларусь, несмотря на то что наша авиакомпания "Белавиа" перестала летать на Запад, мы совершаем полеты в регионы Российской Федерации в страны, дружественные нам. Проведена переориентация полетов с запада на восток и на юг. По данным направлениям увеличивается количество рейсов", - резюмировал Геннадий Костюк.
Куда можно улететь из областных аэропортов?
Национальный аэропорт Минск не единственная воздушная гавань Беларуси. Если вспомнить, то решения и поручения Президента касались и областных аэропортов. Например, в 2010 году Лукашенко поручил наладить регулярную работу аэропорта в Бресте по международным линиям, в 2017-м опять разговор на уровне Президента заходит про брестский аэропорт: основная проблема, как докладывают главе государства, - "нет загрузки". И опять поручение - решать вопрос. И не только в Бресте. Во всех областных центрах важно развивать авиасообщение. Сказано - сделано. Сегодня набирают полетные обороты не только Национальный, но и все областные аэропорты Беларуси. В Департаменте по авиации Минтранса это подтвердили.
"Все областные аэропорты являются международными, и они отвечают всем необходимым требованиям для обслуживания авиарейсов. Авиационными властями проводится большая работа по загрузке региональных наших аэропортов. Так, уже в прошлом году, в октябре месяце из аэропорта Гомель стартовали рейсы в Москву. В марте этого года из Гомеля стартовали рейсы в Санкт-Петербург. В апреле подключился аэропорт Брест. С аэропорта Брест стартовали авиарейсы в Москву", - рассказал о том, как развивается ситуация, Геннадий Костюк. Он отметил, что эти рейсы востребованы у населения, о востребованности говорит тот факт, что увеличивается частота данных рейсов. В качестве примера он привел рейсы из Гомеля в Москву: "В октябре летали три раза в неделю самолеты, на данный момент уже пять рейсов в неделю совершают".
"Также весной из областных аэропортов стартовали чартерные программы в южные регионы. Так, из Гомеля, Витебска и Бреста начали летать самолеты авиакомпании "Белавиа" в Турцию. Ну и, соответственно, из Гомеля и Витебска - в Египет", - добавил консультант департамента.
"Авиационная отрасль Республики Беларусь постоянно развивается, несмотря на турбулентный период" - резюмировал специалист.
Вот уж действительно, от турбулентности никто в полете не застрахован. Как и в политике. Главное, чтобы опытный пилот оказался в этот момент у штурвала.
Это проект "По факту: решения Первого". Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Мы говорим о главном.-0-