"Белорусские пограничники обнаружили квадрокоптер. Беспилотник не имел опознавательных знаков, а также был оборудован встроенной видеокамерой для ведения разведки", - такие новости то и дело "залетают" в наше информационное пространство. И если большинство белорусов спокойно перейдут к следующему любопытному заголовку, то для тех, кто на страже нашего с вами спокойствия, это сигнал к действию. Благо, белорусы способны дать отпор нежелательным "залетным птицам". В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы расскажем, какие позиции Беларусь занимает в мире по производству беспилотников? Где и как мы их применяем? И какой он, дрон будущего?
"Ты мне скажи одно: ты же не просто нам показываешь в единственном экземпляре образец? - уточнял Президент у председателя Госкомвоенпрома Дмитрия Пантуса. Тогда, в октябре 2022 года, на полигоне Обуз-Лесновский главе государства демонстрировали беспилотные авиационные комплексы, состоящие на вооружении у белорусских военных. - Кто покупает, тому и будем продавать. Нежелательно, конечно, чтобы наши образцы воевали в Украине: все-таки свои люди."
Как показывают современные вооруженные конфликты, в боевые действия не обязательно вовлекать многотысячные армии. Исход может зависеть от маленького и незаметного… беспилотника. Не зря конфликт в том же Нагорном Карабахе назвали войной дронов. Беспилотник ведет разведку, корректирует огонь артиллерии и даже сам наносит огневое поражение противнику. Развитие беспилотной авиации в Беларуси в свое время поддержал глава государства. В 2008 году в Физико-техническом институте НАН Беларуси открылся научно-производственный центр "Беспилотные авиационные комплексы и технологии". Его деятельность и стала основой для создания отдельного предприятия. Позже в рамках государственных программ появилось производство беспилотных авиационных комплексов, которое в 2015 было выведено на проектную мощность. Сегодня лицензия на производство и модернизацию беспилотников есть у 18 организаций разной формы собственности.
Как отметил военный аналитик Александр Алесин, в Беларуси очень много образцов беспилотных летательных аппаратов. Было даже организовано своеобразное соревнование, в котором участвовали специальный центр НАН и Военной академии, Минский завод гражданской авиации, 558-й авиационный ремонтный завод и другие. Это соревнование позволило выбрать образцы, которые пригодны для налаживания серийного производства. Но для того, чтобы его наладить, подчеркнул военный аналитик, необходимо подготовить собственные комплектующие. "Я не исключаю, что наши модели беспилотных летательных аппаратов будут пущены в серию на российских предприятиях. Особенно противотанковых", - считает Александр Алесин.
Многое, что касается производства и использования беспилотников в силовых структурах, зачастую остается за кадром. Оно и понятно, учитывая внешнеполитическую обстановку. Вспомнить хотя бы недавнюю выставку научно-технических достижений "Беларусь интеллектуальная". Среди первых гостей был Александр Лукашенко, который отдельно остановился у стенда с дронами. Но нюансы разработчики все же предпочли обсудить с Главнокомандующим в формате "не для прессы". Посмотреть воочию, почитать технические характеристики и даже потрогать все отечественные изобретения мог каждый желающий. И это решение Первого - показать всем белорусам, на что способны наши ученые.
Но вернемся к беспилотным птицам. У уже знакомого журналистам ударного дрона "Хантер" на борту пулемет Калашникова танковой модификации с боекомплектом в 550 патронов, а еще восемь ракет и 16 противотанковых бомб. Аналогов в мире нет. Его возможности главе государства демонстрировали осенью прошлого года на Обуз-Лесновском полигоне. Тогда в буквальном смысле разработчики вместе с военными показали "высокий полет достижений". Но Президент предупредил со старта: показухи быть не должно. Главенствующая характеристика любого оружия - его надежность.
В Беларуси разрабатывают беспилотные летательные аппараты разных типов: самолетные, вертолетные и мультикоптерные. У каждой модели свои задачи. Какой беспилотник лучше? Затруднится с ответом и разработчик, и пользователь. Но чем дрон меньше, легче и маневреннее, тем лучше. Вряд ли он в будущем полностью заменит пилотируемую технику, но преимущества его очевидны. Удаленное выполнение задач, никакой угрозы для жизни, информация в режиме реального времени.
"Не существует универсального беспилотника, который удовлетворит потребности всех. Каждому уровню войск нужен свой беспилотник. Для взвода достаточно беспилотника мультироторного типа, размеры которого позволяют перемещать его без транспорта. Кроме того, такой беспилотник легко переносить, он мало заметен, а для его подготовки к работе требуется немного времени. Это важное преимущество на передовой", - рассказал начальник управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов Вооруженных Сил Беларуси Михаил Брянский.
Вместе с тем, у такого беспилотника есть и ограничения. Это его малая защищенность, дальность от 3 до 5 км и время полета от 20 до 40 минут. "Для уровня взвода достаточно, а для уровня батальона или бригады беспилотник квадрокоптерного типа не подходит. Здесь необходим самолетный тип. Его дальность действия варьируется от 25 до 100 км и более", - отметил Михаил Брянский. Он подчеркнул, что типы беспилотников необходимо выбирать, исходя из возможностей и потребностей.
Как же стать "пилотом беспилотника"? Понятно, что для любительского уровня достаточно прочитать инструкцию. Для Вооруженных Сил дрон - это не просто технологичный гаджет, а воздушное судно, которым можно управлять, имея соответствующее образование. К примеру, в Березе работает единственный в стране центр подготовки операторов беспилотных авиационных комплексов. Подобных специалистов готовят и на военном факультете Белорусской государственной академии авиации. Срок обучения - 4 года. Выходят курсанты из альма-матер лейтенантами с дипломом и гарантированным местом службы. Первым делом самолеты, ну а девушки потом? В беспилотной авиации известная фраза из песни, похоже, теряет актуальность…
"В этом году в Белорусской государственной академии авиации мы открываем набор на военный факультет для девушек. Они смогут поступить на специальность "Технологическая и техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов". На военном факультете работают профессиональные педагоги, там очень грамотный руководящий состав, а обучение интересное. Практические задания отрабатываются в 927-м центре на действующих комплексах", - рассказал Михаил Брянский.
Белорусские беспилотники способны защитить мирное небо. Их функция - оборонительная. Но сможем ли мы противостоять в случае чего "враждебным птицам"? В этом направлении Беларусь не уступает ведущим мировым державам. Средства радиоэлектронной борьбы эффективны не только в борьбе с беспилотниками. Чего только стоит реактивная система залпового огня "Полонез". В 2016, когда его только приняли на вооружение, скептики и представить не могли, что "Полонез" зазвучит на весь мир. После модернизации это самые дальнобойные в Европе РСЗО. И прямые конкуренты американских HIMARS по дальности поражения.
"Здесь мы, конечно, лидеры в мире, и это не менее важно, чем иметь такие беспилотники, которые могут наносить удары по определенным целям. Десяток вот таких зеленых машин могут полностью закрыть южную границу нашей страны с Украиной от беспилотников и других воздушных целей", - уверенность в этом глава государства выразил на том же полигоне Обуз-Лесновский в октябре прошлого года.
Военный аналитик Александр Алесин также убежден, что белорусские средства радиоэлектронной борьбы на сегодняшний день являются одними из лучших в мире. Во всем мире о них узнали еще в 2012 году, когда иранцы при помощи белорусского оборудования посадили американский беспилотник-невидимку Sentinel. Беларусь об этом не заявляла публично, но потенциальный противник об этом сказал. "С тех пор средства продвинулись очень далеко. Я беседовал с генеральным конструктором КБ "Радар", в свое время была выставка на Минском заводе колесных тягачей. Он сказал, что наши средства радиоэлектронной борьбы могут садить даже стратегические беспилотники, которые летают на высоте 20 км и так далее", - рассказал Александр Алесин. Они дают ложные команды на посадку, ложные координаты спутниковой навигации, перебивают реальные и дают ложные данные. Военный аналитик не сомневается, что Беларусь обладает высокоинтеллектуальным потенциалом производства современных вооружений.
И не только вооружений. Беспилотники - незаменимые помощники в решении гражданских забот. Это подспорье в работе пограничников, милиционеров, аграриев, геодезистов, экологов, работников ГАИ и МЧС. Мало, кто знает, но есть даже беспилотный дирижабль. Небесный тихоход зависает на высоте 600 м и сутками мониторит обстановку. Идеально подходит для использования в лесных хозяйствах и заповедниках. А как насчет робота-пылесоса для полей? И это не шутка. Вместо квартиры - земельный участок. В заданных границах агродрон наносит на сельхозкультуры гербициды и пестициды. Маршрут полета рассчитывается автоматически. Но если в сельском хозяйстве подобные беспилотники пока в новинку, то на службе в МЧС дроны-спасатели более 10 лет. Мониторинг чрезвычайных ситуаций, поиск людей, оценка ущерба. Согласитесь, быстрее, проще и дешевле поднять в небо один беспилотный аппарат, чем вызывать вертолет или отряд спасателей.
"МЧС начало использовать беспилотные летательные аппараты с 2012 года. Первым был комплекс самолетного типа. Он включал два беспилотника, которые запускались с руки, а посадка осуществлялась на парашюте. С 2015 года используются беспилотники мультироторного типа. Их преимущества - это небольшой размер, вертикальный взлет и посадка, зависание, получение координат, слежение", - отметил начальник отдела применения беспилотных авиационных комплексов государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения "Авиация" МЧС Сергей Дрозд.
По его словам, сегодня в МЧС используют наиболее современные модели для поисково-спасательных работ. "Беспилотники есть на мобильном пункте управления, в областных управлениях, республиканском отряде специального назначения, Университете гражданской защиты. В целом в наличии у спасателей имеется 36 беспилотных летательных аппаратов", - заключил Сергей Дрозд.
Беспилотный автомобиль - уже не вымысел. Что там легковушка, карьерным самосвалом белорусы управляют за тысячи километров. А это увеличение производительности, уменьшение простоев, экономия на ремонте, не говоря уже про снижение травматизма. Робот работает - оператор пьет кофе. А где беспилотный погрузчик, там и трактор без водителя. Отличный напарник уже знакомому нам агродрону. Вот они, технологии точного земледелия в сельском хозяйстве. Идеальная траектория, равномерное внесение удобрений и средств защиты. Как итог - повышение урожайности, уменьшение издержек.
Беспилотные аппараты используются во многих организациях реального сектора экономики. Размах отечественной научной мысли впечатляет масштабами и окрыляет на новые достижения. И не важно, какие они будут решать задачи: гражданские или военные. Цель неизменна - не разрушать, а строить и созидать.
"На сегодняшний день никакой войны. Нам она не нужна. Полезут - ну вот мы тренируемся. Можно нас за это критиковать, и меня в том числе. Но, я считаю, все нужно делать, надо рассчитывать на свои силы. Я опять не отрицал. Я готовлюсь к войне. 25 лет минимум. Не я придумал: хочешь мира - готовься к войне. Я и готовлюсь как главнокомандующий. Потому что спрос будет прежде всего с меня. Надо успокоиться. Каждый должен делать свое дело, если мы хотим, чтобы не было войны", - констатировал глава государства в октябре 2022 года.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-