Бетонные дороги в Беларуси начали строить в конце 60-х годов прошлого века. Первая такая трасса соединила Калинковичи и Пинск. Это была автомобильная дорога второй категории с монолитно-каркасным цементобетонным покрытием. Ее протяженность составила 250 км. К Олимпийским играм 1980 года бетонка связала участок трассы Москва - Минск - Брест. Со временем технология добралась и до местных дорог. Но после развала Советского Союза бетонный маршрут в Беларуси зашел в тупик. В новом выпуске проекта "По факту: решения Первого" мы расскажем, как планируют выполнять поручение Президента по строительству бетонных дорог, что из себя представляет цементная промышленность Беларуси и в чем преимущество бетонки.
"Одна из архиважных задач - сохранить набранный темп развития инженерно-транспортной инфраструктуры. Объемы дорожного строительства, ввода жилья, благоустройство населенных пунктов - залог комфортного проживания в регионах. Надо вернуться к масштабному строительству бетонных автомагистралей. За это спрос будет жесточайший. Я предупреждал отдельных членов правительства об этом. Ведь я же вас отвез и показал, как это надо делать. Мы же закупили до этих еще санкций самое современное оборудование. Бетонные дороги - это наше спасение в наших погодных условиях. Это долговечность. Это задачи для правительства и местных органов", - обратил внимание на важность строительства бетонных дорог глава государства в своем Послании белорусскому народу и парламенту в этом году.
Давайте разбираться, в чем уникальность бетона и почему спустя столько времени Президент вновь ориентирует на масштабное строительство бетонных автомагистралей. Бетон - это строительная смесь, которая состоит из цемента, песка и специальных наполнителей. По своим свойствам он может конкурировать с мрамором и гранитом. Бетон бывает разных видов, но ключевым компонентом выступает цемент. Его еще образно называют "хлебом строительства". А все потому, что без него невозможно представить ни одну стройку. Будь то тротуарная дорожка во дворе или небоскреб.
Цементная промышленность в Беларуси представлена тремя компаниями: "Красносельскстройматериалы", Белорусский цементный завод, "Кричевцементношифер". Кстати, в 1999 году за красносельский завод иностранные инвесторы предлагали $25 млн. Решение Первого - оставить предприятие в собственности государства. Переломным моментом в развитии цементной промышленности страны стало совещание у Президента в июле 2007 года. Тогда глава государства поручил правительству принять меры по увеличению ежегодного производства цемента на белорусских предприятиях до 10 млн т. А в декабре 2008-го был издан соответствующий указ, на основе которого и началась модернизация отрасли.
После модернизации трех цементных заводов белорусы перестали зависеть от импортного сырья. Более того, отечественные специалисты освоили немецкую и американскую технологии укладки бетона. В 2014 году Президенту в Минском районе показали строительную площадку, где прокладывалась вторая кольцевая автодорога. Руководство транспортной отрасли, строители и проектировщики сходятся во мнении: принятое в свое время решение Первого о переходе к масштабному строительству дорог с бетонным покрытием - правильное. При соблюдении необходимых технологических условий гарантийный срок на подобные магистрали составляет до 25 лет. Для сравнения: на асфальтное покрытие - всего 10 лет. Кроме того, бетонка выдерживает большие нагрузки, что дает больше возможностей для проезда тяжеловесного транспорта. Это сейчас мы воспринимаем МКАД-2 как должное, а на то время ее рассматривали как настоящий спасательный круг. Ведь первая кольцевая просто задыхалась от потока машин.
"Этим дорогам быть. И не так, как вы наметили, а по максимуму", - заявил Александр Лукашенко во время посещения строительной площадки второй кольцевой дороги вокруг Минска. Для сооружения автодорог с бетонным покрытием необходимо лишь местное сырье, которое в достаточном количестве имеется в Беларуси, в то время как в производстве асфальта используется битум, вырабатываемый из импортной нефти. Таким образом, одновременно снижается потребность в дорогостоящем импортном сырье и повышается загрузка модернизированных в Беларуси цементных заводов.
Строили вторую МКАД в два этапа. Первый участок ввели в эксплуатацию в 2015 году. Его протяженность составила свыше 46 км. Второй, в 41 км, открыли в конце декабря 2016-го. На все потребовалось 315 тыс. куб.м бетона. Использовали белорусский цемент экстра-класса.
"Пройдет много лет, и мы будем гордиться тем, что построили такую дорогу. Для меня было важно сохранить трудовые коллективы и чтобы наши строительные тресты получили работу. Все на уровне Всемирного банка признали, что мы строим дорогу в два-три раза дешевле, чем такие дороги строят наши соседи", - заявил белорусский лидер на церемонии открытия движения по завершенной второй кольцевой автомобильной дороге вокруг Минска в декабре 2016 года.
С 2015 по 2022 год в Беларуси возвели и реконструировали 176 км республиканских автодорог с цементобетонным покрытием. Есть планы и на этот год. Палки в колеса ставят западные партнеры. К примеру, в рамках кредитного соглашения между Беларусью и Европейским банком реконструкции и развития предполагалась реконструкция автодороги М3 Минск - Витебск и 13 мостовых сооружений. Но, учитывая нынешние геополитические выбоины на пути сотрудничества, банк все операции прекратил.
"После отказа в кредитных средствах мы смогли найти замену этим источникам, и сегодня проекты не заморожены, они реализуются за счет бюджетных средств. В 2014-2015 годах было приобретено специализированное оборудование - два бетоно-укладочных комплекса американской и европейской фирм. И с помощью них были реализованы масштабные проекты по Беларуси. В частности, строительство второй кольцевой дороги вокруг Минска, Р80, Р23 и другие", - рассказал начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик.
По словам эксперта, строительство дорог с цементобетонным покрытием продолжается. "В этом году в планах реконструкция дороги Слобода - Новосады в направлении Жодино. Также мы планируем реконструкцию дороги М3 Минск - Витебск. В этом году планируем начать эти работы на участке от Логойска до Плещениц", - озвучил планы по ремонту белорусских дорог Сергей Леончик.
Кроме дорожной сети, не меньшее внимание уделяется и ремонту мостов. Свето-лазерное шоу, танцующий регулировщик, "уличные танцы на мосту" - так накануне праздничных пасхальных выходных открывали путепровод в Гродно. Капитальный ремонт длился почти год. К концу 2023-го завершат возведение моста и в Лидском районе. Специалисты подсчитали: дешевле построить новый, чем восстанавливать старый. Всего по поручению Первого на этот год запланированы строительные работы еще на 12 мостовых сооружениях.
По словам Сергея Леончика, еще несколько лет назад была проведена диагностика всех мостовых сооружений на республиканской сети автодорог. "Были определены 32 сооружения, которые в первую очередь требуют проведения неотложных работ. Мы начинали этот проект с Европейским банком реконструкции и развития, но сегодня мы проводим реконструкцию этих дорог и мостов за счет средств бюджета. В прошлом году мы ввели четыре мостовых сооружения, в этом году также планируем ввести в строй четыре моста. Все сооружения будут в установленные сроки построены", - заверил Сергей Леончик.
Еще в 2014-м, открывая вторую кольцевую, глава государства просил не забывать о дорогах местного значения. Впрочем, об этом Президент не перестает напоминать и сейчас. Хозяйский подход должен быть везде: от небольшой дорожки на селе до автомагистрали республиканского значения.
"Для нас сейчас архиважная задача - это дороги. Все на автомобилях. Где-то там по ЖКХ какие-то вопросы надо порешать. Вице-премьер мне докладывал: он взял на вооружение в каждой деревне бетонировать дорогу. Не асфальт, а бетон. Потому что ее покромсают (в случае с асфальтовым покрытием. - Прим. БЕЛТА), а бетон будет лежать. И вообще мы договорились больше цемента использовать на это. Но не выполняется же. Надо делать там, где прежде всего надо. Если там какая-то деревенька, где два человека, - надо шлифануть эту дорогу. И не надо там бетон выкладывать. В агрогородках, районных центрах где-то эти дороги - там, где очень надо и где завтра будут жить люди. Только такой должен быть, хозяйский подход", - озвучил задачи по развитию дорожной сети Александр Лукашенко на заседании Совета Министров в марте этого года.
На одной из пресс-конференций российские журналисты попросили белорусского лидера раскрыть секрет в дорожном строительстве. Мол, живем по соседству, а дороги небо и земля. В 2014 году корреспондент газеты "Волгоградская правда" задал Александру Лукашенко вопрос на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ: "Я не могу не отметить ваши дороги. К сожалению, это одна из основных проблем региона, где я живу. У вас сразу бросается в глаза, что даже в небольших городках ровные дороги. Как вам удается решать эту проблему, вы открыли какой-то секрет в дорожном строительстве?".
"Вернулись к бетонным дорогам, потому что это - благо. А современными машинами, этими комбайнами… Вернулись к технологиям, площадки, особенно внутри домов. Посмотрите, квартал внутри домов в городе, какие там дороги - канава на канаве. А если бы они были ровно под уклон сделаны бетоном - они вечные. Вот это будем бетонировать. В сельской местности - подходы, подъезды и так далее", - объяснил качество белорусских дорог Александр Лукашенко.
Белорусы охотно делятся опытом и участвуют в дорожных проектах в России. Профессионализм наших специалистов нередко отмечают российские губернаторы. И вот один из последних примеров, который привел глава Татарстана Рустам Минниханов, посещая на прошлой неделе Минск. В минувшем году белорусских дорожников привлекли к строительству первой платной дороги Шали-Бавлы.
"Наши строительно-дорожные тресты, которые входят в "Белавтодор", активно участвуют в реконструкции и возведении автодорог в России. Сотрудничество идет со Смоленской, Псковской, Курской и Ленинградской областями. Также работа над конкретными объектами в этом году осуществляется в Республике Татарстан. Если говорить про научные и проектные организации, то взаимодействие идет на уровне обмена технологиями, а также в области научной деятельности со всеми регионами России", - рассказал Сергей Леончик.
Бетон дороже асфальта. Но общие затраты снижаются за счет невысоких расходов при эксплуатации. Бетонка не боится агрессивного воздействия климатических факторов. Не грозит ей и образование колеи. Застрахована она и от санкций. В стране есть все для ее производства: и заводы, и сырье, и оборудование. Так почему не строить дальше этот выгодный маршрут?
"Почему сегодня не строить дороги и не ремонтировать? Нам-то и строить их не много надо, нам надо эти содержать. Мы приняли программу строительства и модернизации местных дорог. Мы не отстаем. Там тысячи километров дорог. Модернизируем, восстанавливаем. И нет у нас причины, чтобы под какими-то санкциями свернуть эту работу. Будем ремонтировать. И особенно местные дороги. От районного центра до агрогородка за пятилетку все дороги должны быть. Двухполосные, нам не надо там автобаны, но в хорошем состоянии. И от области до всех районов дороги должны быть нормальные", - поручил Президент Беларуси в июне прошлого года во время посещения ОАО "Агрокомбинат "Юбилейный" в Оршанском районе.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-