Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Президент

BELARUS - бренд Беларуси. Вспоминаем, как строился МТЗ и к чему привел визит Лукашенко в 1995 году

16.11.2022 | 14:43

"Что в подарок привезли, если не секрет?" - "Трактор". - "А трактор какой, Александр Григорьевич?" - "Такой, на котором я работаю. BELARUS. Самый лучший, ручной сборки".

Эта мизансцена разыгралась 7 октября у входа в Константиновский дворец в Стрельне - в Санкт-Петербурге проходил неформальный саммит СНГ. В этот день Владимир Путин отмечал свой 70-й день рождения. Конечно, президенты приехали в гости к российскому коллеге не с пустыми руками. Александр Лукашенко, например, решил подарить трактор BELARUS. О чем и рассказал журналистам, отвечая на их вопросы. Почему именно трактор? Все просто: BELARUS - бренд Беларуси. Давайте вспомним, кто и зачем постановил построить в Минске тракторный завод и почему визит Александра Лукашенко на предприятие буквально спас МТЗ. Все подробности в проекте "По факту: решения Первого".

Когда начали строить Минский тракторный завод?

Официальной точкой отсчета истории Минского тракторного завода считается 1946 год. Но мы, пожалуй, вернемся в довоенный период и начнем с 1939-го. В сентябре Комитет обороны СССР постановил построить в стране с десяток новых авиазаводов. Один из них начали возводить в Минске. Строительство контролировал сам Сталин. О грандиозности стройки говорит количество работников - на площадке работали более десяти с половиной тысяч человек.

Завод возводили ударными темпами, но в амбициозные планы вмешалась война. Во время оккупации Минска немцы в недостроенных цехах ремонтировали самолеты. После освобождения белорусской столицы советские власти решили восстановить завод как авиационный. Здесь собирали самолеты ЯК-9, планировалось работать и с бомбардировщиками ТУ-2.

"Но в 1945 году было принято решение построить на этом месте тракторный завод. Это решение принял Сталин вместе с руководителем советской Беларуси Пономаренко. И 29 мая 1946 года выходит постановление Совета Министров СССР "О строительстве Минского тракторного завода", - рассказал заведующий музеем Музейно-промышленного центра МТЗ Игорь Кузнецов.

Почему принимается такое решение? Причина лежала на поверхности. Необходимо было залечивать раны, нанесенные войной сельскому хозяйству. И возвращать людям достойную жизнь. Наличие в Минске крупного промышленного предприятия подтянуло бы экономику и города, и страны. Возведение МТЗ объявили всесоюзной ударной стройкой. То есть возводили предприятие, как говорится, всем советским миром.

Минск. Строительство Минского тракторного завода, 1947 год
Минск. Строительство Минского тракторного завода, 1947 год

Какие трактора собирали на МТЗ в первые годы?

В первые годы на МТЗ собирались гусеничные трактора, разработанные в Липецке и Ленинграде.

Первый колесный трактор, полностью сконструированный и собранный на Минском тракторном заводе, назвали "Беларусь". Экспериментальный образец МТЗ-1 произвели в 1949 году. Практически аналогичная модель, МТЗ-2, стала серийной в 1953 году. Это событие оказалось поворотным в истории предприятия, определив его дальнейшую специализацию. Кстати, первый серийный трактор МТЗ-2 может увидеть каждый. Он занял почетное место на пьедестал в сквере возле завода.

"Данный трактор отработал 18 лет в Копыльском районе, а в 1971 году заводчане возвратили его на то место, где он "родился", и отреставрировали. Это наш первый белорусский трактор", - отметил Игорь Кузнецов.

В этом же 1953 году с завода ушли первые железнодорожные составы с тракторами МТЗ-1 и МТЗ-2. Стальные помощники были отправлены в российские, украинские, грузинские, латвийские и эстонские совхозы и колхозы.

С годами Минский тракторный завод стал превращаться в одно из крупнейших производств Советского Союза. Здесь совершенствовали технологии, разрабатывали все новые и новые модели. На заводе гордятся каждой. Но только благодаря одной из них предприятие и страну знают на пяти континентах - это BELARUS 80/82. Серийный выпуск модели начался в 1974 году. Модернизированные версии этого трактора выпускаются до сих пор, потому что востребованы у покупателя. Он по праву называется легендой.

С конвейера сошла первая партия новых тракторов "МТЗ-80" , 1973 год
С конвейера сошла первая партия новых тракторов "МТЗ-80" , 1973 год

МТЗ. С конвейера завода сошла миллионная машина
МТЗ. С конвейера завода сошла миллионная машина

МТЗ. С конвейера сходит "МТЗ-100"
МТЗ. С конвейера сходит "МТЗ-100"

Куда поставлялись белорусские трактора?

В советский период трактора направлялись в соцстраны. В Россию - до 50 тыс. ежегодно. Плюс 20% тракторов шло на экспорт во Францию, Англию. В отдельные годы около двух тысяч тракторов поставляли в США. Выпускались даже специальные модели для западноафриканской республики Мали - хлопковые трактора в тропическом исполнении.

"В 1973 году наш трактор МТЗ-80 попадает на лабораторные испытания в Соединенные Штаты Америки. Штат Небраска, университет Линкольна. Испытания длятся 21 час. Это безостановочные испытания, меняются только люди. Трактор все выдерживает с уверенностью. Модель заносят в Книгу почета. Увеличиваются экспортные поставки в Соединенные Штаты Америки и в Канаду", - рассказал Игорь Кузнецов.

Александр Лукашенко во время посещения хозяйства "Журавлиное" в августе этого года вспоминал, как однажды увидел у американского фермера старенький белорусский трактор, чему был сильно удивлен.

"Я был в Америке давным-давно, приезжаю в фермерское хозяйство - стоит "Джон Дир". Захожу в другой бокс - такой тухленький МТЗ-50. Я говорю: "Слушай, что это такое?" Я обрадовался. МТЗ-50. У нас их уже и не было. Он подошел, обнял этот трактор и начал целовать: "За эту дурницу, "Джон Дир", дети мои не расплатятся. А этот тракторок у меня до сих пор работает. Говорю: "Вот патриот, в Беларуси таких нет", - рассказал Президент о том случае.

Что происходило на предприятии в 1990-е?

После развала Советского Союза для завода наступили непростые времена. Рынок, обеспечивавший работой тысячи и тысячи людей, распался на части. Конструкторским бюро вместо разработки новых моделей приходилось рисовать табуретки и металлические шкафчики.

"Не было заказов. Не было сбыта. Естественно, мы работали даже не полную неделю, не полный день", - вспоминает слесарь механосборочных работ Юрий Сосонка. Он пришел на предприятие в 1986 году.

Юрий Сосонка
Юрий Сосонка

Его коллега, наладчик автоматических линий и агрегатов Николай Циманович, рассказывает, что зарплаты в эти годы были совсем маленькие. Но в начале 1990-х такая ситуация была на всех предприятиях. "Кое-как перебивались. Вообще ничего не производили. Совсем мало получали, наверное, долларов по 30", - говорит заводчанин.

По слухам, руководство предприятия хотело под шумок приватизировать завод. По примеру многих соседей. Но осуществить свои планы им мешало наличие здесь военного производства - на предприятии собирали в том числе гусеничные шасси для зенитных ракетных систем. Чтобы скорее завладеть заводом, его руководители уничтожили уникальное оборудование, позволяющее делать высокоточную гидравлику. Достали из него драгметаллы, а остальное закатали в бетон.

"Кто-то выступал и за то, чтобы завод кому-то продать, может быть, было бы полегче. Но в основном все были за то, чтобы завод сохранился государственным. Естественно, частнику продай - он бы такое количество людей не держал. Может быть, что-то и выпускал, но такого бы не было, - считает Юрий Сосонка. - А так и коллектив сохранился, и на данный момент завод расширяется. Уже даже не хватает техники, которую мы делаем, все раскупают".

В 1994 году государство взяло курс на сохранение предприятий и трудовых коллективов. Президент Беларуси в 1995 году посетил Минский тракторный завод и принял, как пишет его пресс-служба, принципиальное решение о сохранении в стране производства тракторов. И вскоре дела у МТЗ снова пошли в гору. Юрий Сосонка помнит этот день.

Александр Лукашенко посещает Минский тракторный завод, 1995 год
Александр Лукашенко посещает Минский тракторный завод, 1995 год

"Президент нам сказал, что завод будет работать. Любыми способами. Мы поверили и остались работать. В 1995-м душа не лежала куда-то уходить, надеялись, что будет лучше. Так и получилось. Конечно, не прогадал, что остался. Времена потихоньку стали налаживаться", - говорит слесарь.

В этот же год с главного конвейера завода сошел трехмиллионный трактор. Миллионный и двухмиллионный трактора завод со временем выкупит у владельцев и восстановит. Сейчас все раритеты на ходу.

Что Лукашенко говорил о приватизации МТЗ?

Кто-то мог усомниться в политике Александра Лукашенко касательно приватизации. Были и критики, были и очень рьяные критики. Но за годы его президентства время, наоборот, показало, что в этом вопросе необходимо жестко отстаивать национальные интересы. Неудивительно, что желающим приобрести то или иное предприятие в Беларуси стали выставлять условия. Целый список условий. Главными из них были - сохранить трудовые коллективы. На таких условиях приватизировать предприятия в Беларуси никто так и не согласился. И это, наверное, говорит о многом.

Александр Лукашенко во время посещения Минского тракторного завода, май 2020 года
Александр Лукашенко во время посещения Минского тракторного завода, май 2020 года

Президент, посещая в мае 2020 года Минский тракторный завод, заявил, что повальная приватизация - не его политика, хоть сам он и не против продажи государственной собственности.

"Но сначала скажите, сколько вы заплатите. А я подумаю, стоит ли и нужно ли продавать это предприятие, - отметил Александр Лукашенко. - Здесь вложен труд тех, кого с нами уже нет. Как мы можем взять это и продать? Во имя чего, зачем? Давайте попробуем сами поработать, чтобы тот товар, который вы производите, был нужен людям. Единственное к вам требование: будете работать некачественно - будете ходить нищими. Потому что конкуренция по вашей продукции колоссальная, вы это знаете".

Александр Лукашенко придерживался такой позиции всегда. Вот как он пояснял свою позицию в 2016 году, когда отверг предложения правительства по огульной приватизации: "Мы сегодня "продаем" то, что не совсем нам принадлежит. Там труд поколений наших людей, наших дедов и отцов. Поэтому надо очень аккуратно подходить к этим вопросам. Я просто так ни одного кирпича никому не отдам, потому что в него вложен колоссальнейший труд. Приватизации быть, но при определенных условиях: права человека, прежде всего на труд, модернизация предприятия, увеличение платы налогов в бюджет, современное предприятие, которое производит товар на внешних рынках - без вопросов. Мы пойдем на такую приватизацию. Иная стране не нужна".

Чем МТЗ может похвастаться сегодня?

Сегодня бренд BELARUS TRACTORS - это свыше ста моделей тракторов в более чем двухстах модификациях. Для всех климатических и эксплуатационных условий. Белорусские тракторы обрабатывают землю на пяти континентах.

За годы работы Минского тракторного завода техника BELARUS экспортировалась более чем в 120 стран. В общем объеме производства более 90% приходится именно на зарубежные поставки. Только за 2018-2021 годы продажи МТЗ превысили $2,2 млрд. Сейчас на экспортной карте предприятия около 60 стран. Почти половина поставок приходится на Россию.

При этом Минский тракторный завод заинтересован не только в прямых продажах, но и в кооперации. Открыто более 10 сборочных производств МТЗ в России, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Украине, Румынии, Сербии, Молдове.

В феврале этого года с конвейера сошел четырехмиллионный трактор. Сейчас он работает в хозяйстве "Родина" Белыничского района Могилевской области.

Какой трактор Лукашенко подарил Путину?

Но какая же из этой сотни моделей досталась Владимиру Путину? Российский Президент получил в подарок трактор BELARUS 1523.3 - флагманскую модель Минского тракторного завода повышенного технического уровня. Подарок выполнен на основе базовой модели по специальному техническому заданию. В октябре его еще собирали в цехе опытного производства.

Под капотом у BELARUS - двигатель Минского моторного завода мощностью 155 л.с. Облицовка кузова получила обновленный дизайн. В тракторе используется светотехника холдинга "Автокомпоненты" с точечной оптикой. Специальное подрессоривание кабины уменьшает передачу вибраций на рабочее место оператора. Сама кабина располагает комфортным сиденьем с пневмоподвеской, системой климат-контроля, зеркалами с электрорегулировками, магнитолой. Кроме того, в ней установлен щиток приборов, который улучшает дизайн интерьера и информативность. В общем, самый лучший вариант для того, чтобы пахать, пахать и пахать на благо страны. Таким образом, у Владимира Путина появился еще один надежный друг-белорус. И это не заверения маркетологов. А мнения обычных трактористов с полувековым стажем.

"Наши тракторы - как говорят, совдеповские - очень выносливые. Качественно были сделаны и в 50-х годах, и в 80-х, и сегодня. Технику он подарил - конечно, молодец! - очень хорошую", - сказала известная трактористка, а сейчас смотритель Музея мелиорации Любанского ПМС Лидия Сулим.

Зачем Путину трактор?

Интересно, как будет использовать трактор сам Владимир Путин? Александр Лукашенко подкидывает такую идею в разговоре с журналистами в Санкт-Петербурге: "Я ему предложу одну насадку - навесное устройство - сеялку. Будем сеять хлеб. Может, еще что-то. Она универсальная. Вырастим - и Дуде, Моравецкому, Европе там, чтобы не голодали. Чтобы не воровали в Украине хлеб, а везли бедным странам".

Александр Лукашенко во время общения с журналистами в Санкт-Петербурге 7 октября 2022 года
Александр Лукашенко во время общения с журналистами в Санкт-Петербурге 7 октября 2022 года

Кому еще Лукашенко дарил трактор?

Российский лидер - не единственный Президент, которому достался в подарок белорусский трактор. В 2018 году Александр Лукашенко посещал с официальным визитом Грузию. В Тбилиси Президент Беларуси провел переговоры с грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили. И после приема Александр Лукашенко подарил ему малогабаритный BELARUS-152.

Александр Лукашенко подарил Гиоргию Маргвелашвили малогабаритный трактор BELARUS-152, 2018 год
Александр Лукашенко подарил Гиоргию Маргвелашвили малогабаритный трактор BELARUS-152, 2018 год

Выбор на эту модель пал не просто так. Георгий Маргвелашвили - как минимум в те годы - возделывал сад и огород на своем приусадебном участке. Ранее он даже публиковал фотографии урожая, выращенного из семян белорусского картофеля. В общем, фермеру-любителю такой трактор окажется весьма кстати.

На белорусском тракторе был замечен и бывший Президент Молдовы Игорь Додон. Компанию ему составил Александр Лукашенко. В апреле 2018 года главы государств посетили молдавский институт растениеводства "Порумбень". Там они приняли участие в церемонии "День поля", посвященной началу посевной кампании. Неделей ранее Беларусь подарила Молдове тракторы и коммунальные машины отечественного производства. Возможно, именно на них президенты засеяли площади под новый урожай.

Александр Лукашенко и Игорь Додон 19 апреля посетили институт растениеводства "Порумбень", где приняли участие в церемонии "День поля". Апрель 2018 года
Александр Лукашенко и Игорь Додон 19 апреля посетили институт растениеводства "Порумбень", где приняли участие в церемонии "День поля". Апрель 2018 года

А еще ранее, в июле 2015 года, Александр Лукашенко учил управлять трактором известного французского актера Жерара Депардье. Глава государства провел для него краткую экскурсию в президентской резиденции "Озерный" в Острошицком городке. Познакомил с некоторыми образцами белорусской сельскохозяйственной техники. Обучил навыкам ручной косьбы, а затем усадил в кабину трактора.

Александр Лукашенко обучает Жерара Депардье навыкам ручной косьбы, 2015 год
Александр Лукашенко обучает Жерара Депардье навыкам ручной косьбы, 2015 год

Актеру Стивену Сигалу, побывавшему в гостях у Президента через год, в этом плане повезло куда меньше. Ни косы, ни трактора он не увидел. Зато перепробовал многие блюда белорусской кухни.

Александр Лукашенко и Стивен Сигал, 2016 год
Александр Лукашенко и Стивен Сигал, 2016 год

Чем только ни удивляют трактора BELARUS. Они побеждают в тракторном биатлоне, участвуют в танцевальных батлах и служат колесницей для Дедов Морозов. Да и сами белорусы удивлять умеют. Хотя бы тем, что сохранили свои промышленные гиганты. Сумели самостоятельно вывести предприятия на новый уровень и превратили их в настоящее достояние республики. Поверьте, белорусы еще удивят. Удивят благодаря решениям Первого.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-