21 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Белорусская делегация во главе с министром иностранных дел Владимиром Макеем уже прибыла в Нью-Йорк для участия в мероприятиях 77-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Однако министр прилетел не с пустыми руками. В преддверии этого ежегодного международного форума он направил письмо-обращение всем своим коллегам из государств - членов ООН, в котором изложил подходы к ключевым вопросам функционирования ООН и путях реформирования организации, сообщает БЕЛТА.
Владимир Макей привлек внимание коллег к теме Организации Объединенных Наций в современном глобальном контексте. Он напомнил, что Беларусь с гордостью носит имя основателя организации, а действительно примечательным моментом в этом статусе основателя является тот факт, что Беларусь даже не была независимой страной в 1945 году. Тем не менее государства-основатели тепло приветствовали Беларусь в своих рядах из-за огромных лишений, которые белорусский народ испытал во время Второй мировой войны, а также с учетом его большого вклада в Победу, позволившую миролюбивым народам создать организацию.
Два года назад, когда отмечалось 75-летие Организации Объединенных Наций, звучали различные оценки деятельности организации, размышления о ее будущем. Тогда же Владимир Макей подготовил довольно обширную статью под названием "Беларусь в ООН: оценка ее политического послужного списка", опубликованную в журнале Белорусского государственного университета. В статье в том числе была предпринята попытка проанализировать институциональную структуру ООН, чтобы показать пределы возможного в рамках организации для различных государств и групп стран. Более того, были изложены взгляды на перспективы развития Организации Объединенных Наций.
В письме коллегам-министрам Владимир Макей констатировал, что, оглядываясь сегодня назад, имеет смысл изложить несколько новых соображений об ООН и ознакомить их с некоторыми подходами Беларуси в отношении организации в современном глобальном контексте.
"С одной стороны, основу позиции Республики Беларусь в отношении Организации Объединенных Наций составляет наша твердая вера в дух и букву Устава ООН, в отсутствие альтернативы эффективной многосторонности и сформулированным принципам международного права для действенного решения задач и проблем, вытекающих из взаимозависимого характера нашего существования на Земле", - говорится в письме Владимира Макея.
С другой стороны, отмечает министр, Беларусь, как и многие другие страны, вынуждена констатировать увеличивающийся разрыв между нынешней ООН и быстро растущим разнообразием мира. И если в вопросах поддержания мира и безопасности суть и роль ООН является заложником ее институционального строения, воплощенного в Совете Безопасности с правом вето, то организации эффективного международного сотрудничества в других областях, не связанных с безопасностью, мешают и некоторые другие факторы.
По словам Владимира Макея, среди таких факторов главный - утрата организацией нейтрального, технического характера беспристрастной площадки для обеспечения международного сотрудничества равноправных членов.
"К сожалению, постепенно с процессом завершения холодной войны в 80-е годы прошлого века ООН стала жертвой однополярного момента в современной мировой истории, превратившись, по сути, в учреждение, подчиненное интересам так называемых победителей, - отметил министр. - Утрата нейтральности закреплена несколькими объективными факторами: подавляющей зависимостью деятельности ООН от донорских средств, предоставляемых развитыми странами; преобладанием граждан этих стран на политически и финансово важных постах в организации. Учитывая геополитические интересы и особенности человеческой природы, эти два фактора предопределяют доминирование интересов стран-доноров при принятии любых решений ООН, за исключением вопросов компетенции Совета Безопасности".
Такая однобокость ООН и есть основа ограниченности организации в возможности объективной и беспристрастной реакции на проблемы всех ее членов, подчеркнул глава белорусского внешнеполитического ведомства. Именно поэтому отдельные страны вынуждены регулярно реагировать на публичное выражение тем или иным чиновником ООН пристрастной позиции.
Министр также напомнил, что многие документы ООН разрабатываются меньшинством стран просто по причине отсутствия у очень многих из них необходимого экспертного потенциала. "Особенно стоит отметить, что многие решения ООН принимаются голосованием, большинством голосов, а многие - меньшинством благодаря несовершенству в правилах процедуры. Такие документы не отражают общий знаменатель всех заинтересованных сторон, а иногда и напрямую противоречат интересам некоторых из них", - заметил он.
Именно поэтому такие очевидные нарушения Устава ООН, как, например, экономические санкции, принятые без мандата Совета Безопасности, остаются вне решений организации и без ее осуждения. Именно поэтому в рамках ООН голосованием принимаются решения об исключении или ограничении сотрудничества, что противоречит самой сути организации. "А позиционирование этих решений как "политической позиции всего международного сообщества" вообще дискредитирует идею самой возможности глобального сотрудничества", - подчеркнул Владимир Макей.
В связи с этим он считает неудивительным, что огромное число резолюций и иных решений органов ООН никогда не выполняется.
В смысле сказанного выше парадоксально, но Совет Безопасности ООН на сегодняшний день, наверное, выглядит довольно эффективным форматом ООН с точки зрения соотношения количества решений и удовлетворенности стран-членов. Таким мнением по поводу этого рабочего органа организации поделился белорусский министр со своими зарубежными коллегами.
"Действительно, решения, которые не соответствуют интересам его постоянных членов, в совете просто не принимаются. Беларусь искренне привержена роли Совета Безопасности ООН в поддержании мира и безопасности на планете и намерена всячески поддерживать усилия по укреплению этой роли", - отметил Владимир Макей.
В продолжение письма министр отметил, что размышления о состоянии ООН в контексте цели обеспечения эффективного многостороннего сотрудничества на глобальном уровне взывают к определенным вопросам. Он перечислил четыре:
- Возможно, из системы международных отношений, инструментализированных посредством ООН, следует убрать те сферы жизнедеятельности, где главным субъектом в удовлетворении потребностей и обеспечении прав людей является суверенное независимое государство?
- Возможно, ООН следует ограничиться исключительно вопросами, имеющими однозначный трансграничный аспект? "Так мы получим настоящее уважение принципа невмешательства во внутренние дела. Так мы обеспечим действенное сотрудничество между государствами с различными политическими и социально-экономическими традициями коллективизма, консерватизма, либерализма и т.д.", - полагает Владимир Макей.
- Возможно, ООН должна принимать решения только по тем вопросам, где конкретный формат работы обеспечивает нахождение общего знаменателя интересов абсолютно всех участников?
- Может быть, для достижения этой цели во все сферы работы ООН следует внедрить правило консенсуса? "Так мы получим только те решения, по которым все участники готовы работать вместе", - делает вывод министр.
Отдельно в своем письме Владимир Макей коснулся положения развивающихся стран. "Нас особенно огорчает тот факт, что многие развивающиеся страны испытывают в ООН в последние годы повышенное давление на свой суверенитет. Почти пять десятилетий назад именно эти страны привнесли в организацию огромную энергию и динамизм, которые привели к принятию Нового международного экономического порядка, одного из самых знаковых документов в истории ООН. Однако сегодня коллективный голос этой группы стран, к сожалению, не звучит так сильно, как когда-то в прошлом", - отметил министр.
Но, уверен Владимир Макей, есть конкретное направление, где этот голос может зазвучать как прежде: "В частности, в упомянутой ранее в этом письме обширной статье по теме ООН была подчеркнута особая актуальность диалога по глобальной безопасности, прежде всего между великими державами в свете их явно растущего противостояния. Сегодня такой диалог в истинном духе Сан-Франциско нужен как никогда ранее. Если великие державы не могут проявить здесь лидерство, это место должны занять страны развивающегося мира".
По словам министра, именно эта группа стран может инициировать в рамках ООН процесс глобального диалога по безопасности, в рамках которого будут среди прочего даны ответы на поставленные выше вопросы и будет принят итоговый документ наподобие Нового международного экономического порядка.
"Есть все разумные основания полагать и надеяться, что прогресс в области мира и безопасности сделает возможным движение вперед и во всех других областях деятельности Организации Объединенных Наций", - резюмировал глава белорусского внешнеполитического ведомства.-0-