Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Политика

Что может стать толчком для развития ОДКБ, а что - разрушить организацию? Прогноз от экспертов

23.11.2022 | 12:40

23 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Перспективы развития ОДКБ и главные угрозы для существования организации назвали в проекте "По факту: решения Первого" на YouTube-канале БЕЛТА эксперты - доктор военных наук, профессор Николай Бузин и военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай.

По мнению Николая Бузина, развитие ОДКБ продолжительное время было несколько замедленным в силу того, что для ее участников государственные интересы превалировали над коалиционными. Кроме того, не было лидирующего государства в общей системе ОДКБ. В отличие от НАТО, где США диктуют общую повестку, под лозунгом необходимости защиты демократии консолидируют усилия всех государств, входящих в альянс.

"ОДКБ первоначально было сформировано для другого перечня задач и на принципе общего уважения всех государств, которые в него входят. Соответственно степень вовлеченности государств в решение задач была несколько другой, - рассказал военный эксперт. - Целеполагание данной организации не позволяло первоначально в полном объеме задействовать ее потенциал. Может, и не было необходимости. Потому что ОДКБ была создана как раз в тот период, когда распался Советский Союз, образовалось множество государств. И такой резкой или первостепенной необходимости обеспечения военной безопасности в рамках отдельных государств не было. А еще было множество противоречий внутри государств, которые создавались на постсоветском пространстве. Все это заставило сначала решить эти задачи частично или полностью, определиться со своей позицией, с теми направлениями, которые необходимы каждому из членов".

Пришло время для интенсивного развития

Николай Бузин считает, что на современном этапе можно говорить о том, что началось интенсивное развитие ОДКБ. Особенно после событий в Казахстане, когда организация показала свои потенциальные возможности.

"В Казахстане был разыгран реальный вариант цветной революции, которые используются на протяжении десятилетий во многих странах мира. Все для того, чтобы поменять власть, было создано. Только оперативное вмешательство сил ОДКБ, поддержка существующей власти партнерами по союзу позволили решить задачи и по стабилизации, и сохранению государственного строя и конституционной власти, - сказал он. - Это было довольно серьезным шоком для представителей западных элит, которые увидели, что на постсоветском пространстве имеется сила, способная решать задачи по обеспечению национальной безопасности государств, входящих в нее членов. Это была серьезная демонстрация возможностей ОДКБ в рамках военной составляющей".

Главная уязвимость - конфликты внутри стран ОДКБ

После событий в Казахстане и участия КСОР ОДКБ все государства организации стали рассчитывать на то, что и к ним ОДКБ должно прийти на помощь, обратил внимание Андрей Чернобай. Однако, по его мнению, это не всегда оправдано. Например, в случае с Арменией и Азербайджаном обеим сторонам надо сначала выполнить ранее достигнутые договоренности.

С этим согласен и Николай Бузин, пояснив, что в Армении происходят внутренние процессы, которые не позволяют в полной мере рассчитывать на задействование военного потенциала ОДКБ. "Привлекать внешние контингенты для решения таких задач - это в какой-то мере, наверное, опрометчиво", - сказал он. Позиция Армении по ОДКБ, по мнению эксперта, двойственна. "Армению не оставили один на один с ее проблемами. Ей помогли в период эскалации конфликта. Но все остальное и сегодняшние шаги должны решаться в рамках политического диалога. Задействование военной силы - это крайний шаг, который должен быть использован как последний аргумент. Сегодня мы не дошли до этого положения. Необходимость привлечения воинских контингентов для решения политических задач вызывает серьезную необходимость обдумывания, всесторонней оценки. К чему и призывал наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко", - подчеркнул он.

Военный аналитик напомнил, что для детального изучения ситуации на место конфликта выезжали специалисты ОДКБ и лично генеральный секретарь организации. "По результатам будут приниматься соответствующие решения. Но это не дело одного-двух дней. Это перспектива. Возможно, решение будет найдено",- отметил Николай Бузин.

Кстати, именно внутренние конфликты стран - участниц организации Андрей Чернобай считает главными уязвимостями для ОДКБ в ближайшей перспективе. "Наша задача на данный момент - удержать ОДКБ в том формате, в котором она есть, не дать расползтись", - уверен он. В этом смысле стоит самое пристальное внимание обратить на конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном. В отличие от Армении и Азербайджана, где конфликт идет на внешней границе ОДКБ, здесь государства внутри организации воюют между собой. "Там уже десятки, сотни жертв…. Этот внутренний вопрос может развалить организацию. Я бы ничего не видел зазорного в том, чтобы, допустим, миротворцы ОДКБ стали на этой границе, пока идут переговоры, проходит демаркация границы, вопросы решаются", - высказал предложение эксперт.

Николай Бузин в свою очередь считает процесс изменения состава ОДКБ нормальным, эволюционным и не видит здесь особых рисков. Он напомнил, что ранее в составе ОДКБ было 9 государств, сейчас их 6: "Это говорит о том, что происходит трансформация организации в соответствии с теми задачами, которые решают или хотят решать страны в рамках этой организации. Это нормальный процесс, диалектический. Он со временем позволяет обосновать или выкристаллизовать проблемы, которые необходимо решить тому или иному государству в рамках этой организации".

"Никто никого не заставляет участвовать в этой организации. Но если она приносит пользу стране в той или иной мере, позволяет решить те или иные задачи в рамках обеспечения национальной безопасности, значит, она имеет право на жизнь, - подчеркнул он. - Сегодня есть запрос на более серьезное обеспечение национальной и военной безопасности. Возможно, это станет толчком для развития ОДКБ. А те угрозы, которые появляются в мире, заставят определенные государства по-другому взглянуть на эту организацию, использовать ее потенциал для решения большего спектра задач".

Беларуси, возможно, придется принимать непростые решения

В следующем году председательствовать в ОДКБ будет Беларусь. Андрей Чернобай предположил, что ей, вполне возможно, придется принимать непростые решения. "Наша страна никогда не относилась к членству в этой организации формально. Многие инициативы выдвигались Минском, часть из них реализована. Во время встречи глав государств - членов ОДКБ 16 мая Президент Беларуси выдвинул еще ряд важнейших инициатив. Скорее всего, эти инициативы придется Беларуси реализовывать во время председательства, показывать пример своим личным участием. Возможно, придется принимать непростые решения. Потому что мы видим, как непросто развивается ситуация в зонах ответственности ОДКБ: в восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском регионах".

Он уверен, что ОДКБ обладает достаточным потенциалом для развития, ведь за последние годы появились новые вызовы, угрозы в сфере биологической, экологической, трансграничной безопасности, усилились проблемы с наркотрафиком, международной преступностью, терроризмом. "На все эти вызовы, угрозы ОДКБ обязана отвечать, и ответ будет дан своевременно и в полном объеме", - заверил военный аналитик.

Николай Бузин в свою очередь назвал ряд направлений, которые, по его мнению, должны стать приоритетными для ОДКБ на ближайшее время председательства Беларуси. Он считает, что необходимо обратить внимание на совершенствование системы управления и принятия решений на межгосударственной уровне, на улучшение логистики и системы переброски войск, сил для решения задач в масштабах государств-участниц. Эксперт также предложил заблаговременно принять законодательные акты, позволяющие обеспечивать передвижение контингентов по территории стран ОДКБ, создать условия для популяризации возможностей организации, обеспечить эффективную работу в информационном пространстве, в киберпространстве.

 

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-