Возможно, вы считаете, что осень, а тем более зима - не самое подходящее время для путешествий. Да, стоит одеваться теплее и брать с собой побольше горячего чая, да и на улице долго не посидишь, любуясь красотами. Зато в это время можно разглядеть то, что спрятано от глаз весенней и летней растительностью. И проезжая мимо как будто бы известных мест, осенью и зимой можно открыть их для себя по-новому. Попробуйте этот эффект на нашем маршруте недалеко от Минска.
Тот, кто часто ездит из Минска в мядельском направлении, неоднократно проезжал мимо агрогородка Луковец Вилейского района. Может быть, даже заметил с трассы синюю часовенку. Если подъехать ближе, станут видны части ограды, разрушенные здания усадьбы и костел.
Имение в начале XIX века начала строить Бригитта Шумская. На некоторых зданиях и сегодня можно найти выбитые инициалы. Позже она подарила усадьбу Александру Боровскому, от которого та перешла к последнему владельцу Ивану Боровскому.
Во время пожара в начале XX века усадьба сильно пострадала, и сгоревшие деревянные здания и ограду отстроили заново, уже из камня. Сам же усадебный дом остался деревянным и одноэтажным, с двумя верандами и террасой с балюстрадами. Во время Великой Отечественной войны сгорел и он.
Сегодня от былого великолепия мало что
осталось. Частично сохранилась брукованка, некогда ведшая в Красное, элементы
ограды, входы в подвалы, здания амбаров, стены конюшни и часовня. На территории
усадьбы теперь находится костел Святых Петра и Павла. Одни говорят, что он
занимает здание, построенное в середине прошлого века для детского сада, другие
- дом для прислуги бывшей усадьбы.
Интересно, что рядом, в деревне Батурино, в
XVIII веке Шумские построили униатскую церковь. Позже ее обратили в костел, еще
позже - в православную церковь и освятили во имя святых апостолов Петра и
Павла. В храме находилась икона Святых Иосифа Песнопевца и Александра Невского
в серебряной ризе, которую подарил император Александр II. Но и церкви не
осталось ничего, кроме валунов от фундамента.Двигаясь дальше в сторону Мяделя, мы попадаем
в агрогородок Илья.
Впервые храм здесь построили во второй половине XVII века, тогда это была территория усадьбы Глебовичей. В XVIII столетии имение несколько раз меняло хозяев. Когда Ильей владел Михаил Савицкий, ловчий Великого Княжества Литовского, он перенес деревянный костел в центр местечка. А позже выстроили новый деревянный храм, освятив его во имя святого Михаила. После восстания 1863 года здание передали православной церкви, а во время Великой Отечественной войны оно сгорело.
В начале XX века католикам разрешили построить новый костел в Илье - храм Сердца Иисуса в неороманском стиле. Несмотря на строгие формы и отсутствие особых украшений, он точно привлекает внимание. В советское время в его стенах устроили молочный цех. Вернули костел католикам только в 1990-е годы. Храм отреставрировали и заново освятили.
В центре агрогородка стоит деревянная церковь Святого Пророка Илии. Построена она была в первой трети XIX века, перестроена в начале XX столетия. Известно, что православный храм был в Илье уже в середине XVII века, но сгорел в 1650 году в день перед Пасхой. Вскоре на том же месте выстроили новый.
В самом начале XX века в церкви Святого Пророка Илии освятили после обновления икону Божьей Матери. С ней связана интересная история. Говорят, некогда в соседней церкви совершалось богослужение, на котором присутствовал священник из Ильи. По окончании к нему подошли две старушки и пожертвовали по рублю на икону Божией Матери, которая якобы находилась у него в церкви "без одежды". Вернувшись, священник действительно нашел такую икону. Раньше она висела на стене храма без всякого украшения, а затем и вовсе лежала на чердаке. Икона была старинная (начала или середины XVIII века), без ризы и рамы, написанная на дереве и сильно поблекшая. В течение нескольких месяцев прихожане собрали большие деньги на обновление. Икону отправили в Санкт-Петербург, где для нее изготовили ризу и киот. С тех пор образ особо почитается в церкви.
Из Ильи направляемся в деревню Остюковичи.
Изначально Остюковичи принадлежали роду Незабытовских, после перешли к Тукалло. Последней владелицей имения была Софья Тукалло.
Усадьбу начали формировать еще первые владельцы. В конце XVIII века здесь заложили парк, а в 30-е годы XIX столетия отстроили новый усадебный дом. Он стоял в глубине парка, был одноэтажным на высоком цоколе и с мансардой в центре. В усадьбу входили также водная система, амбар, каретная, гараж, дом управляющего и конюшни.
Въездная брама появилась в 1934 году, о чем свидетельствуют цифры на ней. Она сохранилась до наших дней. Также сегодня можно увидеть часть хозяйственных помещений (некоторые продолжают использоваться по назначению), пруды, каплицу. Внимательный гость заметит в парке фундаменты усадебного дома и других зданий. Кстати, осень и зима - лучшее время года для того, чтобы их найти.
После Остюковичей направляемся в агрогородок
Вязынь Вилейского района.
Впервые Вязынь упоминается в середине XVI века. Тогда здесь была и православная церковь, и католическая часовня, и синагога.
И сейчас в Вязыни можно увидеть много интересного. Например, костел Святейшей Девы Марии - наверное, самый маленький из действующих католических храмов в стране. Он был построен в начале XX века в качестве семейной часовни-усыпальницы рода Гецевичей. И только позже стал выполнять роль костела и был освящен в честь Рождества Пресвятой Девы Марии. После Великой Отечественной войны в здании оборудовали поочередно клуб, склад и музей. И только в конце XX века его вернули верующим.
К сожалению, от имения Гецевичей почти ничего не сохранилось - лишь несколько хозяйственных построек и пруды.
Еще в местечке можно посмотреть на деревянную православную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она построена в ретроспективно-русском стиле в середине XIX века на месте деревянного же костела. В советское время в здании храма размещался клуб.
В храме есть впечатляющая по размеру икона "Се человек" или "Бичевание Христа": почти 2 метра в высоту и 1 метр в ширину. Написана она в XVIII веке маслом на холсте и считается чудотворной. Икона долгое время находилась в соседней деревне Пахомово в храме Животворящего Креста Господня. Имеется и легенда о приобретении. По одной версии, ее нашли на дереве, по другой - она приплыла по реке. Но все сходятся в том, что как только местные жители увидели икону, так сразу принесли в храм и стали молиться и некоторых из них она исцелила от болезней.
Сегодня на иконе можно увидеть вотивы, в том числе цепочки и колечки, - дары от молящихся, свидетельствующие о чудотворном исцелении.
| Ксения Дмитриева.Фото автора.
Читайте также:
Тышкевичи, Шимон Перес и Фердинанд Рущиц - что их объединяет? Путешествуем по Беларуси
Белорусский прототип Дубровского, бровар и древний парк: путешествие по Минской области
По следам Адама Мицкевича: три неочевидных, но очень красивых места для туризма