С Марией мы встретились в ее музее музыки на улице Кирилла и Мефодия. Это творческое пространство не просто выставка инструментов и сувениров, пусть даже и очень необычных. Здесь разместился музыкальный салон, помещение для музыкотерапии и небольшой экспериментарий.
Мария, как музыка появилась в вашей жизни?
- На самом деле музыка в моей жизни появилась с детства, потому что у меня родители играли на музыкальных инструментах. Так, по-любительски. Они были ученые, но папа играл на гитаре, а мама - на баяне. Мне это все очень нравилось, и, наверное, я жила в достаточно музыкальной среде. А лет в пять мне подарили детское пианино - игрушку. Меня оно так увлекло, что я попросила отвести меня в музыкальную школу. Поэтому параллельно с обычным образованием я также получала музыкальное по классу фортепиано и закончила семь лет музыкальной школы.
Но, несмотря на начальное музыкальное образование, на окончание гуманитарной гимназии, вы все равно решили стать математиком?
- У меня еще после 9-го класса стал вопрос, что мне хочется дальше делать в жизни. То ли заниматься математикой, которую я очень любила (у меня мама - математик, папа - физик, то есть это было семейное), то ли выбрать гуманитарное направление, языки. Музыка, по сути, после музыкальной школы ушла из моей жизни, потому что на тот момент каких-то серьезных перспектив не наблюдалось.
У нас был очень хороший уровень английского языка в гимназии, достаточный для свободного общения. В вузе его бы подняли, но не так сильно, чтобы это что-то изменило в жизни. А вот математика мне была интересна, поэтому, взвесив все факторы, я пошла учиться на математика. Тогда еще программирование, кстати, не было таким мейнстримом, как сегодня, что вот все хотят идти учиться на программиста.
Что в том самом чемоданчике и как смутить криминалиста? Развеиваем мифы о профессии
Но я рада, что сделала такой выбор, потому что в итоге все три направления со мной в жизни и остались. Я стала не программистом, а бизнес-аналитиком - эта профессия сочетает знание технологий, как создаются продукты, и гуманитарные навыки, то есть умение общаться с клиентами, простым языком доносить до них специфическую информацию. И музыка в последние годы тоже вернулась в мою жизнь. Поэтому все есть и все вместе сочетается.
Как произошло это возвращение?
- Я бы не сказала, что она совсем исчезала из моей жизни. Но до 35 лет я уделяла ей не так много внимания из-за нехватки времени. В какой-то период карьеры у меня была очень большая нагрузка: работала примерно по 16-18 часов в сутки. Мы занимались созданием наших продуктов, развитием проектов. Это была очень интересная работа, но при этом достаточно выматывающая с точки зрения и умственных сил, и энергетики, поэтому нужна была какая-то подзарядка. И здесь мне очень помогало мое фортепиано, за которое я периодически садилась. Сыграешь себе что-то бодрое, активное - и очень быстро перезагружаешься. С этого началось мое увлечение музыкотерапией, но именно такая формулировка тогда не стояла в моей жизни. Это была просто музыкальная энергетическая подпитка.
Параллельно с этим были какие-то детские песенки для развития ребенка. Но это было тоже в достаточно свободном формате.
А вот возвращение к "большой" музыке произошло совершенно неожиданно, случайно. Началось все с вечера встречи выпускников музыкальной школы. Там моя двоюродная сестра рассказала, что в Санкт-Петербурге есть сообщество людей, которые продолжают играть, закончив музыкальную школу, даже проводят конкурсы музыкантов-любителей. И, мол, было бы здорово, чтобы подобное появилось и у нас в Беларуси. Мы вместе с ней начали этот проект, и он оказался достаточно успешным.
Как отношение к музыке в зрелом возрасте отличается от детского восприятия?
- Достаточно сильно. В детстве ты просто этим увлекаешься и тебе просто интересно, но нет какого-то глубокого понимания, как и что происходит. Во взрослом возрасте я, помимо фортепиано, пошла еще учиться играть на флейте. И вот для меня тогда каждый урок становился просто открытием. Это настолько необычно, что чувствуешь изменение своего состояния. Ты полностью отрешаешься от всех дел, от всей суеты. Такого осознания и погружения в музыку в детстве не происходит.
И второй момент - то, как воспринимаешь информацию во взрослом возрасте. Ты начинаешь открывать какую-то глубинную красоту музыки, чего в детстве опять же не было, я просто играла. А сейчас я, скажем так, чувствую красоту музыки.
Умеет стрелять, была поваром и в разведке. Она училась на педагога, а стала военкором
А какая музыка в вашем плейере?
- Люблю достаточно простую музыку - популярную классику. Это и Моцарт, и Бетховен, и Бах. Произведения, которые у всех на слуху.
Какое произведение вдохновляет больше всего?
- В разные моменты времени по-разному. Из того, что мне очень нравилось в музыкальной школе и до сих пор, это "Лунная соната" Бетховена. Я очень мечтала научиться играть ее в музыкальной школе, но ручка была маленькой, и не очень получалось.
Во взрослом возрасте я открыла для себя третью часть "Лунной сонаты", которая очень быстрая и активная. Она меня очень сильно впечатлила. Также мне нравится "Шторм" Вивальди. То есть вся музыка, которая максимально наполнена энергетикой, заряжает тебя. Я сама по себе очень активная, у меня миллион идей, все время хочется куда-то бежать, что-то делать. И когда музыка соответствует моему состоянию, это очень здорово. Это дает дополнительный драйв, дополнительный кайф.
Мы прогуливаемся по музею, и, глядя на экспонаты, хочется узнать, как здесь появились те или иные инструменты. В основном зале, где проходят музыкальные салоны, выставлены рояль, клавесин, орган, арфа и даже гонг.
Звучание гонга у всех, наверное, прежде всего вызывает ассоциации с передачей "Что? Где? Когда?", но на самом деле этот инструмент не просто способ оповещения. С его помощью человека можно ввести в транс. Это используется в программах музыкотерапии. С одной стороны, его гул - символ проживания страха, с другой - символ могущества и освобождения.
Как появилась у вас идея создать этот музей?
- Инструменты начали накапливаться так же неожиданно, как и мое возвращение в музыку. Сначала был рояль. Мы достаточно долгое время пытались добиться, чтобы нашему сообществу разрешили играть в концертных залах или в музеях нашего города. Но к нам относились немножко настороженно: непонятно, кто такие, консерваторию не заканчивали и так далее.
При этом у всех пианистов голубая мечта - играть на рояле, потому что звучания пианино и рояля сильно отличаются и по объему, и по динамике, и по ощущениям. Поэтому мы приобрели рояль. Нам очень повезло с шикарным чешским инструментом, и играли на нем на наших любительских встречах в арендованном зале. С этого все и началось.
Остальные инструменты стали прибывать потихонечку. На волне интереса к музыке я стала обращать внимание на разные музыкальные статуэтки, шкатулки, сувениры, символизирующие разные виды музыки. И у меня стала формироваться дома арт-коллекция, которая потом переехала сюда. Параллельно в моей жизни стали появляться профессиональные музыкальные инструменты: сын увлекся игрой на скрипке, у меня возникла идея научиться играть на флейте. Таким образом у меня появилась и оркестровая флейта, и блокфлейта - разнообразие флейт.
Коллекция приобреталась в основном с рук. В различных антикварных магазинах. После открытия музея нам стали дарить экспонаты. Последние два года при поездах в другие страны целенаправленно обращаешь внимание на музыкальные экспонаты, и они привозятся в коллекцию.
Музыка очень разная. И с изучением каждого инструмента узнаешь такие необычные детали, фишечки, что воодушевляешься этим и думаешь: ух, ты, здорово!
Можете рассказать о нескольких таких фишечках?
- Например, когда играешь на фортепиано, то четко знаешь: если нажмешь какую-то ноту, прозвучит именно она. Когда я захотела научиться играть на флейте, рассуждала так же: мне покажут, какие клапана зажимать, такая нота и будет звучать, на этом мои занятия и закончатся.
Но реальность оказалась совершенно другой. Сперва у меня вообще не получались звуки. То есть дуешь, а слышишь ветер. Оказалось, что есть просто специальная техника подачи воздуха.
Еще один фокус: можно зажать педаль рояля и сыграть на флейте - рояль начнет резонировать. То есть ты играешь на духовом инструменте, а звучит рояль.
Если говорить о вашей профессии, что сложнее - карьера музыканта или программиста?
- Мне кажется, это примерно одинаково как с точки зрения времени и сил, которые нужно затратить на свое развитие, так с точки зрения эмоциональной, энергетической отдачи от работы. Если кто-то считает, что музыкант просто нажимает на клавиши, то он ошибается. Это огромный труд. Минимум 10 лет ежедневной работы, чтобы научиться действительно красиво исполнять музыку.
Так и программисту - нужно постоянно развиваться, совершенствоваться, изучить огромное количество теорий и воплотить большое число практических проектов, чтобы стать действительно профессиональным программистом и успешно выполнять свои задачи.
Возможно, я мыслю стереотипами, но, мне кажется, не так уже много женщин управляют IT-компаниями. Приходится ли вам сталкиваться с предвзятым отношением во время работы?
- На самом деле не приходится. Это очень приятно, что современная индустрия очень открытая, здесь нет ни гендерных, ни каких-то других ограничений. У каждого есть возможности для самореализации. Самое главное - упорный труд и желание изучить эту индустрию.
А не бывало такого: приезжаете вы, например, на переговоры в Арабские Эмираты, а там смотрят на вас и думают, что как-то все это несерьезно?
- Было. Но в обратном ключе. Однажды я проводила встречу с кувейтским шейхом. Так получилось, что мои коллеги не смогли прилететь на переговоры. По сути, на переговорах была я, а с другой стороны - шейх и ряд его коллег. В итоге мне удалось заключить контракт на очень крупную сумму. Они разговаривали со мной на равных, и это было приятно, что получился такой демократичный диалог.
"В деревнях люди зачастую физически сильнее". История олимпийского призера Смольского
Хотя, конечно же, когда я летела на эти переговоры, то думала, что это все-таки арабские потенциальные клиенты, может быть, они меня воспримут несерьезно, сделка сорвется. Но все получилось успешно, и мы потом долгие годы работали с этой компанией.
Это мне и нравится в работе, что ценят в первую очередь профессионализм и результат.
Самым мистическим место в музее стал Релаксарий, где проводятся сеансы музыкотерапии. Здесь находятся инструменты, которые сыграют вам шум ручьи или океана. Одним словом, можете на пару мгновений закрыть глаза - и окажетесь в отпуске. Есть в музее и разнообразные этнические инструменты, даже бубен из кожи жирафа. Любителям Болливуда наверняка захочется взять в руки ситар, тем более что игра на нем - это чистейшей воды импровизация.
Предпочитаете эксперименты? Найдется занятие и для вас. Например, самодельный орган, собранный из обычных пластиковых водопроводных труб, и настенные гусли расскажут, как формируется звук и от чего зависит звучание различных инструментов. Это ведь чистая физика.
Мария, я вот так и не пойму: вы физик и лирик?
- А я все вместе. У меня нет конкретного перевеса, какого-то конкретного преимущества. Мне очень нравится структурировать информацию, четкость мышления и все, что связано с математикой, логикой. Но точно так же мне нравится состояние душевности, которое возникает во время игры на музыкальных инструментах или просто при прикосновении к искусству. Поэзия, вся гуманитарная составляющая - это тоже важная часть моей жизни.
То есть на музее музыки вы не остановитесь?
- Вслед за интересом к музыкальным инструментам возник интерес: а что у нас есть интересное музыкальное в Беларуси? Оказалось, что и в Несвижском дворце буквально каждый зал наполнен тайнами музыки, и в гербе Радзивиллов присутствует музыкальный инструмент. В этом году также планируем поездки в усадьбу Огинского, в Мирский замок и так далее. То есть в Беларуси есть тоже много всего интересного, что изначально даже не замечаешь. А когда это тебе открывается, ты думаешь: "Ого! Класс. Тут тоже интересно!".
| Михаил Матиевский для БЕЛТА+
Друзья! Мы любим рассказывать вам истории об удивительных белорусах, которые спасают жизни, выхаживают животных, радуют талантами и необычными увлечениями. Нам хочется, чтобы о них узнало как можно больше людей. Если у вас есть такие знакомые, пишите на почту m.matievskii@gmail.com, и они станут героями наших сюжетов.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
"Я упертый". Этот парень дважды пробовал стать бортпроводником, и у него получилось
"Хотел сюда очень сильно". Белорус рассказал, как становятся связистами-разведчиками
Белорус душевно поет шансон и набирает миллионы просмотров. А все началось с тракторов