Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Калейдоскоп

Она работала по 18 часов и выгорала. Как директор IT-компании открыла музей музыки?

06.05.2022 | 18:23

Директор IT-компании, учредитель центра культуры и искусств, основатель музея музыки, сообщества музыкантов-любителей и центра музыкотерапии - все это про Марию Бондаренко. Мы побывали у нее в гостях на небольшой экскурсии, и Мария рассказала, легко ли совмещать в себе физика и лирика, как пианино спасло от профессионального выгорания, зачем вводить в транс с помощью гонга и чему могут научить водопроводные трубы.

С Марией мы встретились в ее музее музыки на улице Кирилла и Мефодия. Это творческое пространство не просто выставка инструментов и сувениров, пусть даже и очень необычных. Здесь разместился музыкальный салон, помещение для музыкотерапии и небольшой экспериментарий.

Мария, как музыка появилась в вашей жизни?

- На самом деле музыка в моей жизни появилась с детства, потому что у меня родители играли на музыкальных инструментах. Так, по-любительски. Они были ученые, но папа играл на гитаре, а мама - на баяне. Мне это все очень нравилось, и, наверное, я жила в достаточно музыкальной среде. А лет в пять мне подарили детское пианино - игрушку. Меня оно так увлекло, что я попросила отвести меня в музыкальную школу. Поэтому параллельно с обычным образованием я также получала музыкальное по классу фортепиано и закончила семь лет музыкальной школы.

Но, несмотря на начальное музыкальное образование, на окончание гуманитарной гимназии, вы все равно решили стать математиком?

- У меня еще после 9-го класса стал вопрос, что мне хочется дальше делать в жизни. То ли заниматься математикой, которую я очень любила (у меня мама - математик, папа - физик, то есть это было семейное), то ли выбрать гуманитарное направление, языки. Музыка, по сути, после музыкальной школы ушла из моей жизни, потому что на тот момент каких-то серьезных перспектив не наблюдалось.

У нас был очень хороший уровень английского языка в гимназии, достаточный для свободного общения. В вузе его бы подняли, но не так сильно, чтобы это что-то изменило в жизни. А вот математика мне была интересна, поэтому, взвесив все факторы, я пошла учиться на математика. Тогда еще программирование, кстати, не было таким мейнстримом, как сегодня, что вот все хотят идти учиться на программиста.

Что в том самом чемоданчике и как смутить криминалиста? Развеиваем мифы о профессии

Но я рада, что сделала такой выбор, потому что в итоге все три направления со мной в жизни и остались. Я стала не программистом, а бизнес-аналитиком - эта профессия сочетает знание технологий, как создаются продукты, и гуманитарные навыки, то есть умение общаться с клиентами, простым языком доносить до них специфическую информацию. И музыка в последние годы тоже вернулась в мою жизнь. Поэтому все есть и все вместе сочетается.

Работала примерно по 16-18 часов в сутки, фортепиано помогало перезагрузиться

Как произошло это возвращение?

- Я бы не сказала, что она совсем исчезала из моей жизни. Но до 35 лет я уделяла ей не так много внимания из-за нехватки времени. В какой-то период карьеры у меня была очень большая нагрузка: работала примерно по 16-18 часов в сутки. Мы занимались созданием наших продуктов, развитием проектов. Это была очень интересная работа, но при этом достаточно выматывающая с точки зрения и умственных сил, и энергетики, поэтому нужна была какая-то подзарядка. И здесь мне очень помогало мое фортепиано, за которое я периодически садилась. Сыграешь себе что-то бодрое, активное - и очень быстро перезагружаешься. С этого началось мое увлечение музыкотерапией, но именно такая формулировка тогда не стояла в моей жизни. Это была просто музыкальная энергетическая подпитка.

Параллельно с этим были какие-то детские песенки для развития ребенка. Но это было тоже в достаточно свободном формате.

А вот возвращение к "большой" музыке произошло совершенно неожиданно, случайно. Началось все с вечера встречи выпускников музыкальной школы. Там моя двоюродная сестра рассказала, что в Санкт-Петербурге есть сообщество людей, которые продолжают играть, закончив музыкальную школу, даже проводят конкурсы музыкантов-любителей. И, мол, было бы здорово, чтобы подобное появилось и у нас в Беларуси. Мы вместе с ней начали этот проект, и он оказался достаточно успешным.

Как отношение к музыке в зрелом возрасте отличается от детского восприятия?

- Достаточно сильно. В детстве ты просто этим увлекаешься и тебе просто интересно, но нет какого-то глубокого понимания, как и что происходит. Во взрослом возрасте я, помимо фортепиано, пошла еще учиться играть на флейте. И вот для меня тогда каждый урок становился просто открытием. Это настолько необычно, что чувствуешь изменение своего состояния. Ты полностью отрешаешься от всех дел, от всей суеты. Такого осознания и погружения в музыку в детстве не происходит.

И второй момент - то, как воспринимаешь информацию во взрослом возрасте. Ты начинаешь открывать какую-то глубинную красоту музыки, чего в детстве опять же не было, я просто играла. А сейчас я, скажем так, чувствую красоту музыки.

Умеет стрелять, была поваром и в разведке. Она училась на педагога, а стала военкором

А какая музыка в вашем плейере?

- Люблю достаточно простую музыку - популярную классику. Это и Моцарт, и Бетховен, и Бах. Произведения, которые у всех на слуху.

Какое произведение вдохновляет больше всего?

- В разные моменты времени по-разному. Из того, что мне очень нравилось в музыкальной школе и до сих пор, это "Лунная соната" Бетховена. Я очень мечтала научиться играть ее в музыкальной школе, но ручка была маленькой, и не очень получалось.

Во взрослом возрасте я открыла для себя третью часть "Лунной сонаты", которая очень быстрая и активная. Она меня очень сильно впечатлила. Также мне нравится "Шторм" Вивальди. То есть вся музыка, которая максимально наполнена энергетикой, заряжает тебя. Я сама по себе очень активная, у меня миллион идей, все время хочется куда-то бежать, что-то делать. И когда музыка соответствует моему состоянию, это очень здорово. Это дает дополнительный драйв, дополнительный кайф.

Инструменты начали накапливаться так же неожиданно, как и мое возвращение в музыку

Мы прогуливаемся по музею, и, глядя на экспонаты, хочется узнать, как здесь появились те или иные инструменты. В основном зале, где проходят музыкальные салоны, выставлены рояль, клавесин, орган, арфа и даже гонг.

Звучание гонга у всех, наверное, прежде всего вызывает ассоциации с передачей "Что? Где? Когда?", но на самом деле этот инструмент не просто способ оповещения. С его помощью человека можно ввести в транс. Это используется в программах музыкотерапии. С одной стороны, его гул - символ проживания страха, с другой - символ могущества и освобождения.

Как появилась у вас идея создать этот музей?

- Инструменты начали накапливаться так же неожиданно, как и мое возвращение в музыку. Сначала был рояль. Мы достаточно долгое время пытались добиться, чтобы нашему сообществу разрешили играть в концертных залах или в музеях нашего города. Но к нам относились немножко настороженно: непонятно, кто такие, консерваторию не заканчивали и так далее.

При этом у всех пианистов голубая мечта - играть на рояле, потому что звучания пианино и рояля сильно отличаются и по объему, и по динамике, и по ощущениям. Поэтому мы приобрели рояль. Нам очень повезло с шикарным чешским инструментом, и играли на нем на наших любительских встречах в арендованном зале. С этого все и началось.

Остальные инструменты стали прибывать потихонечку. На волне интереса к музыке я стала обращать внимание на разные музыкальные статуэтки, шкатулки, сувениры, символизирующие разные виды музыки. И у меня стала формироваться дома арт-коллекция, которая потом переехала сюда. Параллельно в моей жизни стали появляться профессиональные музыкальные инструменты: сын увлекся игрой на скрипке, у меня возникла идея научиться играть на флейте. Таким образом у меня появилась и оркестровая флейта, и блокфлейта - разнообразие флейт.

Коллекция приобреталась в основном с рук. В различных антикварных магазинах. После открытия музея нам стали дарить экспонаты. Последние два года при поездах в другие страны целенаправленно обращаешь внимание на музыкальные экспонаты, и они привозятся в коллекцию.

Можно зажать педаль рояля и сыграть на флейте - рояль начнет резонировать

Музыка очень разная. И с изучением каждого инструмента узнаешь такие необычные детали, фишечки, что воодушевляешься этим и думаешь: ух, ты, здорово!

Можете рассказать о нескольких таких фишечках?

- Например, когда играешь на фортепиано, то четко знаешь: если нажмешь какую-то ноту, прозвучит именно она. Когда я захотела научиться играть на флейте, рассуждала так же: мне покажут, какие клапана зажимать, такая нота и будет звучать, на этом мои занятия и закончатся.

Но реальность оказалась совершенно другой. Сперва у меня вообще не получались звуки. То есть дуешь, а слышишь ветер. Оказалось, что есть просто специальная техника подачи воздуха.

Еще один фокус: можно зажать педаль рояля и сыграть на флейте - рояль начнет резонировать. То есть ты играешь на духовом инструменте, а звучит рояль.

Однажды я проводила встречу с кувейтским шейхом

Если говорить о вашей профессии, что сложнее - карьера музыканта или программиста?

- Мне кажется, это примерно одинаково как с точки зрения времени и сил, которые нужно затратить на свое развитие, так с точки зрения эмоциональной, энергетической отдачи от работы. Если кто-то считает, что музыкант просто нажимает на клавиши, то он ошибается. Это огромный труд. Минимум 10 лет ежедневной работы, чтобы научиться действительно красиво исполнять музыку.

Так и программисту - нужно постоянно развиваться, совершенствоваться, изучить огромное количество теорий и воплотить большое число практических проектов, чтобы стать действительно профессиональным программистом и успешно выполнять свои задачи.

Возможно, я мыслю стереотипами, но, мне кажется, не так уже много женщин управляют IT-компаниями. Приходится ли вам сталкиваться с предвзятым отношением во время работы?

- На самом деле не приходится. Это очень приятно, что современная индустрия очень открытая, здесь нет ни гендерных, ни каких-то других ограничений. У каждого есть возможности для самореализации. Самое главное - упорный труд и желание изучить эту индустрию.

А не бывало такого: приезжаете вы, например, на переговоры в Арабские Эмираты, а там смотрят на вас и думают, что как-то все это несерьезно?

- Было. Но в обратном ключе. Однажды я проводила встречу с кувейтским шейхом. Так получилось, что мои коллеги не смогли прилететь на переговоры. По сути, на переговорах была я, а с другой стороны - шейх и ряд его коллег. В итоге мне удалось заключить контракт на очень крупную сумму. Они разговаривали со мной на равных, и это было приятно, что получился такой демократичный диалог.

"В деревнях люди зачастую физически сильнее". История олимпийского призера Смольского

Хотя, конечно же, когда я летела на эти переговоры, то думала, что это все-таки арабские потенциальные клиенты, может быть, они меня воспримут несерьезно, сделка сорвется. Но все получилось успешно, и мы потом долгие годы работали с этой компанией.

Это мне и нравится в работе, что ценят в первую очередь профессионализм и результат.

В Релаксарии найдется орган из водопроводных труб и инструмент, на котором можно сыграть шум ручья

Самым мистическим место в музее стал Релаксарий, где проводятся сеансы музыкотерапии. Здесь находятся инструменты, которые сыграют вам шум ручьи или океана. Одним словом, можете на пару мгновений закрыть глаза - и окажетесь в отпуске. Есть в музее и разнообразные этнические инструменты, даже бубен из кожи жирафа. Любителям Болливуда наверняка захочется взять в руки ситар, тем более что игра на нем - это чистейшей воды импровизация.

Предпочитаете эксперименты? Найдется занятие и для вас. Например, самодельный орган, собранный из обычных пластиковых водопроводных труб, и настенные гусли расскажут, как формируется звук и от чего зависит звучание различных инструментов. Это ведь чистая физика.

Мария, я вот так и не пойму: вы физик и лирик?

- А я все вместе. У меня нет конкретного перевеса, какого-то конкретного преимущества. Мне очень нравится структурировать информацию, четкость мышления и все, что связано с математикой, логикой. Но точно так же мне нравится состояние душевности, которое возникает во время игры на музыкальных инструментах или просто при прикосновении к искусству. Поэзия, вся гуманитарная составляющая - это тоже важная часть моей жизни.

То есть на музее музыки вы не остановитесь?

- Вслед за интересом к музыкальным инструментам возник интерес: а что у нас есть интересное музыкальное в Беларуси? Оказалось, что и в Несвижском дворце буквально каждый зал наполнен тайнами музыки, и в гербе Радзивиллов присутствует музыкальный инструмент. В этом году также планируем поездки в усадьбу Огинского, в Мирский замок и так далее. То есть в Беларуси есть тоже много всего интересного, что изначально даже не замечаешь. А когда это тебе открывается, ты думаешь: "Ого! Класс. Тут тоже интересно!".

| Михаил Матиевский для БЕЛТА+

Друзья! Мы любим рассказывать вам истории об удивительных белорусах, которые спасают жизни, выхаживают животных, радуют талантами и необычными увлечениями. Нам хочется, чтобы о них узнало как можно больше людей. Если у вас есть такие знакомые, пишите на почту m.matievskii@gmail.com, и они станут героями наших сюжетов.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

"Я упертый". Этот парень дважды пробовал стать бортпроводником, и у него получилось

"Хотел сюда очень сильно". Белорус рассказал, как становятся связистами-разведчиками

Белорус душевно поет шансон и набирает миллионы просмотров. А все началось с тракторов