Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Калейдоскоп

"На Севере женщины всё держат". Как снимали "Югорские новеллы" Александра Авилова?

18.10.2024 | 17:45
На VIII фестивале документального кино стран СНГ "Евразия.DOC" одним из самых долгожданных показов для зрителя была картина "Югорские новеллы" известного режиссера Александра Авилова. Пять новелл рассказывают о людях, не стремящихся в большие города. Они остаются в родовых угодьях или поселках Югорской земли. Суровый и прекрасный край северных народностей ханты и манси дает возможность ощутить первозданные силы природы. Автор рассказал истории о тех, кто видит смысл жизни в сохранении национальной культуры, обычаев и быта предков, передаче этого богатства своим детям. Беседуем с Александром Авиловым о том, почему в его картинах превалируют женские образы, трудно ли снимать в суровых условиях климата и чем уникален северный регион России.

- Вы впервые участвуете в фестивале "Евразия.DOC"?


- Да, в отличие от коллег. Кстати, о том, что такой фестиваль существует, узнал именно от них, решил принять участие. Чем еще хорош этот фестиваль? Он дает возможность посмотреть фильмы коллег и обсудить с ними все то, что волнует.

"Казалось бы, ну что в нем такого заманчивого?"

- Документальное кино раньше строилось по лекалам игрового, но сейчас оно развивается по собственным законам. Как бы вы описали место современной документалистики в кинематографе?

- Существует разная документалистика - телевизионный форматный продукт, авторское кино. А есть еще интернет-платформы, где размещены зарубежные фильмы в переводе, среди которых немало хороших, профессионально исполненных лент. Теледокументалистика и интернет общедоступны, каждый выбирает там кино по вкусу. Да, в свое время был всплеск интереса к документалистике. Зрители массово ходили в кино, на фестивали… Сейчас в кинозалах стало гораздо меньше людей. Чем это вызвано? Скорее всего, тем, что те же интернет-платформы оттянули на себя многих, в том числе и интересующихся документальным кино. Его никогда толком не было в прокате, оно не зарабатывало денег. Люди ходили исключительно на знаковые фильмы, события. Помню, с каким размахом проходил в Перми Международный фестиваль "Флаэртиана": очереди в кассу за билетами, полные залы на показах и мастер-классах. Теперь такого нет, хотя там по-прежнему проходят показы фильмов, заслуживающих внимания. В Москве есть несколько фестивалей документалистов, на которые всегда ходит зритель, в том числе молодежь, - Doker и Beat Film Festival. И то в этом году, как мне показалось, зрителей стало наполовину меньше.
- Но хорошая документалистика все же востребована?

- Безусловно. Просто этим надо всерьез заниматься. Моя знакомая Юлия Киселева снимает научно-популярное кино. Казалось бы, ну что в нем такого заманчивого? Однако она тратит все силы на то, чтобы привлечь зрителя, поэтому на ее фильмах всегда полные залы. Юлия их даже в прокат выпускает, устраивает конференции, лаборатории. Но и занимается она продвижением своих работ 24/7.

- То есть она одновременно режиссер и продюсер. А у вас есть на это время и желание?

- Нет, конечно. Я даже прокатное удостоверение для своего фильма не делаю, понимая, что это специфический продукт. На ту же "Югру" права мне не принадлежат. Этот фильм мы делали по заказу губернатора Ханты-Мансийского округа. Кино специально снято для большого экрана. И когда кто-то просит послать ссылку, отвечаю: "Не могу, потому что, скорее всего, ты будешь смотреть его в телефоне в метро". А это совсем другое впечатление.

"Она умеет только охотиться и рыбачить"

- Главными действующими лицами "Югорских новелл" стали хранительница старинных хантыйских рецептов, фельдшер санитарной авиации, учительница музыки, современная охотница и оленевод-философ. Как они отнеслись к вашей идее снять о них кино?

- Очень хорошо. Все как один согласились. Перед началом работы над проектом в течение полугода проходил кастинг: кандидаты присылали свои видео, снятые на телефон. По ним мы отбирали будущих героев фильма. Желающих было примерно по 20 человек на каждую новеллу.

- Что вас больше всего поразило при общении с тамошними старожилами?

- Люди даже не думают куда-то переехать. Им хорошо на своей земле, они свободно там себя чувствуют. Даже разговора не заходило о том, что их что-то не устраивает. Для них любовь к малой родине - это отражение их индивидуальности, пути в жизни и взглядов на мир.

- Кажется, что ваши герои живут на краю земли. Как вы до них добирались?

- Путь действительно неблизкий и сложный. До охотницы Татьяны, например, летели из Москвы сначала одним самолетом до Ханты-Мансийска, потом другим - до районного центра. Затем ждали в деревне вертолета. А он прилетает раз в неделю. Потом еще пришлось плыть километров 50 на лодке.
- Ваша героиня производит неизгладимое впечатление - сильная, меткая. Как она мастерски владеет ружьем! Интересно, Татьяна замужем?

- Да, но супруг очень тихий. Она там рулит всем.

- Поймала себя на мысли, что ее возраст очень сложно определить. Судя по тому, что дети у нее маленькие, она еще молодая.

- 37 лет. Недавно у нее уже четвертый ребенок родился.

- Татьяна показалась вам счастливым человеком?


- Да. Другой жизни моя героиня не знает. Ее в пятом классе забрала бабушка с дедушкой к себе в лес. Она умеет только охотиться и рыбачить. Дети зимуют в интернате. Они с мужем остаются в доме вдвоем. Татьяна немножко переживает, что дети со временем захотят обустроиться в городе, а она там работу не найдет. У нее всего пять классов образования. Что она может делать в городе? Разве что полы мыть… Ее даже кассиром в магазин не возьмут.

- Она чувствует некую безысходность?

- Абсолютно нет. К тому же у семьи в городе есть квартира. Татьяна может приезжать с мужем зимой навещать детей. Правда, добираться до цивилизации тоже непросто: к поселку на снегоходе приходится ехать по тундре километров 60. А на вертолет, который раз в неделю летает в город, нужно за три месяца записываться.

- Татьяна, живущая в глуши, чтобы поговорить с родней, берет в руки мобильный и лезет с ним на дерево…


- Государство провело им интернет, но он, конечно, слабенький. Можно разве что эсэмэски отправлять.

"Просыпаемся, а главы семьи нигде нет - пропал!"

- В первой новелле вы пробуете весьма своеобразное блюдо - растопленные внутренности рыбы. Вы, по всей видимости, не брезгливый человек?

- Никаких неприятных ощущений не возникало. За свою жизнь я много поездил, перепробовал разные блюда. Местных надо уважать, и я всегда ем из одной тарелки с ними.

- Заметила, что вам особенно удаются именно женские образы. Вы так детально и любовно их описываете.

- На Севере женщины всё держат. Так исторически сложилось. Не всякий мужчина может выдержать испытания этого сурового края. Героем моей последней новеллы был оленевод, и все вроде шло по плану. Наша съемочная группа жила в их доме, в семье. И вдруг, на третий день, просыпаемся, а главы семьи нигде нет - пропал! Потом, к счастью, нашелся.

Спрашиваю, как же так? Отвечает: "Жена не уследила".

- А где пропадал-то? Подозреваю, что человек, не привыкший находиться в центре всеобщего внимания, решил принять «лекарство»?

- Угадали. Ушел к друзьям, вахтовикам, на нефтяную вышку. Немного расслабился...

Александр Авилов окончил факультет режиссуры и продюсерского мастерства СпбГУКИ. С 1993 года работал ассистентом оператора и режиссера на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. На протяжении почти 30 лет - режиссер на федеральных российских каналах. Снял более 100 документальных фильмов и телепрограмм.

| Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 дней". Фото из открытых интернет-источников.

Читайте также:
Фестиваль "Евразия.DOC" завершился. И вот какие работы точно стоит посмотреть
Пуговкина могло и не быть в "Свадьбе в Малиновке". Узнали, как снимали легендарный фильм
"Список Шиндлера": малоизвестные факты о съемках фильма

Теги
кино