На страницах ее книг сбываются проклятия, оживают статуи, а зловещие герои объединяются в команду. В 2022 году известная российская писательница, автор более 80 детских ужастиков Елена Усачева отмечает 20-летие творчества. Поговорили с ней об идеальном рассказе для ребенка, качественных иллюстрациях и скрытых смыслах страшных историй.
Елена, вы по образованию учитель. А как решили стать писателем?
- Поспорила. (Улыбается). На самом деле учителем мечтала быть с детства. Правда, в школе по сочинениям и литературе частенько получала тройки. Зато с радостью лазила по деревьям и прыгала через забор. Но в педуниверситет все же поступила и окончила его с отличием. Работала учителем русского языка, писала сценарии для телепередачи "Спокойной ночи, малыши". Позже устроилась в газету "Пионерская правда", где печатали наших самых известных писателей. С одним из них я и поспорила, что напишу книгу лучше, чем у него. Не знаю, лучше или хуже получилось, но с тех пор я стала придумывать истории и писать. Особенно мне интересен жанр страшилки.
Что самое сложное, а что - любимое в вашей работе? Бывают творческие кризисы?
- Писать - это любимое, но одновременно и трудное. Еще очень тяжело ждать выхода книги, хочется поскорее взять ее в руки!
Что касается кризисов, конечно, в детской литературе такое тоже встречается. Творческий потенциал ведь исчерпывается, особенно когда вокруг так много негативных новостей. К тому же у меня растет сын, которому нужны моя помощь, внимание и забота. Когда он был маленький, мне удавалось творить, пока он спал, сейчас все по-другому. Это только в фильмах герой может уехать в глушь и писать в тишине свои романы. У меня уединиться даже на короткое время не получается. Завтраки, обеды и ужины никто не отменял.
О чем должна говорить идеальная детская книга?
- Главное, чтобы в ней не было сюсюканий и назиданий. У автора с читателями, пусть и самыми маленькими, должен состояться честный разговор через книгу. Правда, таких писателей сейчас очень и очень мало. Многие из них приходят в литературу с мыслью: как же все здесь легко! Но детский автор - это не о детстве. Мало кто из них понимает современных девочек и мальчиков, еще меньше взрослых людей сумели сохранить в себе ребенка.
Так ли важны сегодня иллюстрации в книге?
- Однозначно они должны быть качественными. На самом деле я - жертва иллюстраторов. Наверное потому, что являюсь автором серийной литературы, мои книги чаще всего оформлены не так, как бы мне хотелось. Созданные наспех и непродуманные рисунки, конечно, могут испортить даже самый замечательный текст. Правда, в моем случае для ребенка, который покупает страшилку, важнее захватывающая история, а не картинки. Поэтому иллюстрации здесь уходят на второй план. Хотя очень жду хорошего художника. Не потому что их мало, просто я еще не встретила своего.
Вы пишете для подростков. В чем особенность этой читательской аудитории?
- В том, что сначала родители дают своим детям те книги, на которых они сами выросли: Маршак, Чуковский... Далее наступает очень короткий период, буквально 1-2 года, когда подростки сами выбирают свою книжку, отдают предпочтение тем или иным жанрам. Затем сразу же переходят во взрослую литературу. В этот самый период нужно впихнуть и Майн Рида, и Твена, и Верна, и современных авторов. Идет серьезная выборка, в которую детским писателям очень сложно попасть.
Как не переборщить с сюжетом в страшилках?
- Я знаю, о чем пишу. Будучи взрослым человеком, понимаю, как формируется страх, потому что в детстве его не раз испытывала. Отлично помню, что значит остаться одной, когда тебе никто не верит. Когда в ответ на "мне страшно" говорят: никого нет, включи свет и посмотри. Страх так парализует, что ты не можешь сделать три шага до выключателя. Это состояние беспомощности и одиночества мне очень знакомо. Современные дети также его испытывают, ведь им зачастую даже не с кем поговорить. Родители своим тотальным контролем напрочь убивают способность общения. Они ставят себя на позицию руководителя, который все и всегда контролирует. Но детскую душу захватить не могут. Моя задача - вывести ребенка из этого, показать через страшную историю, что другие тоже сталкиваются с такими же проблемами и находят способ их разрешить. Основной смысл моих произведений - дорога есть у того, кто по ней идет вперед.
Не забываем, что классический сюжет страшной истории - это когда главному герою говорят не делать то и то, а он все равно делает, после чего с ним случаются разные неприятности.
Как в век интернета и гаджетов привить ребенку интерес к обычной бумажной книге?
- Знаете, родители в нынешнее время продолжают жить какими-то установками из прошлого. Я увлекался книгами, играми, фильмами, значит, и мой ребенок, внук или внучка должны все это смотреть и читать. Мир изменился, дети другие. Мы, родители, бабушки и дедушки, боимся интернета, новых технологий, потому что не знаем, что это такое. В нашем детстве не было электронных книг, мобильных, компьютеров.
На самом деле хочу сказать родителям: ваш ребенок будет такой, какой он есть. Такие старинные установки, как копи деньги, получай образование, выбирай профессию на всю жизнь, обязательно женись, сейчас не работают. Ведь мы учим ребенка не дню сегодняшнему, а скорее - послезавтрашнему. Так вот эти бабушкины установки там не пройдут. Не нужно бояться доверять ребенку. В интернете подростков ведь больше интересуют соцсети с видео и картинками. Согласитесь, книгу в таком формате они не особо воспринимают. Все же ближе бумажный вариант.
Есть вредные детские книги?
- Нет, вредных детских книг не бывает. Любое произведение с тем или иным сюжетом развивает ребенка. Взрослые могут чего-то нафантазировать себе, а дети видят все совершенно по-другому.
Что бы пожелали начинающим детским авторам?
- Во-первых, читать, и как можно больше. Настоящий писатель рождается только из читателя. Во-вторых, писать то, о чем знаешь. Не нужно выдумывать космический корабль, если ты там никогда не был. В-третьих, книга должна быть закончена. Пишите короткие произведения - если сразу замахнулись на семикнижье, то вряд ли его допишете. В-четвертых, дайте кому-то оценить вашу работу. Только не друзьям, которые могут обсмеять, и после этого вы ничего не напишете. И не бабушке, которая в любом случае вас похвалит. Пусть это будет журналист, издатель, специалист литературной студии. В общем, те люди, которые грамотно разложат по полкам все плюсы и минусы вашей книги.
На книжной выставке-ярмарке в Минске Елена Усачева представила свою новую книгу - "Про фею Танечку и разбойника Толика".
| Марина ВАЛАХ, газета "7 дней", фото из открытых интернет-источников.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Писатель Алексей Иванов: в реальной жизни мы начинаем жить по законам интернета
Эти мультики смотрели все дети СССР. Лучшие ленты Чуковского в одном материале
Купил свою же книгу за 800 долларов. Пять классных историй про Нила Геймана