- Вам, как актеру замечательной советской школы, есть что посмотреть на киноэкране?
- Начну с того, что недавно в качестве председателя жюри короткого метра принимал участие в кинофестивале "Киношок" в Анапе. Свои проекты представляли начинающие режиссеры. Понимаю, что они только в начале пути, но, честно говоря, достойный уровень был лишь у нескольких работ. По сути, научились только технике: монтажу, средним, крупным, общим планам. А внутри - пустота, нет души. Зачем снимают, что хотят сказать?..
Мне нравятся мелодрамы, детективы, но только умные. Например, "Крестный отец". Недавно пересматривал "Живые и мертвые", "Калину красную", "Живет такой парень", "Летят журавли", "Дом, в котором я живу" - вот это мне по душе. Что касается современных проектов, то затрудняюсь ответить. На экранах одни и те же лица, меняются только названия, декорации и костюмы. Сегодня актер в одном фильме, завтра - в другом, послезавтра уже в сериале. Вот так и ходят по кругу.
- Кино уже давно стало коммерческим, как сейчас его называют - продюсерским.
- Это чистая правда. Режиссер абсолютно ничего не решает. Первое и последнее слово - за продюсером. Например, я уже седьмой год не могу пробиться со своими идеями. Подавал заявку на фильм о Василии Шукшине, хотел снять картину о великом русском писателе, лауреате Нобелевской премии Михаиле Шолохове, а также об инженере и изобретателе Владимире Шухове - создателе знаменитой Шуховской башни. На все получил отказы - мол, а кто их помнит сейчас, кому они интересны.
Несколько лет назад представил моноспектакль по своей автобиографической повести "Еще вчера", в которой описаны воспоминания о детской мечте - стать актером. Начался этот путь с любви к музыке, а точнее, к творчеству группы The Beatles. Так увлекся, что решил во что бы то ни стало встретиться с легендарным квартетом.
- Встреча состоялась?
- Нет, но история получилась захватывающая. Мы с друзьями настроились бежать в Англию, чтобы увидеть своих кумиров. Приехали в порт Измаил, откуда планировали добраться до Одессы. А там уж, думали, до Лондона рукой подать (смеется). В Измаиле спрятались в трюм корабля в надежде, что нас никто не найдет. Конечно же, нас обнаружили, а потом еще и допрашивали, как каких-то диверсантов-"антисоветчиков". До сих пор помню, каким внимательным и вкрадчивым был следователь, который старался узнать нужную ему информацию. Но мы же ничего не знали, нас отпустили домой. А спустя много лет я использовал его черты в роли следователя Цанина в "Оттепели" Валерия Тодоровского.
- Ну и роль, конечно, вам досталась…
- Да, редкая сволочь, хоть я и пытался его оправдать, найти хоть что-то человеческое. Как говорится, актер должен быть адвокатом своей роли. При этом попал в самую точку, даже зрители после выхода картины писали, что я сыграл откровенную мразь. Значит, правильно сыграл. Правда, старался не зацикливаться на одном образе, пусть даже самом удачном. Очень важно играть разные характеры. Всегда боялся быть заложником одной роли. Например, как Володя Гостюхин или Борис Плотников. Они сыграли в "Восхождении", и сколько бы после ни было киноработ, всегда перед глазами стоят именно эти роли.
- Василий Константинович, вам и сейчас поступают разные предложения по съемкам в кино. Есть такие, от которых вы принципиально отказываетесь?
- Ни за что не соглашусь играть персонажей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Понимаю, что для профессии это интересно, но... Если раньше у меня были в большинстве положительные роли, к примеру, Андрей Обухов в "Дураки умирают по пятницам", который отсидел в тюрьме по ложному обвинению, или начальник уголовного розыска Константин Воронцов в "Один и без оружия", то сейчас чаще играю противоположных персонажей. Так, в сериале "Научи меня жить" предстал в образе убийцы, осужденного на пожизненный срок. После выхода картины многие мне говорили, что я очень похож на Энтони Хопкинса, снявшегося в триллере "Молчание ягнят". Вообще по жизни стараюсь ломать себя, чтобы не было клише актера одной роли. Вот сейчас заканчиваем съемки сериала "Тверская", где играю бизнесмена, который все и всех под себя подмял.
- Из более сотни киноролей какая самая для вас дорогая?
- Первая роль, она ведь как первая любовь. Кинематографическому миру меня открыл режиссер Сергей Соловьев, снявший "Спасателя". Это был мой дебют в картине, которая взяла награду на Венецианском кинофестивале. Обо мне сразу стали говорить. Правда, Никита Михалков тогда сказал: "Раз его открыл Соловьев, то я его снимать не буду". И сдержал слово! Причем мы с ним дружим, и когда я сам стал снимать кино, то обращался не раз за советом. Но в свои фильмы он меня так и не позвал. Вообще, я начинал сниматься еще третьекурсником. Мне дороги роли в биографическом фильме "Иван Павлов. Поиски истины" и "Дежа вю". Все это - запоминающиеся вехи.
- Вы обучаете молодое поколение. О чем говорите им в первую очередь?
- О том, что этой профессии научиться нельзя. Она либо от Господа Бога, либо от мамы с папой. Я могу лишь направить, подсказать, куда идти. Говорю: ребята, подумайте хорошенько, в ту дверь вы постучались или нет, чтобы, получив диплом, не пополнить штат безработных. Сегодня театры переполнены, и никому не хочется идти продавать телефоны. Чему еще учу? Познавать профессию. Настругать сериалов, засветиться в рекламе и быть известным - это не про настоящее актерство.
- Однако, как показывает практика, сегодня можно стать звездой и без образования: стишок прочел, песенку спел в соцсетях - и ты знаменит!
- Да, такова сейчас тенденция. Снялся в паре сериалов, и все - звезда. Но, поверьте, спустя несколько лет такую знаменитость никто и не вспомнит.
- Вы встречали огромное количество великих актеров, к примеру, Олега Табакова и Владимира Высоцкого. Чем запомнились эти знакомства?
- Собственно, мой путь начался со знакомства с народным артистом СССР замечательным актером и педагогом Олегом Табаковым. Я был в числе выпускников его самого первого курса в ГИТИСе. К слову, на базе именно нашего курса и должна была открыться знаменитая "Табакерка". Помню, как мы собственноручно обустраивали подвал, где планировался театр. Но все пошло не так, как задумывал наш мастер…
Володя Высоцкий сыграл в моей актерской жизни огромную роль. До сих пор жалею, что так и не сказал ему об этом. Мы с ним должны были сыграть в фильме "Наше призвание" у Геннадия Полоки. Высоцкий даже хотел написать десять песен к этой картине, но успел лишь одну. После смерти Володи его роль сыграл Иван Бортник, который стал моим большим другом. Зрителю он известен как Промокашка в "Место встречи изменить нельзя".
Среди партнеров по кадру был Майкл Йорк, а еще Рэйф Фрайнс в фильме Веры Глаголевой "Две женщины". Хоть у меня там и был всего эпизод, но мы успели пообщаться. Оказалось, что он очень любит русскую классику: Чехова, Достоевского. Всю свою роль Рэйф Фрайнс выучил на русском, занимаясь год с преподавателем. Я был восхищен, потому что мне иностранные языки вообще никогда не давались.
- Правда, что грозились "проломить голову" Валентину Гафту?
- Да, это смешная история (улыбается). Моей первой главной ролью в театре "Современник" стал Хлестаков из "Ревизора". Ставил его режиссер Валера Фомин и очень хвалил мою игру. А вот Гафт, играющий Городничего, то и дело за кулисами говорил: "Как же ужасно ты играешь. Ты просто г…но, а не артист!" Я слышал, что Валентин Иосифович может выдать нечто малоприятное. Но однажды просто не сдержался и ответил: "Слышишь, я тебя сейчас побью!" Как раз и трость хлестаковская была в руках. Конечно, он такого не ожидал, тут же объяснил: "Васька, ты не обижайся. Это ж я говорил про себя, как ужасно играю". Вот так мы и стали большими друзьями. Гафт частенько читал мне свои стихи, проверял, как их воспримет зритель.
- А еще вы общались с Аль Пачино…
- Встретились с ним случайно в Нью-Йорке. Вместе с Ванессой Редгрэйв он пришел на наш спектакль "Вишневый сад". После их позвали на фуршет, но они отказались. Мы же с переводчицей Катей там побыли немного и решили пешком прогуляться до отеля. По пути заглянули в театральную кафешку, а на выходе столкнулись с Пачино и его спутницей. Я решил: сейчас или никогда. Подошел к ним и предложил вместе посидеть, ведь утром мы улетали домой. Они согласились. Общались через переводчицу, английский я не знаю. Говорили, конечно, про театр. Навсегда запомнил, как Аль Пачино искренне сказал: "Я вам завидую, вы же прямые наследники Станиславского!". С одной стороны, я был этим очень горд, а с другой - подумал: "Господи, какая же между нами пропасть, ведь тебя знает весь мир!"
- Василий Константинович, вы в Беларуси наверняка бывали, и не раз?
- Конечно, у меня очень много воспоминаний о вашей замечательной стране. Еще в 1980-е годы в Беларуси проходили съемки фильма "Конец бабьего лета" режиссера Диамары Нижниковской. Затем был фильм "Наше призвание" режиссера Геннадия Полоки. Это картина о первых советских школах, которая актуальна и по сей день. Ее до сих пор частенько показывают по телевидению перед началом нового учебного года. Также в вашей стране проходили съемки сериала "Оттепель" Валерия Тодоровского. Да и сейчас слежу за всеми новостями, за обстановкой. Знаете, что хочу сказать? Белорусы, берегите своего Президента. Это настоящий человек, патриот, который думает, заботится и переживает о своем народе!
| Марина ВАЛАХ, газета "7 дней", фото из архива собеседника.
Читайте также:
"Всегда представляю свою страну". Чем живет после "Голоса" Влад Груздов?
"Стиляги", "Кухня", "Ранетки". Он хотел стать поваром или дальнобойщиком, а стал актером
Владимир Кошевой: "Могу себе позволить выбирать и в случае чего отказываться от ролей"