Лариса Тарасова работает на Республиканском унитарном предприятии "Слуцкие пояса" с 1980 года: как устроилась сюда после школы вышивальщицей, так и осталась. Доросла в карьере до директора, руководила предприятием с 2005 по 2020 год. Потом решила, что пора отдохнуть, и ушла на пенсию. Правда, только на один год - убедили вернуться на должность заместителя директора.
Более 40 лет на одном предприятии - есть о чем рассказать. Особенно если учесть, что именно на этот период выпала большая честь и одновременно испытание для коллектива - возрождение слуцких поясов. "Это стало делом всей моей жизни", - говорит Лариса Ивановна.
Когда в апреле 2012 года по телевизору она услышала из уст Президента, что в стране будут возрождать ткачество слуцких поясов, сразу стала мечтать: пусть это будет именно в ее родном Слуцке, на исторической родине этих народных промыслов.
Первый пояс стал как первый ребенок, долгожданный и любимый. Теперь он занимает свое достойное место во Дворце Независимости. Когда он был выткан, женщины плакали от счастья. Получился на загляденье ровный и гладкий. Как, впрочем, и все последующие.
В Витебском технологическом университете изучили, из каких нитей состоял исторический пояс, какая должна быть их линейная плотность, сколько кручений нити на метр.
- Требовалось, чтобы все технические характеристики были абсолютно такими же, как в исторических поясах. Куда только не ездили и с кем только не связывались белорусы в надежде найти нужное, - продолжает Лариса Тарасова. - В стержне нити для слуцкого пояса должен быть шелк, обкрученный плоской позолоченной или посеребренной нитью. Обратите внимание, что ее толщина не больше человеческого волоска. Мы искали нити на многих европейских предприятиях, в Швейцарии смотрели, но качество было не то... В итоге остановились на позолоченной и посеребренной нити российского производства и на шелке одного из китайских текстильных предприятий.
Основная часть коллектива "Слуцких поясов" - женщины. В их числе и две ткачихи, которые создают копии слуцких поясов. Профессия эксклюзивная - во всей стране всего две такие мастерицы. Это Наталья Мисько, которая работает на предприятии более 10 лет, и молодой специалист Екатерина Альферович.
Не сразу было принято решение о том, что именно в Слуцке создадут новое производство. Лариса Ивановна вспоминает:
- Май 2012 года, первое совещание на эту тему у управляющего делами Президента. Предстояло доказать, что именно наше предприятие справится с такой масштабной задачей государственной важности. Конечно же, мой настрой был боевой, но полной уверенности в том, что поручат именно нам реализацию задачи, я не испытывала. Хорошо понимала - будут взвешивать все, чтобы принять выверенное решение. Мои аргументы были такие: у нас есть производственная база, ткацкое оборудование, умение работать с сырьем, а главное - высокопрофессиональные специалисты, которые десятилетиями оттачивали свое мастерство.
В итоге выбор пал на Слуцк. Детально прорабатывалось все, начиная от сложнейшего процесса возрождения технологии изготовления на современном ткацком оборудовании - этим занималась заведующая кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета Галина Васильевна Казарновская - и до создания в Германии единственного в мире станка компании Мageba, а также поиска производителей шелковых, позолоченных и посеребренных нитей.
Отдельный вопрос - поиск партнеров, которые смогли бы создать уникальный станок под возрожденные технологии. Перебрали множество предприятий, которые гипотетически могли бы взяться за непростое дело. Немецкие конструкторы и другие специалисты около 9 месяцев трудились над выполнением белорусского заказа. А тем временем в Слуцке полным ходом шла модернизация здания под новое производство.
Казалось бы, ничего не ускользнуло от общего пристального внимания специалистов, которые становились первопроходцами в возрождении старинного ткачества. Но в первые дни, да и недели работы на новом станке словно некие мистические препоны мешали ровно выткать хотя бы малюсенький кусочек полотна копии слуцкого пояса.
Все делалось абсолютно правильно, но ничего не получалось: нити то путались, то рвались, то не удавалось выткать кромку. Неизвестно, сколько еще бились бы над полотном ткачихи, если бы однажды их не осенила мысль: надо ехать в Несвиж, где покоится прах Радзивилла. Может, это он не дает своего благословения новому делу, а точнее, продолжению своего семейного дела. Сейчас можно скептически относиться к такой идее, а тогда она показалась единственно верной.
...Была холодная осень, моросил дождь, когда две работницы предприятия из Слуцка зашли в Несвижский дворец, спустились в цоколь неподалеку от мощей Радзивиллов. В склепе было мрачно и холодно. Слова с молитвами и просьбами благословить и дать добро ткачеству копий слуцких поясов звучно падали в сумрак и надменную тишину семейного радзивилловского склепа. Было ощущение сюрреализма происходящего…
Случчанки вернулись домой и даже не обмолвились о своей поездке. Однако буквально через день все пошло как по маслу, словно и не было бессонных ночей и рвущихся золотых нитей. Как говорится, хотите верьте, хотите нет.
...И потекли незабываемые полотна цветочных полей, золотых и серебряных россыпей. На царственно расстелившихся на холсте лугах запечатлено пленительное очарование неброских белорусских цветов. От красоты буйной растительности, подчеркнутой солнечным золотом нитей, не оторвать глаз.
| Алина ГРИШКЕВИЧ, фото Павла ОРЛОВСКОГО.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Знаете, что такое экслибрис? Узнали, сколько он стоит и кто коллекционирует эти гравюры
Когда мрамор оживает. Белорусский скульптор поделился тонкостями мастерства
Наряды для царской семьи от мастериц из Торжка. О секретах шитья драгоценными нитями