Интрига VIII фестиваля
документального кино стран СНГ "Евразия.DOC" разрешилась. Победителей
киномарафона чествовали 4 октября в кинотеатре "Беларусь".
Гран-при фестиваля завоевал фильм иранского режиссера Амирхоссейна Осиванда "Футболист". Он повествует об истории двух братьев, живущих в небольшой деревне в бедной семье. Ребята усердно занимаются футболом и мечтают стать звездами спорта.
- Фильм интересно построен, у него открытый финал: зритель не знает, сбудется их мечта или нет. Эта история, по единодушному мнению жюри, заслуживает Гран-при, - подчеркнул председатель жюри фестиваля документального кино стран СНГ "Евразия.DOC" декан Высшей школы телевидения МГУ имени Ломоносова Виталий Третьяков. - Из 32 фильмов, на мой взгляд, не менее десятка претендовали на главные призы фестиваля. До финала дошли очень хорошие работы как молодых авторов, так и уже известных. Среди них немало женщин разного возраста. В документалистике, бесспорно, происходит женская экспансия.
По словам мэтра телевидения, качество кинофорума за последнее время заметно возросло:
- Фестиваль сделал движение вверх, и, надеюсь, оно продолжится. Призываю всех зрителей найти время и посмотреть значительную часть этих фильмов. Они того заслуживают.
Известный российский журналист вручил приз председателя жюри фестиваля фильму "Некаквсе" режиссера Олеси Корепановой.
- Стиль жизни героинь картины, которую выбрал, для меня совершенно чужд. Я не люблю рваные джинсы, татуировки, пирсинг, берцы на женских ногах. Тем не менее кино прекрасно раскрыло характер героинь, и во время его просмотра зритель невольно начинает переживать за девочек, которые пытаются подружиться со своей внешностью, - отметил председатель жюри.
Выступающие на сцене фестиваля говорили о высоком запросе нынешнего зрителя на правду и справедливость, достоверность изложения, подачу событий максимально близко к реальности в документальных лентах.
- Хочу пожелать организаторам фестиваля, чтобы они как можно больше и чаще приглашали для участия и награждали молодых документалистов, потому что именно от них зависит, какой будет наша история в будущем, - сказал министр информации Марат Марков.
Он вручил приз от Мининформа фильму Андрея Яковлева "Забыть латышского снайпера", рассказывающему о судьбе Героя Советского Союза - снайпера 43-й гвардейской Латышской стрелковой дивизии Яниса Вилхелмса, который получил высшую награду Армии США. Но жизнь внесла свои коррективы в сценарий: в Латвии начали сносить памятники тем, кто так же, как Вилхелмс и его боевые товарищи, сражался и разгромил нацизм. К героям стали причислять легионеров Ваффен-СС, присягавших Гитлеру.
- Картина "Забыть латышского снайпера" - это кино о памяти, которую у нас хотят отобрать. И, наверное, самое страшное, что это происходит сейчас у наших соседей. Тех, кто тоже вместе с нами воевал против фашизма и против нацизма в первую очередь. Мне очень хотелось бы, чтобы мы сделали как можно больше документалистики, благодаря которой молодые люди будут знать, что реально происходило, - отметил Марат Марков.
По
его мнению, фильмы, которые представлены на фестивале, заслуживают быть
показанными в кинотеатрах стран Содружества и на телевидении.
Победителями VIII фестиваля документального кино стран СНГ "Евразия.DOC" стали картины "Беслан. Три дня навсегда" режиссера Натальи Штонды, "Гаспар на связь не вышел" Анатолия Занковича и "Невечная мерзлота" Яны Рубановской.
- Снимать документальное кино, с одной стороны, тяжело. Ты все пропускаешь через себя, тратишь много сил и эмоций. А с другой - легко, потому что этим живешь, появляется драйв, который несет вперед. И во всем этом помогает команда единомышленников. Телевидение и кино не делаются в одиночку. Благодарен коллегам за то, что помогли создать фильм, который высоко оценило жюри такой авторитетной киноплощадки, как "Евразия.DOC", - сказал белорусский режиссер и автор сценария Анатолий Занкович.
В основу ленты-финалистки легли несколько реальных историй. Каждый из героев - человек в меняющемся мире. Человек, на которого большое влияние оказали события, он стал их заложником. Иностранные спецслужбы хотели осуществить теракты в разных городах Беларуси. Центральная сюжетная линия связана с завербованным Киевом террористом с псевдонимом "Гаспар". Авторы ленты детально воспроизвели события, которые едва не привели к трагедии.
Высшие баллы жюри получил и пронзительный документальный фильм Натальи Штонды "Беслан. Три дня навсегда", в котором бывшие заложники террористов вспоминают трагические события 2004 года. Спустя 18 лет ученики школы №1 города Беслана возвращаются в страшное прошлое. Они давно выросли, добились успеха, создали собственные семьи, но те три сентябрьских дня остались с ними навсегда.
- Мои герои являются для меня примером. Они точно ценят жизнь больше, чем многие из нас. Очень им благодарна, потому что без них не смогла бы рассказать эту историю, - призналась автор картины.
В
тройке финалистов и фильм-предостережение российского журналиста Яны
Рубановской "Невечная мерзлота", которая поднимает острую
экологическую проблему. Территория России покрыта на 2/3 замерзшей в результате
многочисленных ледниковых периодов почвой. Ученые придумали ей термин - вечная
мерзлота. Но "вечная" не значит, что она навсегда. Герои картины
отправляются в опасные экспедиции в самые разные уголки русской Арктики - от
Ямала до Чукотки.
Подведены итоги и молодежного конкурса короткометражных документальных фильмов "ЕВРАЗИЯ.DOC: 4 МИНУТЫ". Всего на участие в нем в этом году присланы 57 заявок от начинающих документалистов из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.
Победителями в этой номинации стали белорусские авторы Полина Маккей ("Не все равно"), Екатерина Шеховцова ("Яна Судар с даром из Дарево") и российский режиссер Алексей Юргайтис ("С Пушкиным так не поступают!").
- Мне кажется, в этом году на молодежный конкурс поступили самые сильные заявки за все время его существования. Нам было очень сложно выбрать победителей, - говорит председатель жюри молодежного конкурса публицист Евгений Супер. - Убежден в том, что за 4 минуты можно рассказать сюжет любой сложности, если есть талант и желание. Снимайте документальное кино, ищите сюжеты! А когда снимете - обязательно присылайте в следующем году на наш конкурс.
После того как прозвучали прощальные фанфары и ставшие уже традиционными слова о закрытии фестиваля, публика не спешила расходиться. Многие из молодых зрителей подходили к участникам евразийского кинофорума и, по всей видимости, интересовались тем, как заявить о себе в следующий раз. А значит, фестивальный марафон вскоре продолжится…
Во время торжественной церемонии закрытия директор Международного фестиваля стран Содружества Валерий Шеховцов напомнил, что на нынешний форум поступило рекордное количество заявок - 324 из 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. К фестивалю в этом году присоединились кинематографисты Китая, Ирана, Турции, Индии и Бангладеш. Авторитетному жюри, в состав которого вошли известные журналисты, политологи, документалисты, пришлось не только просмотреть все присланные работы, но и, отобрав лучшие, включить их в шорт-лист масштабного конкурса.
| Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 дней". Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ.
Читайте также:
Як вучоныя папараць-кветку… вынайшлі. Мяркуеце, такое немагчыма? Дарма
Каким видели Рогачев Бона Сфорца и Владимир Короткевич? Виртуальная карта туриста
Его звали Карузо. Про что снимает в Беларуси фильм сын Дмитрия Харатьяна?