Ни одно знаковое мероприятие не проходит без участия лауреата специальной премии Президента "За духовное возрождение", заслуженного коллектива Республики Беларусь "Ансамбль танца, музыки и песни "Белые росы". Он стал поистине хореографическим брендом страны. За три с лишним десятка лет гродненцы прошагали по подмосткам десятки тысяч километров, удостоились восторженных комментариев критиков и зрителей в разных уголках планеты. Поговорили с директором и художественным руководителем - заслуженной артисткой Республики Беларусь Верой Войновой о том, как в лихие 90-е чуть было не распался коллектив, чем на гастролях их напугали китайцы и в каких творческих муках рождалось юбилейное шоу, которому публика аплодировала стоя.
История ансамбля началась в августе 1987 года. Создатель и первый худрук "Белых рос", заслуженный работник культуры БССР Евгений Штоп набирал тогда танцоров со всего Советского Союза: кто-то приехал с Урала, кто-то - из Минска и Киева. Именно он придумал название коллективу. Чтобы не нарушать авторское право, предварительно взял на это разрешение у режиссера одноименной картины, которую тогда посмотрели миллионы советских зрителей. Игорь Добролюбов, узнав, что речь идет об искусстве танца, бросил фразу: "Вам разрешаю, а вот производителям водки и конфет - категорически нет". Хотя в 90-е годы на этот негласный запрет никто внимания не обращал. И сорокаградусную "белоросовку", которая тогда появилась в продаже, танцоры возили с собой в качестве сувенира на гастроли.
Когда Евгению Штопу пришло время уходить на пенсию, коллектив практически не гастролировал, находился в состоянии застоя. Встал вопрос о преемнике, от которого теперь зависела судьба "Белых рос". Объявили конкурс.
- Я не была новичком в ансамбле. Пришла туда через три месяца после его образования в качестве артистки балета. Кроме того, за плечами - культпросветучилище, два года работы руководителем сельского клуба в Нарочанском районе, а также Институт культуры. Силы возглавить профессиональный коллектив в себе чувствовала, - вспоминает Вера Войнова. - С каждым из пяти претендентов на новую должность разговаривал лично тогдашний глава области Владимир Савченко. Вспоминаю, как "пытал" он кандидатов. Среди них была и моя коллега, кто-то сказал ему, что она танцует лучше, чем Войнова. Раз так, решил председатель, то и руководить она будет эффективнее. И задал прямой вопрос: "Вера Ивановна, а кто лучше танцует - она или вы? " Спокойно отвечаю: "Она. А я танцую лучше, чем Штоп". И он давай хохотать, поняв, что степень мастерства никак не влияет на то, чтобы возглавлять ансамбль.
Не все сразу смогли смириться со стремительным взлетом коллеги. Новый худрук решила доказать, что нужна перезагрузка, ремонт, причем не косметический, а капитальный. Не сделай этого - коллектив просто исчезнет с культурной палитры региона, как та деревня Белые Росы из доброго советского фильма.
- Не могу выстраивать отношения, если чувствую, что кто-то держит камень за пазухой. Со стороны некоторые считают меня неприступной принцессой, однако это обманчивое впечатление. Мне важна атмосфера доверия, а потому общаюсь со всеми по-свойски, на равных, стремясь, чтобы люди были настроены дружелюбно, творчески раскрепощены, открыты новому. И артисты, видимо, это почувствовали. Уже через два-три года в коллективе меня все уважали и стало легко работать, - вспоминает худрук.
Сегодня "Белые росы" доминируют по основным показателям среди всех аналогичных профессиональных коллективов страны. За этими результатами стоит титанический труд коллектива, высочайшее мастерство и, безусловно, талант выдающегося хореографа Веры Войновой.
В прошлом году к 35-летнему юбилею "Белые росы" представили масштабное красочное вокально-хореографическое шоу, где соединились танец, песня и музыка. Новая программа вынашивалась более двух лет. Вера Войнова, словно четки, перебирала идеи: обрядовость, календарный цикл - все уже было, повторяться не хотелось. Однажды, поглощенная раздумьями, прилегла на кровати и в полудреме увидела картину: темноволосая девушка сидит на стуле и заплетает ленту в косу. Опустив глаза, она произносит одно-единственное слово: "Сказки". Так и нашлась долгожданная идея! Однако воплотить в жизнь задумку было непросто.
Как уместить сказочный сюжет в двухминутный танец? Как музыкально обрамить шоу? Хотелось разбить стереотипы о народной музыке, соединив прошлое и будущее, фольклор и современный звук. Причем одновременно стояла задача - во всех этих экспериментах с аранжировками максимально сохранить аутентичность музыкального материала. Худрук подключила полстраны к поиску: пять композиторов работали над будущей программой. В итоге удалось создать уникальный спектакль, в котором переплелись белорусский фольклор, старинные обряды и песни родной земли.
- Наш зритель 50+ постепенно уходит, и важно пробудить интерес к национальному искусству у молодежи. А для этого надо найти с ней общий язык, - объясняет Вера Ивановна. - Нельзя цепляться за то, что уже немножко пахнет нафталином. Современное искусство одной рукой должно держаться за прошлое, а второй - за будущее. Нужно искать новые фишки, краски, формы подачи. В "Сказках Беларуси" сделали акцент на современном звучании, богатом визуальном ряде - и не прогадали!
В этом году появится долгожданная двухэтажная пристройка к комплексу на улице Соломовой, и коллективу станет еще комфортнее работать.
- Очень благодарна председателю облисполкома Владимиру Каранику за то, что принял решение выделить деньги на реконструкцию. Наше здание строилось как репетиционная база. Тогда не рассчитывали, что со временем появится еще и своя бухгалтерия, детская студия, а там ни много ни мало - 150 юных танцоров! Хочется побыстрей разгрузить репетиционный зал, заставленный шкафами и антресолями, где хранится более тысячи костюмов. Он, кстати, грандиозный, огромный! Такого даже в России нет! В Беларуси на высшем уровне есть понимание того, что нация без культурных корней обречена на вымирание. Не приведи Господь, наша молодежь отвернется от своего искусства: мы не просто обезличимся - народ исчезнет с лица земли. Ведь именно культура и образование - те главнейшие ветви, на которые надо обращать самое пристальное внимание. Только при таком раскладе у нашей страны и детей есть будущее, - убеждена Вера Войнова.
"Белые росы" могут похвастаться беспрецедентным 16-летним контрактом с гастрольным агентством Mira Spain, благодаря которому ансамбль дал многочисленные концерты в городах Испании, Португалии, Франции. Традиционными стали поездки в Китай, на Ближний Восток, в страны-соседки.
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото предоставлены ансамблем.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Одежда для "Песняров" и похвала от Фурцевой. Кто шил лучшие сценические костюмы в БССР?
"Западает в душу очень сильно". Как белорусская пара воссоздает древние знамена?
"Мертвый" город заиграл. Как создавалась легендарная Седьмая симфония Шостаковича