В белорусском обществе к декрету о тунеядстве (такое название в обиходе получил декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества") отношение неоднозначное: есть и его яростные противники - особенно среди потенциальных плательщиков сбора, и столь же ревностные защитники. Дискуссии в отношении декрета не утихают с момента его вступления в силу в 2015 году. А в последнее время они оживились в связи с готовящимися изменениями в этот документ - предложения по корректировке декрета были доложены главе государства 6 декабря 2016 года. Большинство этих предложений одобрено и легло в основу нового декрета. О его новациях корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.
- Валерий Валерьевич, анализировался ли срез мнений государственных органов и населения при подготовке нового декрета?
- Безусловно, с учетом высокой общественной значимости документа была проведена большая работа в этом направлении. Корректировки в декрет №3 внесены по итогам мониторинга обращений граждан, юридических лиц в государственные органы. Были учтены и практика применения декрета, и поступившие предложения, в том числе от депутатов Палаты представителей Национального собрания. Кроме того, внесение изменений в декрет обусловлено принятием новых законодательных актов.
- Хотелось бы начать с инициативы парламентариев.
- Она касалась возможности освободить от уплаты сбора людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и по объективным причинам не могут принимать участие в финансировании госрасходов. Действительно, случаются в жизни периоды, когда человек нуждается в поддержке - рад бы работать и зарабатывать, платить налоги, да не может...
Теперь местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право освобождать от уплаты сбора в связи с трудной жизненной ситуацией.
- Какие жизненные ситуации будут считаться трудными? Понятно, что у каждого свои критерии. А как трактует новый декрет?
- В данном случае под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.
Хочу акцентировать внимание на том, что это основание для предоставления льготы по уплате сбора является дополнительным наряду с нормой ч. 4 пункта 4 статьи 43 Налогового кодекса, в соответствии с которой местные Советы депутатов вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, но тогда во внимание принималось лишь их имущественное положение. Однако при применении декрета №3 возникали ситуации, когда человека следует освободить от уплаты сбора без учета его имущественного положения. Это и предусмотрено новым декретом.
- И все же кто может рассчитывать на положительное решение?
- Говорить о конкретных решениях я не могу - это компетенция местных советов. Но могу привести примеры сложных ситуаций. Например, у матерей, воспитывающих детей старше 7 лет с особенностями психофизического развития, а также обучающихся на дому. Или у трудоспособных взрослых, ухаживающих за больными пожилыми родителями. Или у супругов военнослужащих-контрактников, совместно проживающих в местностях, где нет возможности трудоустройства. Или же у людей с алкогольной, наркотической и другими зависимостями, которые проходят реабилитацию в различных организациях (акцентирую внимание именно на том, что они находятся на реабилитации, а не около магазина).
Повторю: рассмотрение каждого конкретного случая позволит учесть все множество возникающих жизненных ситуаций - и это будут решать местные органы.
- Какие еще новации предусмотрены декретом №1?
- Это нормы, которые вводят новые периоды участия граждан в финансировании государственных расходов: когда гражданин находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта; когда к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов.
Внесены изменения редакционного характера в норму об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше.
Кроме того, в периоды участия в финансировании госрасходов добавлен период прохождения альтернативной службы (закон вступил в силу с 1 июля 2016 года и соответственно новая норма действует именно с этой даты).
- А вводятся ли какие-либо дополнительные условия?
- Действительно, отдельные нормы декрета дополнены.
В первую очередь речь идет и безработных. В соответствии с новой редакцией закона "О занятости населения Республики Беларусь" дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов. Поясню: имеется в виду период, когда безработный выполняет свои обязанности, установленные законодательством о занятости, - не отказывается от предложенной работы, обращается к нанимателям в установленный срок, участвует в оплачиваемых общественных работах, не прогуливает занятия обучающих курсов и др. Невыполнение этих обязанностей влечет снятие статуса безработного. И соответственно нерадивому экс-безработному придется платить сбор.
- А в отношении семей с детьми?
- Возрастная планка сохранена - как и прежде, до достижения ребенком 7 лет. Причем воспитание одним из родителей сына или дочери будет засчитываться в период, освобождающий от уплаты сбора, если ребенок в возрасте с 3 до 7 лет не получает дошкольное образование, предусмотренное Кодексом об образовании.
Некоторые мамы, отправляя ребенка в детский сад, сами себе удлиняют декретный отпуск, не устраиваясь на работу. Следовательно, не участвуют в финансировании госрасходов, но (по декрету №3) относились к категориям лиц, участвующих в таком финансировании...
- Как я понимаю, база плательщиков сбора будет формироваться наново?
- В связи с подписанием декрета №1 органы государственного управления должны принять дополнительные меры по обеспечению формирования базы данных плательщиков сбора за 2015 год. Учитывая, что на это потребуется определенное время, извещения на уплату сбора за 2015 год будут вручать плательщикам (их представителям) или направляться по почте в срок не позднее 20 января 2017 года, а уплата сбора на основании таких извещений будет производиться не позднее 20 февраля 2017 года.
Елена ПРУС,
БЕЛТА.-0-