Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Новации закона о занятости: дополнительные стимулы и усиление ответственности

Интервью 05.08.2016 | 11:51
Андрей Лобович

Первый закон о занятости населения был принят в Беларуси более четверти века назад. С тех пор в законодательство неоднократно вносились корректировки под диктовку трансформаций в экономике и на рынке труда. Новая редакция закона подписана Президентом Беларуси в июле текущего года, она вступает в силу с 23 октября нынешнего года, а положения, касающиеся агентств по трудоустройству, - с 1 января 2017 года. Какие самые важные новации содержатся в этом документе, усилится ли взаимоответственность безработных, госслужбы занятости и нанимателей, какие сделаны шаги в поддержку неработающих матерей малолетних детей и высвобождаемых работников, какие регуляторы включат для кадровых агентств - об этом в интервью корреспондента БЕЛТА с первым заместителем министра труда и социальной защиты Андреем Лобовичем.

- Андрей Валентинович, разработчики законопроекта проанализировали не только практику применения отечественного законодательства о занятости, но и нормативную правовую базу других государств, публикации в СМИ, обращения граждан и организаций. Как результат, новая редакция закона содержит нововведения, многие из которых относятся к долгожданным, а некоторые, чего греха таить, - к непопулярным.

- Закон о внесении изменений и дополнений в закон "О занятости населения Республики Беларусь" нацелен, с одной стороны, на создание условий для мотивации безработных к активному поиску работы и на повышение роли нанимателей на рынке труда, с другой - на усиление ответственности и тех и других за соблюдение законодательства.

Так, введена новая статья, которая закрепляет обязанности граждан в области занятости. Для безработных это значит, что они должны самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о его результатах органы по труду, занятости и соцзащите по их требованию; являться по приглашению службы занятости для получения направления на работу или профобучение, а при отсутствии такого приглашения - не реже одного раза в месяц в установленный день; приходить на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления; своевременно информировать службу занятости об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), о заключении гражданско-правовых договоров, а также о наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета, прекращение или приостановку выплаты пособия по безработице, снижение его размера.

Кроме того, четко обозначены обязанности граждан, проходящих профобучение по направлению госслужбы занятости. К слову, требования эти абсолютно закономерны и логичны, поскольку на профобучение используются государственные деньги: если безработного направили на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы, то он обязан добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, регулярно являться на учебные занятия, выполнять правила внутреннего распорядка.

Таким образом, установление обязанностей безработных и обучающихся позволит закрепить взаимоответственность службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства. Кроме того, это увяжет выполнение обязанностей безработного с его правом на получение различных социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи безработному и др.).

Усиление ответственности безработных за нарушение законодательства подстегнет их к более активному поиску работы, станет еще одним стимулом быстрее обрести рабочее место.

- Раньше встречались так называемые профессиональные безработные. Они числились на бирже труда годами, то снимались с учета, то вновь регистрировались, получали пособие по безработице и другие социальные выплаты, используя пробелы в законодательстве. Фактически же они и не собирались трудиться...

- Теперь таким псевдобезработным станет куда сложнее. Законом предусмотрено сокращение максимального периода нахождения на учете в качестве безработных с 36 до 18 календарных месяцев - вдвое. Уточнены и нюансы повторной регистрации в качестве безработных. Так, люди, ранее снятые с учета за неявку в службу занятости без уважительной причины более двух месяцев, могут быть повторно зарегистрированы в качестве безработных только через 12 месяцев после снятия их с учета. А те безработные, которых сняли с учета из-за попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем, могут быть повторно зарегистрированы в качестве безработных также по истечении 12 месяцев, но при условии возмещения причиненного ущерба. Кстати, в настоящее время они вправе зарегистрироваться безработными уже на следующий день после снятия с учета, в некоторых случаях - с выплатой пособия по безработице.

- Но есть категории людей, которые объективно нуждаются в дополнительной поддержке из-за неконкурентности на рынке труда. Кто может рассчитывать на содействие службы занятости?

- Особое внимание - тем, кто ухаживает за ребенком в возрасте до 3 лет. Как правило, это женщины, которые до рождения малыша не успели получить профессию или имеют специальность, не востребованную у нанимателей. Теперь мамам малышей предоставляется возможность пройти профобучение по направлению службы занятости на таких же условиях, какие определены для безработных (за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. - Прим. БЕЛТА). Кроме того, женщины-матери, длительное время не работавшие в связи с уходом за ребенком до 3 лет, смогут участвовать в программе "Молодежная практика" - для закрепления трудовых навыков на практике. При этом нанимателям компенсируются затраты на оплату труда в пределах минимальной заработной платы. Это будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Еще одна защитная мера касается профобучения работников, находящихся под угрозой увольнения, - нанимателям полностью или частично компенсируют затраты на опережающее обучение. Эта мера в республике уже использовалась, теперь она закреплена в законе.

Впервые законодательно определены категории работников, находящихся под угрозой увольнения. Это те, которые подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя; предупреждены о сокращении численности или штата работников; по инициативе нанимателя находятся в вынужденном простое, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением зарплаты, трудятся в режиме неполного рабочего времени.

Нанимателей обязали информировать орган по труду, занятости и соцзащите о предстоящем высвобождении работников не позднее, чем за два месяца. Это позволит заранее спрогнозировать, сколько человек потенциально нуждаются в подборе места работы, и принять необходимые меры по скорейшему вовлечению их в трудовую деятельность.

И еще. Раньше трудоустройство безработных на оплачиваемые общественные работы осуществлялось только по срочным трудовым договорам. В новый закон внесена норма, предоставляющая возможность заключать гражданско-правовой договор. Это даст возможность безработным пополнить семейный бюджет в период поиска постоянного рабочего места, а перечень предприятий, готовых обеспечить занятость граждан на оплачиваемых общественных работах, существенно расширится за счет значительного упрощения процедуры оформления желающих поработать несколько дней.

- В новой редакции закона о занятости содержится несколько очень важных нововведений и в отношении вакансий.

- Впервые определено само понятие свободного рабочего места (вакансии). Это предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).

Очень важно, что срок, обязывающий нанимателей письменно уведомлять органы по труду, занятости и соцзащите о наличии вакансий, сокращен с двух недель до пяти дней. Эта новация повысит эффективность вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан. Одновременно усилена административная ответственность нанимателей за нарушение законодательства о занятости. Поскольку нанимателям теперь будет невыгодно "придерживать" сведения о вакансиях, значит, возможности для трудоустройства безработных расширятся. Закреплена также обязанность нанимателей своевременно информировать о заполнении вакансий, ранее заявленных в службу занятости.

- Неоднократно звучали предложения о необходимости правовых ограничений деятельности кадровых агентств, чтобы не ущемлялись права граждан, пользующихся их услугами. Новым законом это урегулировано?

- Законодательством закреплены лишь общие механизмы защиты прав граждан при предоставлении им некачественных услуг, в том числе услуг в сфере трудоустройства. Однако этих механизмов влияния на кадровые агентства недостаточно для эффективного системного противодействия негативным тенденциям. Злоупотреблений в этой сфере немало.

Перечень услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, порядок формирования и ведения Реестра агентств по трудоустройству будут определяться правительством. Это позволит комплексно и оперативно урегулировать деятельность организаций, оказывающих услуги в области трудоустройства, а также четко распределить и закрепить полномочия органов госуправления.

Елена ПРУС.

Все интервью