Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Бесплатные и льготные площади для бизнеса в Минске - как это работает

Интервью 18.07.2018 | 11:41
Галина Степуренко

Недвижимость в Минске - дорогой и востребованный ресурс, который может и должен приносить ощутимые дивиденды. Повышение эффективности использования имущественного потенциала, обеспечение прибыльности госсобственности - основные задачи, которые решает комитет государственного имущества Мингорисполкома. Об итогах работы в I полугодии, привлекательных предложениях для инвесторов, условиях безвозмездной аренды помещений и преференциях для бизнеса корреспонденту БЕЛТА рассказала председатель комитета Галина Степуренко.

- Галина Ивановна, какова эффективность использования государственного имущества в Минске?

- Из всех площадей, которые находятся в собственности города и закреплены за городскими предприятиями, более 1 млн кв.м сдается в аренду. Коэффициент эффективности использования имущества составляет 98,4%, что говорит о высокой степени задействования. По данному показателю столица занимает второе место среди всех регионов страны после Гомеля. К категории неиспользуемых и неэффективно используемых относятся 73 объекта недвижимости, находящихся в собственности Минска. В I полугодии вовлекли в оборот 26 объектов из запланированных к вовлечению на 2018 год. Три из них проданы на аукционных торгах - детский оздоровительный лагерь "Зеленое", лагерь труда и отдыха "Свитанок", капитальное строение по ул. Бровки, 32. В аренду сданы восемь помещений, четыре сооружения снесены, девять законсервировано, в двух проведен капремонт или реконструкция.

- Какие подходы применяете к вовлечению в хозяйственный оборот госимущества?

- В последнее время на рынке усилилась конкуренция, увеличилось предложение офисов, и приходится подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Мы не стоим на месте, ищем пути, чтобы в городе оставалось как можно меньше "белых слонов" - таким словосочетанием в английском языке обозначается собственность, которая не приносит практической пользы, нуждается в дополнительных затратах на содержание. В работу вовлечены не только специалисты комитета, но и другие столичные службы, администрации районов, предприятия, депутаты. Она проводится в том числе в рамках эстетизации городской среды. Действующим законодательством определены различные способы вовлечения в хозяйственный оборот, такие как продажа, сдача в аренду, безвозмездная передача, передача в уставный фонд, использование в собственных целях после проведения реконструкции, капитального ремонта, перепрофилирования. С прошлого года стали активно применять такой механизм, как предоставление помещений в безвозмездное пользование под создание рабочих мест. Такой подход эффективен в отношении объектов, завязанных на общих системах жизнеобеспечения, имеющих низкие потребительские качества, требующие больших вложений.

- Нет ли здесь подводных камней? Расскажите подробнее об условиях аренды за Br0.

- Могу заверить: это не "заманиловщина". Город идет навстречу начинающим предпринимателям, предлагая площадки для организации своего дела. Главное условие (и оно закрепляется документально) - создание рабочих мест. Претендующие на получение помещений в безвозмездное пользование должны предоставить экономическое обоснование: объяснить, почему на определенный период их стоит освободить от уплаты аренды, какой объем средств планируется вложить в закупку оборудования, ремонт. Когда истекает срок действия договора безвозмездного пользования, с арендатором заключается договор аренды на 3-5 лет. На одной из сессий городского Совета депутатов внесли изменения в законодательство, чтобы юридические лица и ИП при выполнении обязательств могли арендовать эти помещения без аукциона. Арендная плата рассчитывается исходя из базовой арендной величины, повышающего или понижающего коэффициента в зависимости от месторасположения.

Всего в течение года коммунальные организации Минска за 0 рублей предлагали малому и среднему бизнесу 90 помещений. По пяти помещениям, где предприниматели обязуются создать свыше 20 рабочих мест, приняты решения о передаче в безвозмездное пользование на 2-5 лет. Заявления еще по восьми объектам находятся на рассмотрении. Благодаря широкой информации в СМИ 20 помещений из перечня сданы на условиях аренды.

- Одна из мер поддержки малого и среднего бизнеса - снижение размера арендной платы. Кто может рассчитывать на преференции?

- В январе-июне в бюджет от использования и реализации государственного имущества в Минске поступило более Br79,5 млн - 105,8% от плана. К вопросу арендных ставок подходим взвешенно. У арендаторов коммунальной собственности бывают разные ситуации. Например, ведется капитальный ремонт жилого дома, где размещается парикмахерская или обувная мастерская. Или же снизился спрос на услуги швейных ателье, предприятий общепита, торговли шаговой доступности, проводится модернизация производства, закупается новое оборудование. В таких случаях Мингорисполком идет навстречу предпринимателям, каждое заявление рассматривается индивидуально на еженедельных заседаниях комиссии по упорядочению использования зданий, сооружений, помещений, находящихся в государственной собственности. В I полугодии арендная плата снижена 281 арендатору на общую сумму более Br1,2 млн. Всего же договоры аренды и субаренды помещений с начала года заключены с 966 субъектами хозяйствования.

- Раньше анонсировалось, что невостребованные из-за больших вложений мансардные и подвальные помещения в столице будут выставляться на продажу. Могут ли представители бизнеса приобрести их в собственность?

- На балансе предприятий есть помещения, которые не имеют отдельного входа. Найти для них арендаторов крайне сложно. Мы сейчас думаем, что делать с таким имуществом. Возможно, они будут переведены в разряд технических помещений. Что касается изолированных помещений, то формируем перечни для отчуждения и последующей продажи. Как показывает практика, спрос на них высок. В прошлом году продали 12 таких объектов. Начальная цена поднималась в 8-10 раз, а число участников торгов доходило до 30. В этом году выставляем на продажу 28 таких помещений.

- Некоторые объекты длительное время пустуют, разрушаются, зачастую представляя опасность для детей. Каким образом они вовлекаются в хозяйственный оборот?

- Для такой недвижимости пробуем найти новых собственников. Если это сделать не удается, принимается решение о сносе или консервации. В настоящее время в числе длительно не востребованных остались два объекта - бывший детский сад по ул. Л.Украинки и комплекс зданий по ул. Инженерной. Они неоднократно выставлялись на аукцион с понижением цены до 80%, но пока не проданы. Например, здание по ул. Л.Украинки имеет ограниченный функционал, здесь должно размещаться учреждение образования. Второй объект располагается на территории свободной экономической зоны "Минск", также имеет свою специфику. Будем искать варианты, как вовлечь их в оборот.

- На ваш взгляд, есть ли необходимость в совершенствовании нормативной правовой базы?

- Одно из наших предложений касается вопросов понижения начальной цены при повторной продаже на аукционе. Сейчас механизм предполагает постепенное уменьшение - сначала на 20%, потом на 50%, 80%. Мы предлагаем в случаях, когда объекты выставляются на торги не первый раз, понижать цену сразу до 50%. Это позволит сократить затраты на содержание объекта, подготовку аукционов, более оперативно реализовывать лоты. Уже подготовлен проект изменений в действующее законодательство, с учетом наших замечаний доработан указ №294.

Также видим необходимость в совершенствовании процедуры проведения торгов. Часто приходится сталкиваться с недобросовестными участниками аукционов, которые "нагоняют" цену, а потом не платят.

- Предлагаются ли в Минске объекты за одну базовую величину?

- В Минске слишком дорогая земля, чтобы продавать здания за одну базовую величину. В настоящее время подобных предложений нет, хотя в прошлом году республиканский объект незавершенного строительства по ул. Корженевского выставлялся по такой цене. Общая площадь сооружений превышала 13 тыс. кв.м, они размещались на земельном участке почти в 1,9 га.

- Годами не могли уйти с аукционных торгов здания Лошицкого усадебно-паркового комплекса, усадьба "Белая дача", лагеря "Свитанок" и "Зеленое", но недавно, как говорится, товар нашел своего купца. Каковы перспективы других неоднократно предлагаемых инвесторам объектов, например, автовокзала "Восточный" и Чижовского рынка?

- Что касается автовокзала "Восточный", то он станет городским выставочным комплексом, в настоящее время проводятся предпроектые работы. По Чижовскому рынку рассматривается вопрос целесообразности продолжения работ по подготовке к продаже по конкурсу. Возможно, город своими силами проведет его реконструкцию.

- Случается, что новые собственники непозволительно долго строят-реконструируют приобретенные объекты недвижимости. Какие меры воздействия к ним можно применить?

- Если нарушаются условия договора купли-продажи, покупатель в первый раз уплачивает штраф в размере цены продажи. Неисполнение условий договора в течение 1 года, взыскание штрафа послужит основанием для возврата объекта в государственную собственность. В пример можно привести здание бывшего пункта стеклотары по 2-му Переходному переулку. Договор с собственником заключен еще в 2003 году, сроки реконструкции продлевались семь раз. К инвестору четыре раза применялись штрафные санкции, а в 2017 году по решению суда объект снова стал собственностью города. Здание признано аварийным.

- К собственникам неэффективно используемых объектов применяются повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и землю. Сколько их значится в списке?

- В перечне, по данным на 1 июля, насчитывается 44 объекта. Их собственники перечислили в бюджет Br322,76 тыс., в том числе более Br222 тыс. налога на недвижимость, Br100,5 тыс. - налога на землю. Такая мера стимулирует предприятия избавляться от неликвидной собственности. Так, в этом году из списка исключены четыре объекта в связи с их продажей.

Надежда МАТВЕЕВА,

БЕЛТА.-0-

Все интервью