Глобальный режим ядерной безопасности похож на дорогу с двусторонним движением. Белорусская сторона может не только информировать международное сообщество, но и получать информацию о тех ядерных объектах, которые находятся в сфере интересов.
"Конечно, прежде всего это объекты, которые находятся в сопредельных странах. Там есть атомные электростанции, причем часть из них остановлена и не работает, есть и другие радиационно опасные объекты", - подчеркнул консультант Госатомнадзора Олег Соболев.
Такие объекты не находятся в национальной юрисдикции Беларуси, но их состояние очень важно для нашей страны, так как они находятся совсем рядом. Получать информацию об этом помогают инструменты глобального режима ядерной безопасности. Первый его компонент - это международные конвенции, договоры и соглашения, второй - национальное законодательство и его построение по тем требованиям, которые зафиксированы в документах МАГАТЭ. Третий - международные оценочные миссии и партнерские проверки. Четвертый - взаимодействие профессионального сообщества на многосторонней и двусторонней основе, в том числе регулирующих органов разных стран.
"У нас есть возможность рассматривать национальные доклады других стран, тех же Литвы, Польши, анализировать их, задавать вопросы и делать комментарии. На эти комментарии государства обязательно дают ответы. Затем делегации собираются в Вене, в штаб-квартире МАГАТЭ, чтобы обсудить то, что осталось неясным в режиме удаленного рассмотрения национальных докладов. И мы имеем возможность прийти на защиту национального доклада Польши, участвовать в обсуждении и задавать вопросы. Таким образом мы получаем всю интересующую нас информацию", - привел пример консультант Госатомнадзора.
Что касается оценочных миссий и партнерских проверок, документы по итогам большинства из них публикуются в открытом доступе. "Документы, которые были наработаны по итогам стресс-тестов, проведенных по европейской процедуре, также публикуются. Мы все это изучаем, анализируем", - добавил Олег Соболев.
Еще один важный инструмент - системы обмена информацией МАГАТЭ, в частности, унифицированная система обмена информацией об инцидентах и аварийных ситуациях. "Она предназначена в основном для случаев, когда необходим оперативный обмен данными, когда случилось что-то. Мы имеем доступ к этой системе, видим всю информацию, которая туда поступает. В других системах обмена информацией МАГАТЭ мы тоже участвуем, смотрим, анализируем то, что нас интересует", - рассказал консультант Госатомнадзора.
У Беларуси есть и двусторонние механизмы. Со странами-соседями подписаны соглашения, которые предполагают обмен информацией по вопросам ядерной и радиационной безопасности. К тому же, Госатомнадзор внимательно изучает открытые источники - интернет-ресурсы зарубежных регуляторов.
"Разнообразие инструментов позволяет нам получить нужную информацию, даже если возникла проблема. Например, если мы написали письмо и запросили данные, но не получили ответа", - подчеркнул Олег Соболев.
В Госатомнадзоре отмечают: радиационно опасные объекты в соседних странах за последний год не оказывали существенного отрицательного влияния на территорию или население Беларуси.
БЕЛТА.-0-