В Беларуси реализуется отраслевая программа "Качество 2021-2025",
включающая комплекс мероприятий, направленных на повышение качества
жизни белорусского народа, обеспечение конкурентоспособности
национальной экономики на мировой арене, стимулирование инициативы,
формирование в обществе ответственности за результаты своего труда и
чувства сопричастности к будущему страны. В 2024 году наша страна
направит много сил на улучшение качества жизни белорусов. Это будет
касаться всех сфер деятельности, ведь каждый должен внести вклад в
развитие нашего общества.Минский моторный завод является
гарантом качества производимой продукции и постоянно совершенствуется в
этом направлении. Приоритетным для предприятия является изготовление
запчастей и расходных материалов, обеспечивающих долговечную работу
двигателя. Директор по качеству продукции и техническому сервису Иван
Бакун и его заместитель Валерий Терешко рассказали корреспонденту БЕЛТА о
требованиях к продукции, поиске эффективных решений для производства и
возможности получения Государственного знака качества.
Работа с поставщиками и хорошее сервисное обслуживание"Если
говорить языком стандарта, то качество - это удовлетворенность
потребителя: он выставляет оценку за нашу продукцию, тем самым
подтверждая ее качество, - подчеркнул Иван Бакун. - Оценка
"качественный" не значит, что продукт должен быть идеальным во всех
сферах. Большую роль играет сервис продукта на его жизненном цикле:
минимально короткие сроки для восстановления, реакция на претензии,
обучение персонала, - все эти критерии и приводят к удовлетворению
потребителя".
По его словам, в договорах на поставку моторного
завода прописано, что любой потребитель его продукции должен стать на
сервисное сопровождение в центрах ММЗ. На весь реализуемый товар
предоставляется гарантия. Завод принимает на себя обязательства
выполнять устранение отказов, вызванных дефектами производства, в
течение гарантийного срока, установленного в договоре купли-продажи или
оказания услуг. "Это значит, что мы учим, как правильно эксплуатировать
двигатель, обеспечивать его корректную работу, диагностировать возможные
неисправности и как их исправлять, что в целом является неисправностью
двигателя, а что есть неисправность машины, на которую он установлен", -
отметил он.
Начиная с 2016 года Минский моторный завод выдает
сертификаты организациям, у которых в работе более 10 единиц техники с
двигателями ММЗ. "По заявке руководства сторонней организации моторный
завод проводит обучение ответственных специалистов на двигателях Д-243,
Д-245, Д-260, 3-ЛД. Первым этапом наши коллеги доводят до обучающихся
теорию, второй этап - практика. По окончании выдается сертификат, дающий
право специалисту любой организации ремонтировать и проводить
техническое обслуживание двигателя", - рассказал директор по качеству
продукции и техническому сервису.
"Например, в ноябре 2023 года
по приглашению Минского тракторного завода группа специалистов компании
из Зимбабве прошла первичное обучение. После они были направлены на
Минский моторный завод. Технологи и конструкторы рассказывали про
эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт двигателей Д-243, Д-245,
Д-260. Также были рассмотрены вопросы системы охлаждения, смазки и
устройства наддува дизелей, рабочего процесса и вспомогательных узлов", -
сказал Иван Бакун.
Совершенство технологичных решений и интеллектуальной составляющей
Одним из новшеств ММЗ по улучшению качества продукции стала
брендированная линейка масляных, топливных и воздушных фильтров завода.
Продвижением этого проекта занимался Валерий Терешко. "О работе
двигателя лучше ММЗ никто не знает. Проанализировав рынок, мы обнаружили
проблему: ряд фильтров, которые производятся для двигателей, не
обеспечивает надлежащий уровень требований и наносит вред, приводя к
поломке двигателей. Мы рекомендуем потребителям использовать именно
фильтры с логотипом ММЗ, отвечая за исправную работу каждой составляющей
двигателя. Запатентованный логотип - защита от подделки, ведь только мы
имеем право реализовывать этот продукт, что является своеобразным
знаком качества моторного завода. До потребителя мы доносим информацию,
что наше изделие - качественное, не имеющее аналогов", - отметил он.
Залог успеха предприятия
"В
целях поддержания решений, принятых главой государства, мы
акцентировали внимание на улучшении качества производимой продукции как
на основной задаче 2024 года. И формируем ответственность за результат
своего труда у коллег. Однако качество зависит и от оборудования, на
котором работают люди. Уже немало сделано для модернизации производства,
работа будет продолжена. В текущем году планируется совершенствование
оборудования по развесу шатуна, балансировке маховика двигателей Д-243,
Д-245, установке некоторых деталей, имеющих повышенный риск
возникновения несоответствий. Много внимания будет уделено повторяющимся
дефектам", - сообщил Иван Бакун.
Чтобы объединить персонал,
техническую составляющую на выполнение общей цели, проводится командная
работа по улучшению качества уже с прошлого года. "Издан новый стандарт
"Система менеджмента качества постоянно действующей комиссии по
качеству, технические совещания по вопросам качества", которым обязаны
руководствоваться все подразделения. Система менеджмента качества
предприятия - это объединение всех служб завода в одно целое для
создания продукта, который соответствует требованиям потребителя. Эта
система обеспечит его удовлетворенность: ожидаемый результат должен
устраивать человека по всем параметрам", - констатировал он.
Качество во всем
"Когда
речь идет об удовлетворенности потребителя, стоит сказать, что человеку
важно не просто качество, но и чтобы у высококлассного изделия была
приемлемая цена, - уточнил Валерий Терешко. - Мы выбираем системный
подход, баланс между ценой и качеством - когда большее количество
потребителей покупает наш продукт. Потребитель воспринимает качество в
связке с сервисом, оказываемым производителем, поэтому Минский моторный
завод в 2024 году планирует продолжить активное развитие сервиса. Акцент
будет сделан на сокращении времени оказания услуг и увеличении
территории охвата".
Существует ряд стандартизированных моделей
систем обеспечения качества. Система обеспечения качества Минского
моторного завода подтверждается: в 2022 году продукция завода отмечена
государственной премией в области качества, а также специальной премией
"Лидеры в области качества". В 2023 году Иван Михайлович Бакун награжден
дипломом победителя конкурса "Лучший менеджер в области качества". В
2024 году завод является номинантом на присвоение высокой награды в
области качества - премии СНГ.
"Конечно же, у нас есть все
возможности получить и Государственный знак качества. Мы являемся
поставщиками двигателей - сердца тяжелой сельхозтехники. К примеру, если
захочет получить Знак качества наш стратегический партнер МТЗ, то без
основного элемента - хорошего двигателя - это сделать не удастся.
Невозможно сделать трактор без основных комплектующих, не
соответствующих Знаку качества. Поскольку мы поставляем двигатели МАЗ,
МТЗ и другим предприятиям, то у нас достаточно высокие шансы
отличиться", - поделился надеждами Валерий Терешко.
О месте качества в экономической политике Минского моторного завода
ММЗ своим продуктом стремится поддерживать национальную идею
"белорусский - значит качественный". Это непростой труд. Для этого нужно
эффективно применять известные международные методы и техники
обеспечения качества (8D, PPAP, FMEA) и создавать новые, отечественные.
"Собирая
двигатель из 300 комплектующих, моторный несет ответственность за
каждого поставщика и берет на себя обязательство заниматься их развитием
до уровня, удовлетворяющего потребителя, - подчеркнул Валерий Терешко. -
Например, если через 1 тыс. часов эксплуатации выйдет из строя одна из 3
тыс. свечей, мы уже обязаны учитывать эту проблему и брать ее на
вооружение, искать и устанавливать причину, прорабатывать и исключать в
дальнейшем дефект двигателя".
Сейчас для цифрового обозначения
дефектности используется шкала измерений в миллионных долях - ppm. "Если
это перевести на количество ошибок, допускаемых работниками ММЗ, то на
каждого будет введено не более одной ошибки в год. Представьте, какими
виртуозами должны быть наши сотрудники! И они ими будут", - акцентировал
внимание он.
В свою очередь Иван Бакун отметил: "Система
менеджмента качества - это и есть работа предприятия. Первым и основным
пунктом является то, что система должна постоянно совершенствоваться.
Без этого движения она умирает. По заключению таких компетентных
органов, как БелГИСС, БелГИМ, система менеджмента качества на ММЗ одна
из лучших в Республике Беларусь. Мы стремимся постоянно ее улучшать".
"Девиз
моторного: "Главная цель - качество, главная ценность - люди!" Развитие
системы идет от обнаружения проблемы, - констатировал Валерий Терешко. -
Основная задача для нас - поднять ответственность у сотрудников за
результаты своего труда и не допускать сокрытия проблем. Ведь как только
это произойдет, завод прекратит свое развитие".
Таким образом,
каждый из сотрудников Минского моторного завода вносит неоценимую лепту в
поддержание функционирования производства, обеспечение высокого
качества производимой продукции и продвижение белорусской промышленности
на мировой арене. А в нынешний Год качества у предприятия есть все
шансы достичь высоких показателей и достойных оценок, не сбавляя темпов
по выпуску качественной продукции.
БЕЛТА.-0-