Десятки уникальных зданий формируют неповторимый образ белорусской столицы, такой, какой мы ее любим. Во многом это заслуга известного архитектора Олега Воробьева. В 2022 году зодчий отпраздновал бы свое 75-летие и 50-летие творческой деятельности. За эти полвека он оставил 75 вех, каждая из которых становилась новой вершиной его творчества и украшением Минска, Солигорска и других городов Беларуси. Увы, но год назад заслуженного архитектора Республики Беларусь Олега Воробьева не стало. Но память о нем осталась в его работах.
Так уж сложилось, что авторов известных литературных, музыкальных, художественных произведений знает и стар и млад. А вот создателей шедевров архитектуры, к сожалению, не всегда помнят. Хотя они так же, как и писатели или скульпторы, вложили в свое детище частичку души. И точно так же сделали наш несовершенный мир чуточку краше.
Если вы начнете составлять свой личный топ самых красивых, впечатляющих, оригинальных современных зданий столицы, то в нем обязательно несколько позиций займут проекты Олега Воробьева. Он одним из первых начал преображать город, придавая его облику черты ХХI века. Даже несмотря на то, что первые знаковые проекты появились задолго до миллениума.
Например, здание "Белвнешэкономбанка" на улице Заславской построено в 1988-м, почти 35 лет назад. Оно не только получило высшую архитектурную премию тех времен - медаль Союза архитекторов СССР в номинации "Лучшая постройка", но и было отмечено иностранными экспертами. Итальянский архитектурный журнал L`ARCA назвал здание "элегантным иностранцем, забредшим на советский пустырь".
Затем этих "элегантных иностранцев" стало значительно больше. Головные офисы почти половины белорусских банков находятся в зданиях, построенных по проектам Олега Воробьева. Таким образом, архитектор стал "законодателем моды" в этом направлении.
Первый образец постсоветской архитектуры в белорусской столице также связан с архитектором. Речь идет о Минском международном образовательном центре им. Йоганнеса Рау. Вдохновленные творчеством Казимира Малевича, Олег Воробьев и немец Рихард Пиршке создали архитектурный ансамбль в стиле кубизма, которым прославился художник.
Впрочем, здания, построенные архитектором, украшают не только столицу - они есть во многих городах Беларуси. Особняком стоит Солигорск: в нем архитектор начинал свою творческую карьеру. Сегодня его творения - административное 21-этажное здание "Беларуськалия" и Дворец пионеров - знаковые для этого города.
В 1991 году архитектор создал собственную проектную творческую мастерскую, которая позже превратилась в архитектурное бюро Varabyeu Partners - международную архитектурно-дизайнерскую компанию.
Именно она создала великолепный комплекс Falcon с отелем Marriott на проспекте Победителей, здание "Белоруснефти" на Лещинского. По проекту Олега Воробьева реконструирована Минская фабрика-кухня, которой вернули первоначальный вид 1930-х годов. Это - объект историко-культурного наследия.
Но, пожалуй, наиболее ярким образцом современной архитектуры в Минске является спроектированное под руководством Олега Арсеньевича здание Белорусской калийной компании, в котором сейчас размещается офис Банка развития.
"Гармоничное решение, основанное на графическом воплощении кристалла калия, может удивить и профессиональных архитекторов, и тех, кто далек от этой сферы. Общая идея здания - максимум цвета, света и стекла. Сплошное остекление фасадов стирает границы между интерьерами и окружающей средой, ломаные линии и острые углы обеспечивают отражение и преломление солнечных лучей, трансформирующихся в неповторимый мерцающий узор. В плане здание имеет 2 крыла, объединенных в общую композицию. Она же в свою очередь - функциональный символ компании, для которой проектировали здание", - так описывал авторскую идею Олег Воробьев в одном из интервью.
Наследие Олега Воробьева, заслуженного архитектора Республики Беларусь, академика Международной академии архитектуры, награжденного медалью "За трудовые заслуги" - более 75 реализованных проектов. Но мастер работал не в одиночку: поддержкой и опорой Олега Арсеньевича всегда была его семья. Жена Алла шла с ним руку об руку более 40 лет.
Дети - Арсений и Ольга - более 15 лет назад стали партнерами в совместном семейном бизнесе. Вместе они реализовывали известные всем проекты. И сейчас успешно продолжают дело отца, создавая завтрашний день архитектуры.
При жизни знаменитый мастер дал много интервью, в которых часто рассказывал о своем видении творчества, роли архитектуры в жизни страны. Благодаря им можно сформулировать основные принципы, которым следовал Олег Воробьев на своем творческом пути.
● В архитектуре не бывает мелочей.
● В историческом центре можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать.
● Главное в архитектуре - это идея, которая придает зданию уникальность и неповторимость… В композиции должно быть столько элементов, сколько не помешает человеку смотреть на них, не уставая.
● Мое кредо - сдержанная гармония.
● Любимому делу нужно отдаваться без остатка.
● Профессия зодчего уникальная…. Воплощенные творения архитектора всегда на виду, всегда удостаиваются хотя бы мимолетного взгляда. Это очень большая ответственность, поэтому, на мой взгляд, надо стремиться создавать архитектуру, не стареющую со временем.
● Главный постулат в архитектуре - это "не навреди". Новые объекты должны не уничтожать прошлое, а выгодно его подчеркивать, делая внешний облик города более современным.
"Вершины в архитектуре нет. Есть только путь к вершине, который является высшей целью архитектора, источником недовольства собой и удовлетворения одновременно", - всегда повторял Олег Воробьев. Память о нем останется в тех шедеврах, которые он оставил на пути к своей вершине.