Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Культура

РЕПОРТАЖ: Стежки мастерства городокских хранителей народной культуры

27.02.2017 | 12:47

Не так давно в Беларуси были подведены итоги конкурса "Человек Года культуры", которые напомнили, что рядом с нами живут и скромно творят великие дела уникальные люди. Среди них - директор Дома ремесел и фольклора Центра традиционной культуры и народного творчества Городокского района Витебской области Марина Гущо, большой репортаж о которой, что символично, прошлый раз мы делали ровно 10 лет назад, когда она стала лауреатом премии Президента Беларуси "За духовное возрождение".

Какие достижения обеспечили ей новый "груз" наград, и на чем теперь, спустя десятилетие, она строит работу по возрождению, сохранению традиций и развитию современных направлений художественного творчества, мы решили узнать вновь из первых уст.

Для Марины Гущо 2016 год оказался урожайным на звания: кроме признания "Человеком Года культуры", она стала еще народным мастером.

"Это не только мои заслуги - всего Дома ремесел. Изначально мы подавали заявку на звание заслуженного коллектива. Приезжал к нам и председатель Белорусского союза мастеров народного творчества Евгений Сахута, и другие гости, чтобы посмотреть, как мы работаем. И вот итог. А еще, начиная с 2013 года, мы постоянно побеждаем в республиканском фестивале-ярмарке ремесел "Вясновы букет". Я думаю, это потому, что у нас не по одному мастеру красиво выставляются, а сразу 3-4 - и у каждого красивейшие коллекции: здесь и спиральное плетение, и вышивка, и керамика. У нас 12 великолепных мастеров, вот почему Дом ремесел занимает первое место. А еще, потому что у нас все построено на взаимопомощи", - рассуждает директор учреждения.

За годы экспедиций городокские этнографы и энтузиасты исследовали каждый уголок района в поисках аутентичных вещей, ремесленных техник, характерных именно для своей территории. "Все, что можно было сохранить, мы сохранили, возродили - у каждого мастера есть целая коллекция изделий, созданных один к одному по образцу находок из деревень. Когда вдруг находим еще что-то новенькое, так радуемся, что можно что-то восстановить! Но это редкость, так что теперь стараемся работать на развитие", - добавляет Марина Гущо.

Однако есть направления, в которых возрождение и сохранение есть, а вот развиваться некуда. Например, что нового можно привнести в рушники? Если ажурное ткачество можно использоваться в современных изделиях - делать шали, салфетки, или, например, для вышивки тоже применения достаточно, то у тканых рушников функция и эстетика неизменны. Вот и получается, что "тчэ, забыўшыся, рука", а ценителей этой, прямо скажем, недешевой красоты по пальцам пересчитать можно.

Конечно, применение вещам "под старину" находится: для тематических интерьеров или для особых событий. Например, мастер по вышивке Татьяна Мисникова говорит, что мужские льняные рубашки старинного кроя с орнаментом разбирают на больших ярмарках как горячие пирожки. "Берут чаще иностранцы в качестве сувенира. Или наши опять же на подарок за границу", - поясняет мастер.

К слову, Татьяна искусно владеет техникой перевити, которая характерна для городокских рушников. Людям, далеким от рукоделия, может показаться, что кружевные вставки в полотне - это ажурное ткачество. На самом деле, объясняет мастер, на участке ткани обрезается часть нитей, другие выдергиваются, образуя сетку, на которой вышивается узор. Причем тоже разными способами: бывает перевить с настилом, штопкой, паутинкой, цветная и другие.

Но все-таки аутентичность в совокупности с ручным трудом и натуральными материалами - дорогое удовольствие, которое не каждый может себе позволить. Да и не особо стремится. Потому не только в Беларуси, но и в России, Польше, куда время от времени учреждение выбирается на ярмарки, торговля идет не так бойко, как хотелось бы. "Думаю, сейчас всех этих героических людей в Доме ремесел держит одна лишь любовь к своему делу, к искусству. Мне хочется, чтобы наши мастера были больше востребованы, чтобы их труд больше ценили, работы - покупали. Потому стараемся как-то удивить народ, придумываем новинки, совмещаем техники или делаем то, что больше нужно в быту, - корзинки, посуду, хлебницы, сухарницы и прочее", - объясняет собеседница.

Марина Гущо показывает инновационный (насколько вообще возможно это слово применить к традиционным промыслам) продукт сотворчества трех мастеров, в том числе двух народных, - панно, в котором совмещены техники ткачества, гончарного искусства и спирального плетения. Данная техника, кстати, как элемент нематериального историко-культурного наследия предложена к включению в Государственный список ценностей в 2017-2020 годах. И в Городке ее возрождают сразу несколько умельцев, в том числе и народный мастер Людмила Горовая.

Создавать сувенирную и не только красоту для выставок и ярмарок мастерам помогают их ученики - посетители кружков. Всего в Доме ремесел действуют 12 кружков, в которых тонкости и характерные для Городокщины особенности разных ремесел постигают и дети, и взрослые, и пенсионеры. Популярно гончарство: лепка не занимает много времени, дает разгуляться фантазии и очень нравится людям всех возрастов.

Любят керамику, равно как и ткачество, лозоплетение, люди с инвалидностью: сначала Дом ремесел посещали две группы из отделения дневного пребывания, сейчас уже формируется третья. В классе у народного мастера по соломо- и лозоплетению Василия Симанковича стоит такой целебный древесный аромат, что и уходить не хочется.

"Наша заслуга еще и в том, что все преподаватели - с высшим педагогическим образованием. Они не просто в совершенстве владеют своим ремеслом, но и знают, как его правильно преподнести, доступно объяснить любому ученику, найти подход и наладить общение", - считает Марина Гущо.

К нам присоединяются две красивые молодые девушки, бывшие подмастерья, а теперь полноценные мастера: по гончарству - Екатерина Шамардинова и по ткачеству - Яна Клименко. "Скоро станет самой лучшей ткачихой!" - так ее представляет нам руководитель Дома ремесел и показывает работу "ученицы" - сотканное шерстяное полотно для платка. Преемнице уже знакомы техники выборного, браного, переборного, фактурного ткачества.

"Пора браться за ажурное", - предлагает Марина Гущо девушке. А та с радостью отвечает, что давно хотела научиться. И, похоже, первым ее заданием станет изготовление тканой ажурной фаты - в дополнение к уже имеющимся городокским традиционным костюмам невесты и жениха.

Именно эта техника, возрожденная городокской мастерицей, включена в список объектов нематериального наследия Беларуси со статусом историко-культурной ценности. "Ажурное ткачество всюду было, просто мы его возродили. Видимо, на худграфе Витебского госуниверситета им. П.Машерова мне привили хороший вкус, поэтому, когда я впервые увидела ажурное полотно, поняла, что у этой техники есть будущее", - поясняет собеседница.

Мастерица показывает нам рушник, за который получила Гран-при на международном конкурсе ткачества в далеком 2001 году.

А затем усаживается за небольшой горизонтальный станок (или верстак), который муж ей смастерил для более удобной транспортировки на выездные мастер-классы, и объясняет, что самое сложное в этой технике.

"Видите сетку? Вот ее ткать сложнее всего, а узор простой. К тому же я тку изо льна, а он в узелках и катышках, рвется постоянно. Потому за лен мало кто берется. Зато постираешь такой рушник пару раз - совсем как из бабушкиного сундука становится", - рассказывает Марина Гущо.

Заправить станок - тоже дело нелегкое. Например, чтобы выткать 20 м ткани, двум мастерицам придется провести 3-4 дня у станка почти безвылазно. Так что взаимопомощь мастеров клуба, особенно когда "горит" задание по изготовлению коллекции костюмов, вполне объяснима.

"У нас нет именно городокского строя. Ориентируемся на Сураж, который ближе всего, и делаем свой "местечковый" костюм. Что, впрочем, не помешало нам в 2016 году взять Гран-при областного конкурса народного костюма "Сцяжкі майстэрства". Мы решили сделать реконструкцию народного строя в технике набойки. Она была широко распространена не только на Витебщине. Одно время в Городке был мастер, который оставил после себя большое наследие. Мы взяли в музее образцы, которые носили именно на территории Городокского района, и сделали на их основе коллекцию из 9 костюмов", - рассказывает Марина Гущо.

Сама по себе техника набойки очень сложная и дорогостоящая: сначала на белой ткани орнамент "набивался" вапой (особый резервирующий состав из камеди, глинки, клея, медного купороса и других компонентов), высушивался, потом ткань погружалась в чан с индийской синей краской индиго, после высыхания полотно стиралось, вапа облазила, открывая на синей ткани белый узор.

"Мы сделали имитацию: чтобы "набить" рисунок на ткань, на доске выкладывали замысловатым узором гвоздики и прочие элементы, покрытые белой краской - и этим своеобразным штампом делали оттиск на ткани. А потом шили наш местечковый строй, добавляли вышивку, другие элементы. Получилось очень красиво", - делится секретами ремесла собеседница.

Один из девичьих нарядов коллекции - "вилочку" - корреспонденту БЕЛТА даже позволяют примерить и покрасоваться. Умели же наши предки достойно наряжаться! Неиссякаемый источник вдохновения и идей для современных дизайнеров.

Сейчас у Дома ремесел в работе новая коллекция костюмов - зимних и осенне-весенних - для очередного конкурса "Сцяжкі майстэрства" и для личного пользования клубов: ношения на праздники, ярмарки и гуляния.

Ткань для платка, которую только-только закончила делать Яна Клименко, - тоже для новой коллекции. Девушка уже соткала красивое сине-красное полотно на юбку, 9 м серого шерстяного полотна для насова - рода накладной одежды, надеваемой для тепла или работы. Мастер Светлана Власова уже восстановила один к одному, как в областном краеведческом музее, это изделие, и сейчас наносит последние "штрихи" - декорирует низ рукавов самодельными шнурами. С таким серьезным подходом городокские умельцы в паре стежков от очередных побед в конкурсах.

Сама же Марина Гущо, если прежде специализировалась только на ткачестве, то теперь, как руководитель, должна ориентироваться во всем: и в лозе, и в гончарстве, и в вышивке... "Каждый мастер участвует по несколько раз в году в конкурсах, и мне нужно знать, какие работы лучше представить. Как помочь добиться больших успехов и как повысить ценность ремесленного творчества во всех его проявлениях", - заключает руководитель Дома ремесел.

Екатерина КНЯЗЕВА,

фото Александра ХИТРОВА,

БЕЛТА.-0-