Почему-то скульптурное изображение "Золотой Литеры" - награды конкурса печатных СМИ на выставке известного белорусского скульптора Александра Финского "Диалоги", которая открылась 9 ноября в Музее современного изобразительного искусства, попалось на глаза сразу. Объяснимо, впрочем, - профессиональная награда журналистов. Но Александр Михайлович поправил - это не "Литера", а ее прообраз из коллекции Национального художественного музея Беларуси.
- Это собственность музея и называется работа "Адчуванне ўзлету". Когда много лет назад шла речь о символе конкурса, Министерство информации Беларуси выбрало эту работу, и на ее основе появилась та самая "Золотая Литера", которую ежегодно вручают пишущим. Это, можно сказать, ее прародительница, - рассказал скульптор.
Выставку известный мастер назвал "Диалоги". Почему, рассказывает корреспонденту БЕЛТА сам, не дожидаясь вопроса.
- У каждого художника наступает момент, когда хочется высказаться, и тогда он показывает зрителю свой труд. В моей мастерской за последние несколько лет накопилось очень много работ, которые практически никто не видел. Более 20 из них не экспонировались прежде, а графические изображения выношу на суд зрителя впервые.
Выставка - это своеобразное приглашение к диалогу зрителя, от которого мастер ждет и одобрения, и оценки. Любопытно, например, какой будет реакция на графические работы. Всего экспонируются 30 таких, есть серия, посвященная музыке, джазу (у Александра Михайловича супруга и сын - музыканты, и самому ему музыка не чужда), другая - связи Вселенной и человека.
- Наверняка, многие сделают открытие, узнав, что вы и график…
- Может, станут говорить, что не своим делом занимаюсь. Я не претендую на определенную технику. Моя графика связана со скульптурой, она во многом скульптурная и потому может быть интересна. Я мыслю не плоскостью, а пространством, объемом. Изображение на каждом из этих листов может быть скульптурой, - показывает Александр Финский.
Не иначе как диалогом мастер считает и работу с материалом.
- Когда художник начинает творить, у него возникает диалог с материалом, потому что каждый имеет свой характер и становится в руках либо помощником, либо наоборот. Когда скульптор чувствует и понимает его пластику, выразительные возможности, тогда материал становится соавтором. Если же художник ошибается с выбором, то ему трудно реализовать задумку. Вдобавок, я бы назвал работу скульптора еще и диалогом с прошлым, когда создавая он рассуждает, анализирует. Это особенно проявляется в монументальных работах, которые связаны с историей, знаковыми личностями в истории и культуре, - поделился мастер.
Судя по количеству работ Александра Финского, его диалог с материалом состоялся. Только на выставке представлено около 80 произведений, в основном созданных в последние 3-4 года. Это выполненные в бронзе, граните, дереве, мраморе, гипсе, шамоте скульптуры. Их художник располагал так, чтобы не мешали одна другой, не перекрывали друг друга, ведь каждая работа требует своего пространства.
Известный белорусский скульптор работает в жанре станкового, медальерного и монументального искусства. Александр Финский - автор памятника Симеону Полоцкому в Полоцке, Адаму Мицкевичу в Минске, Максиму Танку в Мяделе, мемориального комплекса "Красный Берег" в поселке Красный Берег Гомельской области, мемориала "Яма. Минское гетто", знака "Нулевой километр" на Октябрьской площади в белорусской столице. Скульптуры для Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси художник делал в коллективе с другими мастерами. Обо всех этих работах посетителям выставки напомнят (ведь кто не знает эти известные композиции?) масштабные фотоплакаты, на которых изображены монументальные произведения.
Любимую работу мастер указать затруднился. "К каждой есть определенное отношение, да и, возможно, самая главная та, которую еще создаешь, - так говорят", - заулыбался скульптор. Но все же одну, по-своему особенную, выделил.
"Это тема природы, будущего материнства. Такая аллегорическая вещь, могу представить только аналогию с картиной "Весна" Боттичелли", - сказал мастер.
Общаясь на открытии выставки в Музее современного изобразительного искусства с журналистами, директор Национального центра современных искусств Наталья Шарангович отметила, что считает творчество Александра Финского уникальным. Одной из лучших работ скульптора искусствоведы называют композицию "Вечерний блюз" - фигура саксофониста, чья длинная тень в лучах заката вмонтирована прямо в тротуар. С точки зрения Натальи Шарангович, эта работа - квинтэссенция творчества мастера. "Ощущение, что классика превращается в пластику, - это действительно уникальное явление для нашего искусства", - поделилась она.
Окунуться в мир скульптора Александра Финского и мир скульптур мастера у минчан и гостей столицы есть возможность до 26 ноября.
Жанна КОТЛЯРОВА,
фото Максима ГУЧЕКА.
БЕЛТА.-0-