Настройщик фортепиано - профессия не для всех и, по расхожему мнению, находится на грани исчезновения. Неудивительно, что знания о таком ремесле передаются от отца к сыну. В семье Янковских это стало традицией, так как уже четыре поколения работают над настройкой, регулировкой и реставрацией фортепиано. Сергей вместе с женой Юлией и сыном Тимофеем трудятся на недавно открывшейся "Фабрике фортепиано" в Минске, где оживляют собранные инструменты и настраивают их на гармоничный лад. Династия Янковских поделилась с корреспондентом БЕЛТА историей семьи, а настройщик Сергей Янковский рассказал о тонкой работе над клавишным инструментом.
Сергей Янковский работает с инструментом уже 26 лет. Он знаком с этой сферой с самого детства, когда отец показывал, как настраивать и ремонтировать пианино в музыкальной школе. "Потом, уже в юности, он брал меня к себе в мастерскую. Мне понравилась работа с инструментом и свободный график, потому что в этой специальности можно самому регулировать рабочее время. У нас соединились настройщики по маминой и папиной линии, потому что жили в Борисове. Можно сказать, так было предопределено судьбой", - рассказал настройщик.
Дедушка Сергея Антон Иосифович Реут изначально работал на небезызвестной Борисовской фабрике пианино. Руководство предприятия отправило его помочь организовать фабрику по производству пианино в городе Орджоникидзе (сейчас Владикавказ. - Прим. БЕЛТА). Он работал в основном регулировщиком из-за проблем со слухом. Это был скрупулезный и кропотливый мастер, за которым закрепилась слава как об одном из лучших мастеров своего дела. Последние годы Антон Иосифович провел на минской ООО "Муза-компани", занимающейся ремонтом и реставрацией клавишных инструментов.
Известным мастером стал и его пасынок Михаил Викторович, тоже реставратор фортепиано. Именно их приглашали в музыкальные школы для настройки и регулировки инструмента. "Это было качество. Отец настраивал и регулировал, а дедушка занимался реставрацией механики", - рассказал Сергей. Михаила Викторовича пригласили в Китай для выбора моделей пианино, которые впоследствии станут производить на минской "Фабрике фортепиано".
Жена Сергея Юлия связала свою жизнь с фортепиано по приглашению отца мужа и работает на "Фабрике фортепиано" регулировщицей уже четыре года. "Мы с Сергеем знакомы с нулевого класса, жили в одном районе. Когда поженились, борисовская фабрика уже не брала учеников. Сергей обучался у своего отца и деда, и вот уже 26 лет он работает настройщиком фортепиано, - рассказала Юлия. - Я все время была домохозяйкой и растила детей, занималась их воспитанием, образованием и домом. А потом дети пошли учиться в университеты, и уже надо было мне куда-то идти".
Четвертое поколение династии открыл младший сын Тимофей, которому не понравилось учиться на менеджера-экономиста, поэтому он тоже пошел работать на фабрику, где уже около двух лет обучается мастерству настройки музыкального инструмента и продолжает совершенствоваться. Совсем недавно три поколения Янковских работали на минской фабрике фортепиано. Несмотря на то, что Михаил Викторович ушел на заслуженную пенсию, он до сих пор не забывает производство и радеет за него.
"Это очень интересно, потому что своими глазами видишь, как инструмент сначала лежит на складе по запчастям и постепенно становится таким, каким мы его привыкли видеть. Ты постепенно доводишь его до ума, параллельно учишься чему-то новому, потому что каждый инструмент индивидуален и к каждому нужен особенный подход", - поделилась Юлия.
В производстве фортепиано задействовано несколько специалистов, среди них - настройщик, регулировщик и сборщик. "Настройщик приводит фортепиано к идеальному для музыканта звучанию по частоте. Регулировщик налаживает клавиши инструмента по всем стандартам, чтобы пианино соответствовало всем нормам игры. При нажатии клавиш должны соблюдаться определенные параметры", - рассказал Сергей Янковский.
К слову, чтобы настраивать пианино, музыкальный слух не нужен. Настройщик пытается разложить звук на несколько составляющих, сравнивая клавиши и настраивая звук по интервалам. Музыкант же обращает внимание на другие параметры. Каждый инструмент отличается изготовлением, струнами, звуком. Задача настройщика - найти максимально хорошее звучание, и с ней Сергей успешно справляется, что доказывают положительные отзывы профессиональных музыкантов. А вот одно фортепиано производится около двух месяцев, потому что требует минимум четырех настроек. Поэтому настройщики работают параллельно над несколькими инструментами.
По мнению Сергея Янковского, для работы настройщиком одних навыков недостаточно - у человека должен быть определенный характер. "Больше всего такая работа подойдет человеку, который предпочитает быть в одиночестве. Необходимо много времени проводить наедине с инструментом. Работа с инструментом занимает много времени, - рассказал он. - Настройщик должен быть отчасти перфекционистом, тут не бывает ничего приблизительного - нужна точность".
Сергей совмещает работу на фабрике с настройкой инструментов в музыкальных школах, где около 80% пианино давно устарело. "Хотелось бы, чтобы все музыкальные школы были оснащены новыми фортепиано. Последние поставки инструментов "Беларусь" Борисовской фабрики пианино были сорок лет назад. Они уже выработали весь свой ресурс", - сказал он.
"Фабрика фортепиано" открыта по поручению Президента с целью заменить старые инструменты в музыкальных школах. "Дети в Беларуси талантливые, они хотят играть и с удовольствием это делают. А играть приятнее на новом инструменте", - добавила Юлия.
Фото Максима ГУЧЕКА.
БЕЛТА.-0-